Методическая разработка "Развитие лексико-грамматических категорий в процессе автоматизации звука "р". Лексическая тема "Зима"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Лисичик Наталья Викторовна

Конспект поможет педагогам и родителям организовать занятия с детьми, имеющими трудности в произношении звука "р". Разнообразные упражнения, задания, игры помогут автоматизировать непослушный звук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_no2_r_-_kopiya.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности

Развитие лексико-грамматических категорий в процессе автоматизации звука "Р"            у дошкольников с ОНР. Лексическая тема"Зима. Животные ".

Цели:  Развивать интегративные качества детей.

Закрепление произношения звуков "Р","Рь" изолированно, в словах и предложениях.

Обогащать словарь детей по темам "Зима, животные".

Задачи:

Образовательные:

  • Развивать у детей логическое мышление, внимание, память.
  • Развивать диалогическое общение детей: умение слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, рассуждать.
  • Закреплять знания и представления детей о природе,  животных.
  • Обогащать словарь.
  • Развивать фонематические представления детей.  Совершенствовать умение  выделять первый звук в слове.
  • Совершенствовать звуко-буквенный анализ слогов (учить составлять слоги из отдельно предложенных букв, упражнять в чтении слогов).
  • Совершенствовать умение соотносить заданный звук и букву.
  • Совершенствовать связную речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.
  • Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки.
  • Формировать навыки самоконтроля.

Коррекционные:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость при общении.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать навык  написания заданного узора  (графо-моторные навыки)
  • Уточнить артикуляцию  звука "Р".
  • Закрепить навык правильного произношения  звуков  "Р","Рь" в словах и предложениях.
  • Развивать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  • Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
  • Совершенствовать умение образовывать антонимы.
  • Совершенствовать связную речь.

Технологии:

Здоровьесберегающие, развивающие игры.

Демонстрационный материал: мультимедийный проэктор, экран,  картинный материал -животные, зима; предметные картинки, в названии которых есть звук "Р", "Рь", карточки схемы, кукла.

Раздаточный материал: простые карандаши, буквы.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Организационный момент.

1) Знакомство с героем .

- Сегодня у нас в гостях  кукла - мальчик Рома. У него есть  очень любимый звук, если вы, ребята отгадаете с какого звука начинается его имя, то узнаете это.

Уточняется характеристика звука "Р","Рь", положение органов артикуляции при произношении этих звуков.

2) Работа с буквой.

- Все ли помнят, как выглядит буква "Р".

На фланелеграфе и на доске  выставляется изображение буквы.

3) Артикуляционная гимнастика.

Все ребята по порядку

Утром делают зарядку

Язычок наш хочет тоже

 На детишек быть похожим

Слайд № 1 - Язычок

Упражнения:

"Чашечка", "Вкусное варенье", "Орешки", "Лошадка", "Подуть на кончик языка", "Парус", "Маляр".

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1) Закрепление изолированного произношения звука "Р".

 - Рома любит играть в разные игры и предлагает ребятам поиграть с его грузовичком.

Детям выставляется  пособие-игра, где грузовичок едет по дороге только в том случае, если заведется мотор у машины.

2) Дидактическая игра "Собери картинку" (Разрезная картинка "Паровоз")

Дети собирают  паровоз и определяют, что необычного они заметили.   Весь паровоз состоит из геометрических фигур.

Называют  части паровозика - их цвет и форму:

- прямоугольный красный корпус

- квадратная оранжевая труба

-коричневая прямоугольная кабина

- треугольные оранжевые окошки

- черные круглые колеса

- серая прямоугольная крыша

3) Образование существительных с уменьшительно -ласкательным суффиксом.

Рома приглашает ребят в волшебное путешествие на паровозике и хочет взять с собой друзей-зверят.

Ребята рассаживают по вагончикам зверей и называют их  и детеныша животного.

Кенгуру с кенгуренком, тигра с тигренком, рысь с рысенком, жирафа с жирафенком, барсука с барсучонком.

4) Образование притяжательных прилагательных.

1-ая остановка - Город Мастеров. В нем живут гномики- удивительные мастера,  умеющие делать уникальные вещи.

 логопед                                            ответы детей

коробки из картона -      картонные

стены из кирпича-           кирпичные

чашу из серебра -            серебряную

стол из дерева -               деревянный

футболку из трикотажа -  трикотажную

чашку из фарфора -        фарфоровую

кофту из шерсти  -             шерстяную

лодку из резины  -             резиновую

5) Знакомство с гномиками.

Чтобы узнать имена гномов, надо прочитать буквы на одежде и сложить их в слоги.

(РА, РО, РУ, РИ, РЫ)

6) 2-ая остановка - Зимняя сказка.

Рассматривание картины "Зима". Слайд.

Логопед читает стихотворение  А.С. Пушкина:

Идет волшебница зима.

 Пришла. Рассыпалась: клоками

Повисла на суках дубов.

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сровняла пышной пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки -зимы.

Беседа по картине. Называем приметы зимы.

Дети подбирают определения к слову ЗИМА.  Зима  сказочная, причудливая, красивая и т.д.

7) Дети придумывают зимние слова в названии которых есть звук "Р".   Слайд (подсказка).

Например: сугробы, рукавицы, мороз, ветер, снегирь, красивые узоры, пурга, снегурочка, снежная горка, январь, февраль, декабрь и др.

8) Дидактическая игра "Найди отличия"

Предлагается картинка "Новогодняя елка".

Слева на елке 2 шара, а справа 3 шара.

Слева на елке гирлянда из флагов и лампочек, а справа из шаров.

Слева подарок синего цвета, а справа - красного.

Слева есть фонарик, а справа -нет.

9) Физкультурная пауза.

Раз, два - стоит ракета                  Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют купол ракеты

Три, четыре - самолет                   Ноги врозь, руки в стороны.

Раз, два - хлопок в ладоши

Три, четыре - идем вперед          Шагаем на месте, высоко поднимая колени.

Повторяем 2 раза.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.

Из-за елки появляется Снежная Королева. Слайд. Она хочет заморозить ребят и зверят и предлагает отгадать ее загадки.

1) Антонимы.

В сказке зло победит  ....        добро.

Обидел враг, поддержал  ...    друг.

Зимою холод, а летом  ....  жара.

Дождик навевает грусть, а солнышко   дарит -  .....     радость.

Тепло на юге, а холодно на  ....     севере.

2) Повторить скороговорки, записанные на магнитофоне:

оррр- мы идем во двор

оррр -на юге много гор

оррр - в огороде помидор

оррр -не заводится мотор

оррр - сели куры на забор

ра-ра-ра - хорошая игра

ру-ру-ру - затеваем мы игру

ры-ры-ры - прилетели комары

ру-ру-ру - увидали кенгуру

3) Развитие зрительного внимания.

-Найти букву "Р" среди изображений на картине. (Пособие)

- "Что забыл нарисовать художник?"

У петушка нет гребешка, у стула -ручки, у часов - цифры, у коровы нет рогов.

4) Физкультурная пауза № 2.

Потрудились, отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Поднимаем руки - это раз.

Повернулась голова - это два.

Руки вниз, вперед смотри - это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам  прижать - это пять.

5) Работа с буквами.

Относительные прилагательные.

Детям предлагаются объемные буквы из гороха, риса, картона, перловой крупы, звездочек-бусин.

Дети выбирают себе букву и называют ее - например: гороховая буква, из гороха, обводят и заштриховывают ее.

Снежная Королева возвращается в свой замок на севере, т.к. ребят ей не победить.

РЕЛАКСАЦИЯ

1) Звучит музыка, ребята на паровозике "приезжают" в садик.

2) Мальчик Рома благодарит ребят за интересные работы.

3) Обсуждение: что понравилось больше всего?

Какие виды работ хотелось бы сделать еще?

С какими героями встретится?

Что нового узнали?

4) Из-за елки появляется Дед-Мороз и дарит подарки ребятам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексико - грамматическое развитие дошкольников в процессе обучения математике

развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников...

Формирование лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звуков (карточки с домашними заданиями)

Данный материал поможет логопедам , воспитателям и родителям формировать лексико-грамматический строй речи у детей с речевыми нарушениями в процессе автоматизации определенного звука. Карточки содержа...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языкав старшей группе по лексической теме «Деревья»....