Развивающие зоны для воспитанников с ОВЗ в дошкольном учреждении
статья по коррекционной педагогике
Развивающие зоны для воспитанников с ОВЗ в группах детского сада
Антошина Ю.А. педагог-психолог,
Мордвинова Е.А. учитель-логопед
Создание условий для коррекционно-развивающей работы и проектирования предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей направленности для воспитанников с ОВЗ разных категорий является актуальным.
Для повышения эффективности профилактической, развивающей, коррекционной работы с детьми ОВЗ, нами была изучена нормативно-правовая документация, выделены зоны для развивающих центров в каждой возрастной группе. Они содержали игровой материал на познавательно-речевое, эмоционально-личностное развитие. Игры использовались воспитателями в группах для индивидуальной работы с детьми, испытывающие трудности в освоении ООП
Скачать:
Предварительный просмотр:
Антошина Ю.А., Мордвинова Е.А.
Развивающие зоны для воспитанников с ОВЗ в группах детского сада
Создание условий для коррекционно-развивающей работы и проектирования предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей направленности для воспитанников с ОВЗ разных категорий является актуальным.
Для повышения эффективности профилактической, развивающей, коррекционной работы с детьми ОВЗ, нами была изучена нормативно-правовая документация, выделены зоны для развивающих центров в каждой возрастной группе. Они содержали игровой материал на познавательно-речевое, эмоционально-личностное развитие. Игры использовались воспитателями в группах для индивидуальной работы с детьми, испытывающие трудности в освоении ООП.
В течение ряда лет предметно-пространственная среда в группах пополнялась, видоизменялась. Были систематизированы, дополнены, обновлены центры речевой, эмоциональной, познавательной, коммуникативной активности, в том числе нестандартными авторскими играми, которые способствуют разностороннему развитию воспитанников.
В дошкольном учреждении функционирует педагогическая гостиная «МыВместе», где учитель-логопед, педагог-психолог проводят совместные мероприятия:
- консультации для воспитателей групп с детьми с ОВЗ «Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ», «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности», «Организация развивающих центров воспитанников с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности». В ходе консультативной работы воспитателям был предложен чек-лист по организации и наполнению центра коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в общеразвивающей направленности, где обозначены основные блоки и структурные компоненты. К каждому блоку специалистами был подобран игровой развивающий материал и оформлен в виде картотек.
- мастер-классы по обучению педагогов практическим навыкам использования игр и упражнений в зависимости от индивидуальных особенностей, трудностей воспитанников с ОВЗ в освоении ООП с учетом рекомендаций ГПМПК, результатов психолого-педагогического обследования специалистов использовать игры: «Поиграем вместе», «Развиваем речь, играя», «Играй, думай, размышляй», «Развитие связной речи, коммуникативных навыков у дошкольников посредством использования практики моделирования сказок».
Периодичность проведения совместных встреч зависит от запросов воспитателей и в соответствии с годовым планом образовательного учреждения, но не реже одного раза в 2 месяца. Это позволило педагогам приобрести основы психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ и освоить навыки работы в системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ с учетом специфики их нарушений.
В нашем учреждении функционируют 11 групп общеразвивающей направленности, в которых 22 воспитанника имеют заключение ГПМПК (ЗПР, ТНР).
Для данных детей в группах спроектированы центры развивающей работы. Это отдельно выделенное пространство в групповой комнате, которое наполнено разнообразным игровым оборудованием для самостоятельной, совместной с педагогом игровой деятельности и литературой для педагогов, родителей.
Воспитатели и специалисты ДОУ творчески подошли к оформлению центров коррекционно-развивающего обучения. В каждой группе представлена своя концепция, отражающая внешнее оформление, креативный подход. Весь игровой и развивающий материал систематизирован по направлениям развития дошкольников с использованием цветных индикаторов, знаковых символов. Так, в группах, где есть воспитанники с ОВЗ, появились: «Космики», «Радужная страна», «Любознайка», «Город Всезнайка», « Путешествие по морю успешному», « Городок правильной речи». Все центры в группах представлены по определенной модели с учетом четырех направлений (познавательное, эмоционально-личностное, коммуникативное и речевое развитие). В основе данной схемы описано примерное наполнение центров, которое состоит из определенных блоков. Каждый блок имеет структурные компоненты
При оформлении центров коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ использовался системный, индивидуальный, дифференцированный подходы.
Дифференциацию имеющегося игрового оборудования и его пополнения материала, воспитатели осуществили в зависимости от возраста, сложности нарушения, уровня освоения ООП ДОУ. Игры систематизированы и собраны в картотеки. Вариативность представленных картотек прослеживается в использовании скоросшивателей-накопителей, в виде библиотечных каталогов, символов (геометрические фигуры, значки, цветовые индикаторы и т.д.). В каждой группе есть подборка игр с использованием электронных образовательных ресурсов: ссылки на сайты, QR-коды игр и упражнений, в том числе авторские электронные игры, литературные источники.
-Познавательный блок содержит игры, развивающие такие познавательные процессы как внимание, мышление, восприятие, память, мелкую моторику, воображение. Большое внимание мы уделяем развитию интеллектуальных способностей. Данный блок пополнен поисково-развивающими играми для дифференцированного развития интеллектуальных способностей дошкольников 5-7 лет, которые в рамках проектной деятельности были модернизированы, разработаны: логические конструкторы «Будем смышлеными» и логические тренажеры «Играй, думай, размышляй» Данные игры адаптированы и систематизированы с учетом: возраста воспитанников, степени сложности (базовый, основной, повышенной сложности) успешности освоения воспитанниками ООП ДОУ.
-Эмоционально-личностный блок включает в себя материалы для релаксации, психологической разгрузки, эмоционально-развивающие игры, упражнения на распознавание эмоций, создание адекватной самооценки, на снижение агрессивности, конфликтности, тревожности, умение владеть собой в различных ситуациях, обучения приемам саморегуляции, повышению уверенности в своих возможностях.
Коррекционно-развивающая работа с песком включает в себя арттерапевтические игры на развитие мелкой моторики, сенсорных навыков, позволяет стабилизировать эмоциональное состояние, выразить свои переживания, освободиться от напряжения, повыщенной тревожности.
-Коммуникативный блок расширяет возможности детей в общении, помогает взаимодействовать друг с другом, развивать умение выражать свои мысли и договариваться друг с другом, позволяет приобретать навыки сотрудничества и согласованные действия в команде. В каждой возрастной группе в коммуникативном блоке представлен стенд « Мое желание, мой выбор», используемый в рамках технологии эффективной социализации «Утренний и вечерний круг». Это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Дети играют в игры «Найдем волшебные слова», «Комплименты», «Угадай по голосу» и др.
В основу речевого блока входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие всех компонентов речи: произносительная сторона (речедвигательные навыки, речевое дыхание, голосообразование, воспроизведение звуков и их сочетаний, просодика -темп, ритм, мелодика и интонация речи); фонематическое восприятие, анализ, синтез, представления; лексика; грамматика; связная речь. Материал подобран и систематизирован с учетом возрастных и индивидуальных особенности детей, структуры речевых нарушений.
Данный блок был пополнен дидактическими играми для дифференцированного развития речевых навыков и элементов логического мышления дошкольников 5-7 лет, которые были разработаны в рамках проектной площадки.
Игры адаптированы и систематизированы с учетом:
•возраста воспитанников (5-7 лет);
•успешности освоения воспитанниками ООП ДОУ (область речевое развитие);
•степени сложности (базовый, основной и оптимальный уровни сложности). Данные игры входят в АОП и используются в коррекционно-развивающей работе. Закрепленные речевые навыки вводятся в практику свободного речевого общения детей в различные виды их деятельности.
Весь игровой материал может использоваться педагогами для индивидуальной работы, а также с детьми небольшими подгруппами.
Помимо данных блоков развивающие центры наполнены методической литературой для педагогов, которая способствует повышению компетентности в вопросах сопровождения детей с ОВЗ.
Немаловажную роль в обучении детей, имеющих особенности здоровья играет помощь родителей. Поэтому в центрах представлен материал для консультаций с родителями, который оформлен в виде банка с электронными и цифровыми образовательными ресурсами. Банк представляет собой медиатеку игр, упражнений и консультаций, направленных на ознакомление со способами развития таких детей в домашних условиях, в свободное время и содержит игровой материал, видеоматериал, ссылки на развивающие сайты, сайты с детской литературой и т.д.
Эти формы постоянного оперативного взаимодействия педагогов и родителей предоставляют дополнительные возможности: быстро донести важную информацию, без использования бумажных носителей, позволяет повысить компетентность родителей в любое удобное время, что способствует формированию у них положительной мотивации в коррекционно-развивающей работе с детьми.
В заключении хотелось бы отметить, что использование в работе модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ дает педагогам возможность понять свои успехи и неудачи, пересмотреть некоторые методы взаимодействия, используемые с детьми и родителями, профессионально совершенствоваться и пополнять свои знания.
Литература
1. Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003г.;
2. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5;
3. Микляева Н.В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ, серия Библиотека Воспитателя / Н.В. Микляева. - М.: Сфера;
4. Новоселова С.А., Павлова Л.Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007г.;
5. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.;
6.Образование и психологическое здоровье: сборник материалов научно-практической конференции: т.1- Самара: Антошина Ю.А., Мордвинова Е.А. Проектирование центров коррекционно-развивающего обучения для воспитанников с ОВЗ в дошкольном учреждении. ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» 2021 г.
7. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003г.;
8. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н.В. - СПб., 2007г.;
9. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000г.
10. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012
11. «Справочник педагога-психолога. Детский сад» г. Москва, ООО «МЦФЭР-пресс» 2016, №9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль практического психолога в создании условий для развивающего взаимодействия педагога с детьми в дошкольном учреждении.
Основные функции педагога-психолога в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффекти...
развивающая зона в кабинете дошкольного психолога
Вариант создания пазвивающей , пространственно-игровой среды в кабинете педагога-психолога дошкольного учреждения...
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....
Инициативно-творческая группа "Составление проекта организации развивающей среды помещений и групповых ячеек дошкольного учреждения в процессе проведения плановой реновации"
Документы, подтверждающие участие в работе ИТГ по оформлению помещений ДОУ и организации развивающей предметно-пространственной среды групп после проведения плановой реновации...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Предметно-развивающая среда является мощным фактором, обогащающим детское развитие. Эта среда побуждает ребенка к активной деятельности, способствует формированию эстетических чувств и отношений. Кром...
«Создание развивающей предметно-пространственной среды на территории дошкольного учреждения с учётом регионального компонента»
Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении. Одним из таких условий явл...