Методическая разработка "Развитие лексико-грамматических категорий в процессе автоматизации звука "р". Лексическая тема "Зима"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Конспект поможет педагогам и родителям организовать занятия с детьми, имеющими трудности в произношении звука "р". Разнообразные упражнения, задания, игры помогут автоматизировать непослушный звук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_no2_r_-_kopiya.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности
Развитие лексико-грамматических категорий в процессе автоматизации звука "Р" у дошкольников с ОНР. Лексическая тема"Зима. Животные ".
Цели: Развивать интегративные качества детей.
Закрепление произношения звуков "Р","Рь" изолированно, в словах и предложениях.
Обогащать словарь детей по темам "Зима, животные".
Задачи:
Образовательные:
- Развивать у детей логическое мышление, внимание, память.
- Развивать диалогическое общение детей: умение слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, рассуждать.
- Закреплять знания и представления детей о природе, животных.
- Обогащать словарь.
- Развивать фонематические представления детей. Совершенствовать умение выделять первый звук в слове.
- Совершенствовать звуко-буквенный анализ слогов (учить составлять слоги из отдельно предложенных букв, упражнять в чтении слогов).
- Совершенствовать умение соотносить заданный звук и букву.
- Совершенствовать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.
- Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки.
- Формировать навыки самоконтроля.
Коррекционные:
- Развивать эмоциональную отзывчивость при общении.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать навык написания заданного узора (графо-моторные навыки)
- Уточнить артикуляцию звука "Р".
- Закрепить навык правильного произношения звуков "Р","Рь" в словах и предложениях.
- Развивать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
- Совершенствовать умение образовывать антонимы.
- Совершенствовать связную речь.
Технологии:
Здоровьесберегающие, развивающие игры.
Демонстрационный материал: мультимедийный проэктор, экран, картинный материал -животные, зима; предметные картинки, в названии которых есть звук "Р", "Рь", карточки схемы, кукла.
Раздаточный материал: простые карандаши, буквы.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент.
1) Знакомство с героем .
- Сегодня у нас в гостях кукла - мальчик Рома. У него есть очень любимый звук, если вы, ребята отгадаете с какого звука начинается его имя, то узнаете это.
Уточняется характеристика звука "Р","Рь", положение органов артикуляции при произношении этих звуков.
2) Работа с буквой.
- Все ли помнят, как выглядит буква "Р".
На фланелеграфе и на доске выставляется изображение буквы.
3) Артикуляционная гимнастика.
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим
Слайд № 1 - Язычок
Упражнения:
"Чашечка", "Вкусное варенье", "Орешки", "Лошадка", "Подуть на кончик языка", "Парус", "Маляр".
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1) Закрепление изолированного произношения звука "Р".
- Рома любит играть в разные игры и предлагает ребятам поиграть с его грузовичком.
Детям выставляется пособие-игра, где грузовичок едет по дороге только в том случае, если заведется мотор у машины.
2) Дидактическая игра "Собери картинку" (Разрезная картинка "Паровоз")
Дети собирают паровоз и определяют, что необычного они заметили. Весь паровоз состоит из геометрических фигур.
Называют части паровозика - их цвет и форму:
- прямоугольный красный корпус
- квадратная оранжевая труба
-коричневая прямоугольная кабина
- треугольные оранжевые окошки
- черные круглые колеса
- серая прямоугольная крыша
3) Образование существительных с уменьшительно -ласкательным суффиксом.
Рома приглашает ребят в волшебное путешествие на паровозике и хочет взять с собой друзей-зверят.
Ребята рассаживают по вагончикам зверей и называют их и детеныша животного.
Кенгуру с кенгуренком, тигра с тигренком, рысь с рысенком, жирафа с жирафенком, барсука с барсучонком.
4) Образование притяжательных прилагательных.
1-ая остановка - Город Мастеров. В нем живут гномики- удивительные мастера, умеющие делать уникальные вещи.
логопед ответы детей
коробки из картона - картонные
стены из кирпича- кирпичные
чашу из серебра - серебряную
стол из дерева - деревянный
футболку из трикотажа - трикотажную
чашку из фарфора - фарфоровую
кофту из шерсти - шерстяную
лодку из резины - резиновую
5) Знакомство с гномиками.
Чтобы узнать имена гномов, надо прочитать буквы на одежде и сложить их в слоги.
(РА, РО, РУ, РИ, РЫ)
6) 2-ая остановка - Зимняя сказка.
Рассматривание картины "Зима". Слайд.
Логопед читает стихотворение А.С. Пушкина:
Идет волшебница зима.
Пришла. Рассыпалась: клоками
Повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сровняла пышной пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки -зимы.
Беседа по картине. Называем приметы зимы.
Дети подбирают определения к слову ЗИМА. Зима сказочная, причудливая, красивая и т.д.
7) Дети придумывают зимние слова в названии которых есть звук "Р". Слайд (подсказка).
Например: сугробы, рукавицы, мороз, ветер, снегирь, красивые узоры, пурга, снегурочка, снежная горка, январь, февраль, декабрь и др.
8) Дидактическая игра "Найди отличия"
Предлагается картинка "Новогодняя елка".
Слева на елке 2 шара, а справа 3 шара.
Слева на елке гирлянда из флагов и лампочек, а справа из шаров.
Слева подарок синего цвета, а справа - красного.
Слева есть фонарик, а справа -нет.
9) Физкультурная пауза.
Раз, два - стоит ракета Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют купол ракеты
Три, четыре - самолет Ноги врозь, руки в стороны.
Раз, два - хлопок в ладоши
Три, четыре - идем вперед Шагаем на месте, высоко поднимая колени.
Повторяем 2 раза.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.
Из-за елки появляется Снежная Королева. Слайд. Она хочет заморозить ребят и зверят и предлагает отгадать ее загадки.
1) Антонимы.
В сказке зло победит .... добро.
Обидел враг, поддержал ... друг.
Зимою холод, а летом .... жара.
Дождик навевает грусть, а солнышко дарит - ..... радость.
Тепло на юге, а холодно на .... севере.
2) Повторить скороговорки, записанные на магнитофоне:
ор-ор-ор- мы идем во двор
ор-ор-ор -на юге много гор
ор-ор-ор - в огороде помидор
ор-ор-ор -не заводится мотор
ор-ор-ор - сели куры на забор
ра-ра-ра - хорошая игра
ру-ру-ру - затеваем мы игру
ры-ры-ры - прилетели комары
ру-ру-ру - увидали кенгуру
3) Развитие зрительного внимания.
-Найти букву "Р" среди изображений на картине. (Пособие)
- "Что забыл нарисовать художник?"
У петушка нет гребешка, у стула -ручки, у часов - цифры, у коровы нет рогов.
4) Физкультурная пауза № 2.
Потрудились, отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Поднимаем руки - это раз.
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперед смотри - это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять.
5) Работа с буквами.
Относительные прилагательные.
Детям предлагаются объемные буквы из гороха, риса, картона, перловой крупы, звездочек-бусин.
Дети выбирают себе букву и называют ее - например: гороховая буква, из гороха, обводят и заштриховывают ее.
Снежная Королева возвращается в свой замок на севере, т.к. ребят ей не победить.
РЕЛАКСАЦИЯ
1) Звучит музыка, ребята на паровозике "приезжают" в садик.
2) Мальчик Рома благодарит ребят за интересные работы.
3) Обсуждение: что понравилось больше всего?
Какие виды работ хотелось бы сделать еще?
С какими героями встретится?
Что нового узнали?
4) Из-за елки появляется Дед-Мороз и дарит подарки ребятам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексико - грамматическое развитие дошкольников в процессе обучения математике
развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников...
Методическая разработка к занятию непосредственно-образовательной деятельности Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Домашние животные».
Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп ДОУ....
Формирование лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звуков (карточки с домашними заданиями)
Данный материал поможет логопедам , воспитателям и родителям формировать лексико-грамматический строй речи у детей с речевыми нарушениями в процессе автоматизации определенного звука. Карточки содержа...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языкав старшей группе по лексической теме «Деревья»....
Методическая разработка к занятию непосредственно-образовательной деятельности Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Дикие животные жарких стран».
Данный материал предназначен для проведения логопедических занятий в компенсирующей группе ДОУ для детей с ТНР ОНР 2-3 уровня, первого года обучения....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект занятия Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Дикие животные наших лесов».
Данный материал предназначается учителям-логопедам, воспитателям компенсирующих групп ОВЗ ТНР...
Формирование лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звука [С] по лексической теме «Транспорт».
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с РАС....