Развивающие зоны для воспитанников с ОВЗ в дошкольном учреждении
статья по коррекционной педагогике

Антошина Юлия Александровна

     Развивающие зоны для воспитанников с ОВЗ в группах детского сада 

Антошина Ю.А.  педагог-психолог,

Мордвинова Е.А.  учитель-логопед

 

Создание условий для коррекционно-развивающей работы   и  проектирования  предметно-пространственной среды     в группах общеразвивающей направленности для воспитанников с ОВЗ разных категорий   является актуальным.

      Для  повышения эффективности профилактической, развивающей, коррекционной  работы с детьми ОВЗ,   нами была изучена нормативно-правовая документация,  выделены зоны  для  развивающих центров в каждой возрастной группе. Они  содержали  игровой материал  на познавательно-речевое, эмоционально-личностное развитие.  Игры использовались воспитателями в группах для индивидуальной работы с детьми,  испытывающие  трудности в освоении ООП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антошина Ю.А.,  Мордвинова Е.А.

Развивающие зоны для воспитанников с ОВЗ в группах детского сада

       

      Создание условий для коррекционно-развивающей работы   и  проектирования  предметно-пространственной среды     в группах общеразвивающей направленности для воспитанников с ОВЗ разных категорий   является актуальным.

      Для  повышения эффективности профилактической, развивающей, коррекционной  работы с детьми ОВЗ,   нами была изучена нормативно-правовая документация,  выделены зоны  для  развивающих центров в каждой возрастной группе. Они  содержали  игровой материал  на познавательно-речевое, эмоционально-личностное развитие.  Игры использовались воспитателями в группах для индивидуальной работы с детьми,  испытывающие  трудности в освоении ООП.

     В течение ряда лет предметно-пространственная среда в группах пополнялась, видоизменялась. Были систематизированы, дополнены, обновлены центры  речевой, эмоциональной, познавательной, коммуникативной активности,  в том числе нестандартными авторскими играми, которые способствуют  разностороннему развитию  воспитанников.

В   дошкольном учреждении функционирует   педагогическая    гостиная      «МыВместе», где  учитель-логопед, педагог-психолог проводят совместные мероприятия:

  • консультации для воспитателей групп с детьми с ОВЗ  «Нормативно-правовое обеспечение    психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ»,   «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности», «Организация развивающих центров  воспитанников с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности». В ходе консультативной работы воспитателям  был предложен чек-лист по организации  и наполнению центра коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в общеразвивающей направленности, где обозначены   основные блоки и структурные компоненты.  К каждому блоку специалистами был подобран игровой развивающий материал и оформлен в виде картотек.
  • мастер-классы по  обучению педагогов  практическим  навыкам использования игр и упражнений в зависимости от индивидуальных особенностей,  трудностей воспитанников с ОВЗ  в освоении ООП с учетом рекомендаций ГПМПК, результатов психолого-педагогического обследования специалистов   использовать игры: «Поиграем вместе», «Развиваем речь, играя», «Играй, думай, размышляй», «Развитие связной речи, коммуникативных навыков у дошкольников посредством использования практики моделирования сказок».

Периодичность проведения совместных встреч зависит от запросов воспитателей и в соответствии с  годовым планом  образовательного учреждения, но не реже   одного раза  в 2 месяца.  Это позволило педагогам приобрести основы психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ и освоить навыки работы в системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ с учетом специфики их нарушений.

      В нашем учреждении  функционируют  11 групп общеразвивающей  направленности, в которых  22 воспитанника  имеют заключение ГПМПК (ЗПР, ТНР).

        Для данных детей в группах спроектированы центры развивающей работы.      Это отдельно выделенное пространство в групповой комнате, которое наполнено разнообразным игровым оборудованием для самостоятельной,  совместной с педагогом игровой деятельности и литературой для педагогов, родителей.

       Воспитатели и специалисты ДОУ творчески подошли к   оформлению  центров коррекционно-развивающего обучения.  В каждой группе представлена своя концепция, отражающая внешнее оформление, креативный подход.   Весь игровой и развивающий материал  систематизирован по направлениям развития дошкольников с использованием  цветных индикаторов, знаковых символов.  Так,     в группах, где есть воспитанники с ОВЗ,  появились:  «Космики», «Радужная страна», «Любознайка», «Город  Всезнайка», « Путешествие по морю успешному»,  « Городок правильной речи». Все центры в группах  представлены по определенной модели с учетом четырех направлений (познавательное, эмоционально-личностное, коммуникативное и речевое развитие).  В основе  данной схемы описано  примерное наполнение центров, которое состоит из определенных блоков. Каждый блок  имеет структурные компоненты

    При оформлении центров коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ  использовался  системный, индивидуальный, дифференцированный подходы.

      Дифференциацию  имеющегося игрового оборудования и его  пополнения материала, воспитатели осуществили в зависимости от возраста,  сложности нарушения, уровня освоения ООП ДОУ.  Игры  систематизированы и собраны в картотеки. Вариативность представленных картотек прослеживается в  использовании скоросшивателей-накопителей, в виде  библиотечных каталогов, символов (геометрические фигуры, значки, цветовые индикаторы и т.д.). В каждой группе есть подборка игр  с использованием электронных образовательных ресурсов: ссылки на сайты,  QR-коды игр и упражнений, в том числе авторские электронные игры, литературные источники.

-Познавательный блок содержит  игры, развивающие такие познавательные процессы как внимание, мышление, восприятие, память, мелкую моторику, воображение. Большое внимание мы уделяем развитию интеллектуальных способностей. Данный блок  пополнен поисково-развивающими играми для дифференцированного развития интеллектуальных способностей дошкольников 5-7 лет, которые в рамках проектной деятельности были модернизированы, разработаны: логические конструкторы «Будем смышлеными»  и  логические тренажеры  «Играй, думай, размышляй» Данные игры  адаптированы и систематизированы с учетом: возраста воспитанников, степени сложности (базовый, основной, повышенной сложности)   успешности освоения воспитанниками ООП  ДОУ.

-Эмоционально-личностный блок включает в себя материалы для релаксации, психологической разгрузки,  эмоционально-развивающие игры, упражнения на  распознавание эмоций, создание адекватной самооценки,  на снижение агрессивности,  конфликтности, тревожности,  умение владеть собой в различных ситуациях,  обучения приемам саморегуляции, повышению  уверенности в своих возможностях.

Коррекционно-развивающая работа с песком включает в себя арттерапевтические игры на развитие мелкой моторики,  сенсорных навыков, позволяет стабилизировать эмоциональное состояние, выразить свои переживания, освободиться от напряжения, повыщенной тревожности.

-Коммуникативный блок  расширяет возможности детей в общении, помогает взаимодействовать друг с другом,  развивать умение выражать свои мысли и договариваться друг с другом, позволяет приобретать навыки сотрудничества и согласованные действия в команде. В каждой возрастной группе  в коммуникативном блоке представлен стенд « Мое желание, мой выбор», используемый в рамках технологии эффективной социализации  «Утренний и вечерний круг». Это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

Дети играют в игры   «Найдем волшебные слова», «Комплименты», «Угадай по голосу» и др.

 В основу речевого блока  входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие всех компонентов речи: произносительная сторона (речедвигательные навыки, речевое дыхание, голосообразование, воспроизведение звуков и их сочетаний, просодика -темп, ритм, мелодика и интонация речи); фонематическое восприятие, анализ, синтез, представления; лексика; грамматика; связная речь. Материал подобран и систематизирован с учетом возрастных и индивидуальных особенности детей, структуры  речевых нарушений.

       Данный блок был пополнен дидактическими играми для дифференцированного развития речевых навыков и элементов логического мышления дошкольников 5-7 лет, которые были разработаны в рамках проектной площадки.

Игры адаптированы и систематизированы  с учетом:

•возраста воспитанников (5-7 лет);

•успешности освоения воспитанниками ООП ДОУ (область речевое развитие);

•степени сложности (базовый, основной и оптимальный уровни сложности). Данные  игры  входят в АОП и используются в коррекционно-развивающей работе. Закрепленные речевые навыки вводятся в  практику свободного речевого общения детей в различные виды их деятельности.

          Весь игровой материал  может использоваться педагогами  для индивидуальной  работы, а также с детьми небольшими подгруппами.

      Помимо данных блоков   развивающие центры наполнены методической литературой для педагогов, которая  способствует повышению компетентности  в вопросах сопровождения детей с ОВЗ.

      Немаловажную роль в обучении детей, имеющих особенности здоровья играет помощь родителей. Поэтому в центрах  представлен материал для консультаций с родителями, который оформлен в виде банка  с электронными и цифровыми  образовательными ресурсами.  Банк представляет собой медиатеку игр, упражнений и консультаций,  направленных на ознакомление со способами развития таких детей в домашних условиях, в свободное время и содержит   игровой материал, видеоматериал, ссылки на развивающие сайты, сайты с детской литературой и т.д.

        Эти формы   постоянного оперативного взаимодействия педагогов и родителей предоставляют  дополнительные возможности:  быстро донести важную информацию, без использования бумажных носителей, позволяет  повысить компетентность родителей в любое удобное время, что способствует формированию у них положительной  мотивации в коррекционно-развивающей работе  с детьми.

        В заключении хотелось бы отметить, что использование в работе модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ дает педагогам возможность понять свои успехи и неудачи, пересмотреть некоторые методы взаимодействия, используемые с детьми и родителями, профессионально совершенствоваться и пополнять свои знания.

Литература

1. Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003г.;

2.  Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5;

3. Микляева Н.В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ, серия Библиотека Воспитателя / Н.В. Микляева. - М.: Сфера;

4. Новоселова С.А., Павлова Л.Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007г.;

5. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.;

6.Образование и  психологическое здоровье: сборник материалов научно-практической конференции: т.1- Самара: Антошина Ю.А., Мордвинова Е.А.  Проектирование центров коррекционно-развивающего обучения для воспитанников с ОВЗ в дошкольном учреждении. ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» 2021 г.  

7. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003г.;

8. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н.В. - СПб., 2007г.;

9. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000г.

10. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012

11. «Справочник педагога-психолога. Детский сад»  г. Москва, ООО «МЦФЭР-пресс» 2016,  №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль практического психолога в создании условий для развивающего взаимодействия педагога с детьми в дошкольном учреждении.

Основные функции педагога-психолога в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффекти...

развивающая зона в кабинете дошкольного психолога

Вариант создания пазвивающей , пространственно-игровой среды  в кабинете педагога-психолога дошкольного учреждения...

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....

Инициативно-творческая группа "Составление проекта организации развивающей среды помещений и групповых ячеек дошкольного учреждения в процессе проведения плановой реновации"

Документы, подтверждающие участие в работе ИТГ по оформлению помещений ДОУ и организации развивающей предметно-пространственной среды групп после проведения плановой реновации...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Предметно-развивающая среда является мощным фактором, обогащающим детское развитие. Эта среда побуждает ребенка к активной деятельности, способствует формированию эстетических чувств и отношений. Кром...

«Создание развивающей предметно-пространственной среды на территории дошкольного учреждения с учётом регионального компонента»

Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении. Одним из таких условий явл...