Особенности работы с аутичными детьми.
консультация по коррекционной педагогике

Волкова Тамара Федоровна

Аутизм и расстройства аутистического спектра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. В чем это выражается? В первую очередь у А.ярко выражено  нарушение развития коммуникации и социальных навыков, для них характерны ограниченные интересы, стереотипные и повторяющиеся действия, неспособность использовать взгляд глаза-в-глаза. Дети-аутисты замыкаются в себе, не хотят и не могут общаться ( в более тяжелых случаях даже с родителями), не реагируют на собственное имя. На фоне ЗПРР развиваются более тяжелые расстройства.

Аутизм - это медицинский диагноз, а значит, и работа с детьми, имеющими подобные нарушения, должна начинаться с помощи специалистов (психиатра, психотерапевта, невролога, психоневролога). Чем раньше поставлен диагноз и выявлена патология, чем раньше начинается лечение и работа с ребенком, тем больше шансов помочь ребенку.

Лечение и работа д.б. комплексными и не должны ограничиваться только занятиями с логопедом и психологом. Необходимо помочь головному мозгу развиваться правильно, (ведь здесь недоразвиты какие-то доли г.м.) а для этого нужно устранить причину нарушения.(чаще всего это гидроцефалия – скопление жидкости в г.м.). Необходима и  медикаментозная помощь, м.б.,микротоковая терапия, обязательны занятия с дефектологом (основной специалист по работе с такими детьми), Лишь при комплексном подходе возможен результат.

    Своевременная постановка диагноза затруднена тем, что большинство родителей не хотят видеть проблемы. Ребенок не говорит? Бегает по кругу, не сидит на месте? Не откликается на имя? Ничего, научится к школе, «догонит» сверстников. Взрослые просо не понимают того, что все эти проявления могут быть следствием расстройств головного мозга. Всё это не значит, что при первом обращении врач сразу ставит диагноз, ребенку дают время «выровняться». Даже в Америке, где более развита психиатрическая служба, средний возраст для постановки диагноза «Аутизм» - 4 года.

Необычное поведение ребёнка с расстройствами аутистического спектра становится заметным к1,5 годам. Ребёнка всё-таки следует незамедлительно показать специалисту при наличии таких признаков:

  • К 12 месяцам жизни ребёнок ещё не лепечет, отсутствует гуленье;
  • К 12 месяцам не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощанье и т.п.). Если малыш видит интересный объект, – он смеётся, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение;
  • К 16 месяцам не выговаривает слов;
  • К 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов (за исключением эхолалии);
  • Если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков;
  • отсутствие эмоциональной зависимости (отсутствие эмоций на лице при прощании или встрече родителей).
  • у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться без видимой причины.

В поведении наблюдаются навязчивые действия: ребенок может постоянно дёргать себя за волосы или наматывать их на палец, ходить на цыпочках, хлопать в ладоши, ребенок может постоянно играть в одну и ту же игру, или носить с собой одну и ту же игрушку. Ребёнок-А. может выстроить все свои игрушки в ряд, а взрослый-А. то же самое может делать с одеждой, повторяя каждый день одно и тоже действие. Те предметы, которые можно поворачивать, открывать или закрывать, больше всего привлекают внимание аутистов. Если А. оставить одного, то он часами может сидеть в одиночестве, крутить или поворачивать какой-либо предмет, включать или выключать свет (монотонные действия).

У А. часто отмечается слуховая гипер- и светочувствительность, сверхчувствительность к прикасанию, необычные привычки при приеме пищи, включая приемы непищевых продуктов, нанесение себе повреждений, заниженная болевая чувствительность, агрессивные проявления и перемены настроения.

2. На сегодняшний момент согласно международной классификации болезней. существует много разных синдромов аутизма – это

Синдром Каннера (А.на фоне умственной отсталости). Ребенок м.б.физически совершенно здоров.

Синдром Аспергера (А.на фоне совершенно сохранного интеллекта),

Речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными. У многих людей с синдромом Аспергера хорошо развитый или даже высокий интеллект, могут владеть  глубокими знаниями по узкой тематике. Синдром часто характеризуется выраженной неуклюжестью.

Синдром Ретта. Психоневрологическое наследственное заболевание, встречается почти исключительно у девочек, является причиной тяжёлой умственной отсталости у девочек.

Развитие ребёнка до 6-18 месяцев протекает нормально, но потом у девочки начинают пропадать приобретённые речевые и двигательные навыки, появляются  стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание. Речь затрудняется, ответы становятся однообразными или эхолалическими, временами речь совсем пропадает (мутизм). Лицо ребёнка постепенно приобретает грустное, «неживое» выражение, взгляд становится расфокусированным или устремлённым в одну точку перед собой. Движения становятся заторможенными. Появляются судорожные припадки.

Дезинтегративное расстройство детского возраста

Редкое расстройство у детей, возникающее после первых двух лет нормального развития. Характерны: резкая утрата прежде усвоенных навыков в таких сферах, как речь, социальные навыки, контроль функций кишечника или мочевого пузыря; нарушается также сенсорно-двигательная координация. В итоге развивается глубокое и необратимое слабоумие.

Причина всех этих расстройств в особенностях развития г.м. у А.

- Лобные доли отвечают за интеллект, логическое мышление. У детей с РАС резко снижена активность лобных долей, отсюда отсутствие познавательной активности, отрешенность. Нарушение логического мышления вызывает непонимание происходящего, ребенок-А.боится всего нового, непривычного; он не понимает, откуда это взялось, зачем это нужно.

- В норме лобные доли контролируют и направляют все остальные зоны г.м. (речевые, двигательные, чувствительные). Например: малыш залез в шкаф и разбросал книги. Почему и зачем?  Лобные доли дали команду из любопытства двигательным зонам доползти до шкафа и вытащить книги, зрительным зонам – посмотреть, что там внутри на страницах. После того, как познавательный интерес удовлетворен, книги и шкаф стали ребенку неинтересны и он направился дальше.

У А. лобные доли спят, а не направляют другие зоны на изучение окружающей действительности. Поэтому А. будет чисто механически листать книгу, не рассматривая.

- Лобные доли в тесной взаимосвязи с речевыми зонами побуждают ребенка к разговору. Всё, что мы говорим - говорим осознанно.

У А. лобные доли спят и не дают задания речевым зонам, поэтому ребенок не понимает обращенной речи, сам не обращается с просьбами, не участвует в диалоге. Он не понимает, что можно попросить и получить желаемое. Фразы чаще всего оборваны, например, аутист произносит: «воды», вместо того, чтобы сказать «я хочу воды» (эхолалия) - так мы повторяем иностранные слова, не понимая их. У детей – А. может отсутствовать речь.

3.  Может быть такое, что в семье есть слабые мутации со стороны мамы, слабые мутации со стороны папы. Сами по себе больным они никого не сделают, но когда они встречаются, такое заболевание возникает у наследовавшего 2 мутации ребенка.

Обратите внимание, что наряду с понятием А. упоминается ещё одно понятие: РАС. В чем различия этих двух понятий?

Аутизм: крайне замкнутые, неговорящие, боящиеся нового, не умеющие играть, монотонно выстраивающие в ряд мелкие игрушки, не способные смотреть глаза-в-глаза.

При Расстройствах аутистического спектра (РАС) степень выраженности аутистических признаков слабее: ребенок разговаривает, лучше сформированы навыки социализации, более-менее общается с 1-2 людьми близкого окружения,  у него наблюдается небольшое количество стереотипных движений.

У А. также имеются нарушения эмоционально-волевой сферы.

Очень часто в раннем детстве или подростковом возрасте проявляется гиперактивность, отсутствует произвольность (не может контролировать себя).

Эмоции подразделяются на примитивные и сложные социальные.

- примитивные – агрессия, страх. Необходимы для выживания в природе (в критических ситуациях, чтобы спастись, нужно испугаться и сбежать либо броситься на врага).

- сложные социальные эмоции – любовь, забота, стеснительность – лобные доли. А т.к. лобные доли «спят», то ребенок не испытывает привязанности к близким и родителям, он не понимает шуток, ему сложно адаптироваться в социуме.

Примитивные эмоции у А.преобладают над сложными. С одной стороны, А. испытывают страхи, но, с другой стороны, не испытывают страх в ситуации опасности, напр.,  не боятся высоты, собак, движущихся машин (не понимают).

4. У А. может проявляться аутоагрессия. 2 причины:

1) Ребенок злится, что окружающая его действительность не соответствует  его потребностям, (напр., он хочет стереотипно перекатывать машинку, а взрослый заставляет его делать что-то другое, и ребенок начинает бить-кусать себя, не понимая, что протест можно выразить словами.

2) у ребенка болит голова. Он не может терпеть, не понимает, что можно пожаловаться взрослому и бьет себя. Гол.боли чаще всего бывают у детей с гидроцефалией). При этом у ребенка хорошо видны вены на висках.

  У многих детей и взрослых, страдающих аутизмом, может быть нечто вроде ритуала. Даже такое занятие, как принятие ванны, может быть очень трудным для аутиста: ему требуется определённый объём воды в ванне, точная температура воды, одно и то же полотенце и мыло ,которыми он пользовался раньше.

5. .Правила общения с ребенком-аутистом.

Ребенку с РАС или А сложнее адаптироваться к д/с, приспосабливаться к новой среде. Поэтому родителям нужно заранее готовить ребенка к саду: рассказывать, показывать, что делают в саду; приучать к режиму.

Ребенку сложно воспринимать речь, состоящую из множества слов (для него такая речь превращается в шум). Фразы должны быть краткими, четкими (посмотри, давай сядем, посмотри книгу…).

Аутисту тяжело находиться долго среди большого количества людей, поэтому ему требуется отдых, уединение. Рекомендуется организовать уголок, где ему было бы спокойно, тихо, где он может отдохнуть.

Если ребенок овладел какими-то стереотипами, навыками (напр., раскладывает одежду, прежде чем надеть на себя), не нужно нарушать его порядок. Если ребенок выстраивает в ряд мелкие игрушки, не выдергивать его из этого, дождаться, когда закончит и лишь потом обращаться к нему.

За таким ребенком требуется повышенное внимание.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ-АУТИСТОМ

Существуют разнообразные программы по развитию детей с А.(АВА, программа раннего поведенческого вмешательства АSSERT(амер.профессор Томас Хигби), холдинг-терапия (тоже разработана амер.психиатром)

Если кратко сказать, то выработка какого-то конкретного навыка проходит в несколько этапов. Все сложные навыки (речь, игра, умение смотреть в глаза и  т.д.) разбиваются на более мелкие и для усвоения каждого действия требуется многократное и длительное повторение. Одна из программ (АВА) дает наибольший эффект, если заниматься с ребёнком по этой методике 30-40 часов в неделю. Дефектолог является специалистом по данной программе. Методика требует чёткого контроля не только за занятиями, но и за созданием дома соответствующих развивающих условий.

  Заключение: У А. высокая активность зрительных зон г.м., поэтому у них хорошая зрительная память, они любят созерцать, подолгу рассматривать.  Среди известных людей немало А.: Альберт Эйнштейн (с трудом вступал в общение), Моцарт, Чарльз Дарвин, Ван Гог…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.

Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....

Особенности психолого-педагогической работы с аутичными детьми дошкольного возраста.

Данный реферат выполнен в рамках обучения на курсах повышения квалификации по дисциплине  - Психолого-педагогическая работа учителя - дефектолога с ограниченными возможностями здоровья ...

Доклад на тему: « Особенности работы с аутичными детьми».

В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать спе...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ логопеда С ДЕТЬМИ c нарушениями аутичного спектра

Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи. Н...

«Детский аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми»

Помните ли вы ощущения детства, когда мечтаешь о новой игрушке, о большой конфете, о походе в цирк, о том, чтобы шнурки сами завязывались. А больше всего мечтаешь о том, чтобы взрослые тебя понимали, ...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми

Основные правила установления контакта, создания оптимальных условий для работы....

Особенности логопедической работы с аутичными детьми

Как показывает опыт, для достижения эффективности в логопедических занятиях с ребенком с аутизмом, необходимо продумать четкий план занятия и следовать ему. Данное условие способствует уверенности и с...