Глухонемые или глухие, как правильно?
статья по коррекционной педагогике
Термин "глухонемые" не соответствует действительности. Немой - это человек, который не может говорить. Почти все глухие и слабослышащие - могут говорить голосом, некоторые - неотличимо от слышащих.
Мир меняется непрерывно, а область человекознания меняется все быстрее и быстрее, все науки, сопряженные со знаниями о человеке - каждый день. Уточняется и меняется терминология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Глухонемые или глухие, как правильно? | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Глухонемые или глухие, как правильно?
Начнем с того, что термин "глухонемые" не соответствует действительности. Немой - это человек, который не может говорить. Почти все глухие и слабослышащие - могут говорить голосом, некоторые - неотличимо от слышащих.
Мир меняется непрерывно, а область человекознания меняется все быстрее и быстрее, все науки, сопряженные со знаниями о человеке - каждый день. Уточняется и меняется терминология. Благодаря интернету обмен информацией и новостями из научного сообщества стал мгновенным. Появились новые понятия этики - нельзя глухого называть глухим, слепого слепым, инвалида инвалидом. Можно обтекаемо сказать "человек с нарушением зрения", "человек с нарушением слуха", да еще и важно указать степень нарушения, чтобы понятно было, о чем речь. Ведь человек с близорукостью, даже не носящий очки - это тоже "человек с нарушением зрения". Вот и получается, вместо короткого термина - длинное определение.
Итак, для тех, кто не соприкасался с миром слабослышащих людей, но видел их, как они беззвучно разговаривают, машут руками, краткая информация, как их учеба устроена в нынешний момент.
Почти все дети с нарушениями слуха попадают в специальную школу. Что такое специальная школа? Специальная школа - это организованная школа под конкретное нарушение, в нашем случае - под частичную или полную утрату слуха. Все в ней задумано так, чтобы упростить неслышащим детям процесс обучения. Для детей из далеких областей - есть жилые помещения, спальни, игровые комнаты, медпункт. Родители забирают их на выходные или на каникулы, в зависимости, от расстояния до школы. На крайнем севере, где специальных школ мало, приходится добираться на настоящих собаках и оленях, там не особо разъездишься по выходным. Да, интернат. Да, грустная история. Но потеря слуха - уже невесело. Потому что ребенок слабовидящий может "автоматически" научиться говорить, потому что он слышит родителей, это облегчает весь процесс обучения. А неслышащего приходится учить общению и это очень, ОЧЕНЬ сложно.
Итак, в этой школе есть классы, в которых учится по 5-10 детей. В классе есть большая доска, яркие наглядные пособия, чтобы дополнительно привлекать внимание. Эти дети познают мир через глаза, поэтому все продумано, чтобы лишнее - не отвлекало, нужное - помогало сосредоточиться. В классе, кроме учительницы, еще есть помощник-воспитатель, который помогает детям делать домашние задания, закрепляет пройденный материал, играет, одевает на прогулку и решает многие другие задачи.
Кроме обычных школьных предметов слабослышащие дети учатся говорить голосом - ходят к логопеду и сурдопедагогу КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Это очень дорого, если говорить о жизни вне школы. В специальной школе же - это за счет государства. Уровень опыта специалиста силен еще и тем, что он находится в среде своих коллег, может уточнить особенности характера ребенка у классного учителя, посоветоваться с другими учителями, как лучше подойти к ребенку, чем заинтересовать.
Сила специальной школы в ее преемственности, в коллективной работе, где каждый специалист связан с другим, эффективность такой школы на порядок выше, чем, если данного ребенка поместить в обычную школу, обычный класс, где учитель - не знает, как с ним работать, логопед - никогда не работал со слабослышащими, школьный психолог тоже не в силах оказать помощь по интегрированию ребенка в коллектив детей.
Что происходит в кабинете сурдопедагога на занятиях? Ребенок учится правильно произносить звуки, слоги, слова, правильно их склонять, узнает значение новых слов и их применение. Учиться говорить предложения, фразы, учится рассказывать свои мысли, сочинять истории, то есть вся речевая практика, которую слышащий ребенок проходит почти автоматически за счет слушания разговоров взрослых, мультиков, сказок, болтовни со сверстниками - слабослышащему приходится получать искусственно. Да, они общаются с помощью жестов, это быстрее, проще и примитивнее. У жестов нет падежей и склонений. Жестовый язык примитивен, там красный - просто красный. Нет багряного, красноватого, краснеющего, красненького, скрасна, краснющего. Есть просто красный. И так со всеми словами. Изменение экспрессии достигается мимикой и интенсивностью жестикуляции. Примитивнее язык - примитивнее мышление. Поэтому детей в школе учат говорить на полноценном русском языке, насколько это возможно, читать и пересказывать, понимать прочитанное (в книге нет мимики, нужно понимать окончания и приставки), учат говорить так, чтобы быть понятыми в мире слышащих, где немногие владеют языком жестов.
Большинство из них стараются пользоваться во взрослой жизни записочками, телефонами, чтобы передать слышащим свою мысль. Сильный акцент, ошибки в речи - люди слышащие пугаются, реагируют недружелюбно, поэтому вся коммуникация переходит на буквы и жесты. Между собой они тоже не пользуются голосом, зачем, ведь собеседник не слышит. Они общаются жестами. Жестовый язык тоже непрост, он состоит из двух языков - собственно жестового языка - где каждый жест - это целое слово или понятие, и дактиля - азбуки. В дактиле пальцами изображаются "буквы", из которых складывается слово. Например, нужно показать имя и фамилию, название города, какое-то слово, для которого не придумано жеста, в таких случаях используют дактиль.
В других странах - другие жесты и другой дактиль, но в целом глухие из разных стран быстро могут найти общий язык по видеосвязи, так как есть жесты "естественные", такие как указанием пальцем на себя "я", отрицательное движение рукой "нет", и тому подобные.
Так что сейчас "глухой" говорить нежелательно, нужно говорить "ЧЕЛОВЕК С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Не заблудись в глухом лесу
Фронтальная НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Материал позволяет в занимательной форме знакомить детей с началом звукового анализа и синтеза,закрепить понятие г...
Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"
Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух,...
Основы логопедии «Недостатки произношения твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков»
Домашняя контрольная работа...
Характеристика вариантов адаптированной основной общеобразовательной программы для глухих детей
Данная презентация содержит характеристику вариантов адаптированной основной общеобразовательной программы для глухих детей. (СФГОС)...
Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности с глухими и слабослышащими детьми средней группы. «Домик для собачки»
Использование на занятии различных видов изобразительной деятельности....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с глухими детьми. Старшая группа. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя.
Комплексное заняти в старшей группе глухих и слабослышащих дошкольников по развитию речи (проводит учитель-дефектолог) и изобразительной деятельности (проводит воспитатель). Интеграция развития речи и...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в группе глухих детей 2 года обучения «Умная физкультура»
Образовательную деятельность проводили учитель-дефектолог и воспитатель в группе детей с нарушением слуха 2 года обучения....