Методическая разработка: "Использование игр и игровых упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе логопеда".
методическая разработка по коррекционной педагогике

Оксана Викторовна Заяц

Методическая разработка:

"Использование игр и игровых упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе логопеда". 

Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корнями в дошкольный возраст.

Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, т.е. хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно, фиксировать устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется, так как слышится». К сожалению, даже это удается не всем детям, и у многих из них уже впервые месяцы пребывания в школе возникают специфические трудности в освоении письма, которые свидетельствуют о предпосылках возникновения дисграфии.

 Если у ребенка к началу школьного обучения еще не сформировались зрительно-пространственные отношения, зрительный анализ и синтез, то он не сможет полноценно усвоить начертания букв,  и неизбежно будет путать их на письме. Или ребенок, не различающий на слух близкие по звучанию звуки, обязательно будет допускать на письме замены букв.

   В процессе работы с детьми, страдающими ТНР (ОНР), я столкнулась с тем, что дети испытывают  значительные трудности в  различении на слух близких по произношению звуков, трудности звукового и слогового анализа и синтеза,  в их речи часто встречаются аграмматизмы.

  Для решения данной проблемы мною были определены следующие пути решения, которые повысят результативность логопедической работы. Несколько изменив форму и содержание обучающих занятий, я стала использовать в работе комплексно-игровой метод организации подгрупповых занятий. Мною разработаны конспекты совместной деятельности логопеда с детьми по всем лексическим темам, и игры и упражнения к ним в которые включены  элементы грамоты.

Пособия, используемые в совместной деятельности детей и логопеда, позволяют не только расширить словарь  и  грамматический строй речи, но и способствует развитию языкового анализа и синтеза, что помогает успешно подготовить ребенка к школьному обучению и минимизировать риск возникновения дисграфии и дислексии в младшем школьном возрасте.

 Подбор игр и развивающих упражнений в рамках одной лексической темы, повышает качество обучения т.к.  одновременно формирует речевую и познавательную активность воспитанников.

 

Описание игр и игровых пособий по профилактике дисграфии и дислексии в рамках одной лексической темы: «Транспорт»

  1. Игры с использованием различных круп

Цель:

  • развитие мелкой моторики и точности движений пальцев ведущей руки.
  • совершенствование слогового анализа и синтеза

Материал: картон на пластилиновой основе с контурным изображением букв, крупы – рис и греча.

Описание: дети выкладывают из крупы буквы по контуру на пластилиновую основу. Читают слоги и составляют из них слова.

  1. Игра: «Слоговой поезд»

Цель: Закрепить умение делить умение делить на слоги.

Материал:

  • пособие «Слоговой поезд»
  • Карточки со словами по теме: «Транспорт»

Описание:  Ребенок читает слово, делит на слоги, кладет в нужный вагончик в соответствии с количеством слогов.

  1. Игра: «Слова рассыпались»

Цель: Совершенствование навыков слогового синтеза

Материал:

  • Пособие «Клоун»
  • Карточки со слогами по теме «Транспорт»

Описание: Ребенок из перепутанных слогов составляет слова

  1. Игра: «Он, она, они»

Цель: совершенствовать навык употребления в речи родовых окончаний существительных

Материал:

  • фланелеграф, картинки –символы с местоимениями ОН, ОНА, ОНИ.
  • слова на картинках по лексической теме «Транспорт»

Описание: ребенок читает слово и прикрепляет его под соответствующим символом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.docx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка"Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме, как средства подготовки и обучения детей дошкольного возраста плаванию"

Использование здоровьесберегающих технологий в игровой формепозволяет более эффективно  решать задачи сохранения и укрепления здоровья детей,а обучение плаванию более интересным для ребенка....

Игры и игровые упражнения по профилактике дисграфии для будущих первоклассников, посещавших логопедическую группу

Консультация для родителей будущих первоклассников. Игры и игровые упражнения по профилактике различных видов дисграфии....

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...

Использование игр и упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе с детьми с ОВЗ

Игры и упражнения по профилактике и коррекции чтения и письма удетей дошкольного возраста с ОНР...

Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи...

Буклет для родителей "Игры и упражнения для профилактики ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ у детей старшего дошкольного возраста"

Буклет для родителей "Игры и упражнения для профилактики ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ у детей старшего дошкольного возраста". При скачивании файла, сохраняется формат буклета....

Методическая разработка:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация.          Игра - это планета, на которой обитает ребенок дошкольного возраста. Практически любые проблемы, возникающие в процессе музыкального во...