Игровая технология как средство развития сенсорного восприятия детей.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Игровая технология как средство развития сенсорного восприятия детей.
Учитель – логопед: Мятлева О. А.
Во все времена сенсорное развитие было и остается актуальным и востребованным в процессе полноценного развития и воспитания детей. Оно является одним из ведущих направлений воспитательно- образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 г. № 1155 « Об утверждении ФГСО ДО», где указано, что « познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира ».
Огромную роль в коррекционной работе с детьми с ОНР играет сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Современные ФГОС и уровень информации требуют все больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребенка с общим недоразвитием речи. Процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи). Поэтому сенсорному развитию младших дошкольников с ОНР должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.
Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребенка с ОНР и создает прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимым для успешного освоения программы и социальной адаптации в детском коллективе.
Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба.
Дидактическая игра как средство развития интеллекта ребенка выступает и как средство развития сенсорного восприятия, и как средство сенсорного развития в целом. Таким образом, игра - необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников с ОНР со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине предметов.
Цели технологии – не меняя ребенка и не переделывая его, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживание взрослого.
Игровая технология- это совокупность специальный набор форм, методов, способов приемов обучения и воспитательных средств. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
В работе с детьми, имеющими речевую патологию мы сталкиваемся с проблемами в их обучении, и приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на мой взгляд, является использование игровых технологий в логопедической работе.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления, развитию словаря и коррекции речи.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.
Игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса. С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_tehnologiya_kak_sredstvo_razvitiya_sensornogo_vospriyatiya_detey.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая технология как средство развития сенсорного восприятия детей.
Учитель – логопед: Мятлева О. А.
Во все времена сенсорное развитие было и остается актуальным и востребованным в процессе полноценного развития и воспитания детей. Оно является одним из ведущих направлений воспитательно- образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 г. № 1155 « Об утверждении ФГСО ДО», где указано, что « познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира ».
Огромную роль в коррекционной работе с детьми с ОНР играет сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Современные ФГОС и уровень информации требуют все больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребенка с общим недоразвитием речи. Процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи). Поэтому сенсорному развитию младших дошкольников с ОНР должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.
Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребенка с ОНР и создает прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимым для успешного освоения программы и социальной адаптации в детском коллективе.
Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба.
Дидактическая игра как средство развития интеллекта ребенка выступает и как средство развития сенсорного восприятия, и как средство сенсорного развития в целом. Таким образом, игра - необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников с ОНР со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине предметов.
Цели технологии – не меняя ребенка и не переделывая его, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживание взрослого.
Игровая технология- это совокупность специальный набор форм, методов, способов приемов обучения и воспитательных средств. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
В работе с детьми, имеющими речевую патологию мы сталкиваемся с проблемами в их обучении, и приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на мой взгляд, является использование игровых технологий в логопедической работе.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления, развитию словаря и коррекции речи.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.
Игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса. С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по игровой технологии интеллектуально - творческого развития детей 3 -7 лет "Сказочные лабиринты игры"
Перспективный план по развивающим играв Воскобовича составлен на вторую младшую группу согласно ФГТ....
Игровая технология развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР и ОНР
Фрагмент технологии, используемой в логопедической рабрте со старшими дошкольниками с ФФНР и ОНР...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...
Консультация для родителей "Игровые приёмы развития фонематического восприятия детей 5-6 лет"
Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....
Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В. В. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабир
Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В.В. «Иг...
Перспективный план по игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Перспективный план по игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в подготовительной гр...