Особенности логопедической работы с аутичными детьми
консультация
Как показывает опыт, для достижения эффективности в логопедических занятиях с ребенком с аутизмом, необходимо продумать четкий план занятия и следовать ему. Данное условие способствует уверенности и спокойствию ребенка. Даже небольшие отклонения от плана могут вызвать бурную негативную реакцию. Особенно на первых порах, когда контакт с ребенком еще только налаживается. Очень хорошо себя зарекомендовали в этом плане картинные варианты предстоящих заданий. Данные картинные планы, по мере их выполнения, можно убирать или переворачивать обратной стороной к ребенку. Главное, чтобы подобных заданий было немного, особенно на первых этапах. Постепенно можно пробовать добавлять новые карточки-задания. Если реакция на их введение негативная, откладываем карточку до следующего занятия. Данный процесс может пройти быстро, а может и затянуться на несколько месяцев. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_logopedicheskoy_raboty_s_autichnymi_detmi.odt | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности логопедической работы с аутичными детьми.
Как показывает опыт, для достижения эффективности в логопедических занятиях с ребенком с аутизмом, необходимо продумать четкий план занятия и следовать ему. Данное условие способствует уверенности и спокойствию ребенка. Даже небольшие отклонения от плана могут вызвать бурную негативную реакцию. Особенно на первых порах, когда контакт с ребенком еще только налаживается. Очень хорошо себя зарекомендовали в этом плане картинные варианты предстоящих заданий. Данные картинные планы, по мере их выполнения, можно убирать или переворачивать обратной стороной к ребенку. Главное, чтобы подобных заданий было немного, особенно на первых этапах. Постепенно можно пробовать добавлять новые карточки-задания. Если реакция на их введение негативная, откладываем карточку до следующего занятия. Данный процесс может пройти быстро, а может и затянуться на несколько месяцев. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Если у ребенка совсем отсутствует речь, то на первых этапах работы, важно добиться какой-либо голосовой реакции на стимул, то есть преодолеть речевой барьер. Мы используем самые разнообразные пособия: игрушки, картинки, предметы-заместители. Простейшие звукоподражания (самолет летит: У-У-У! птичка поет: ИИ-И! волк рычит: Ы-Ы-Ы! стиральная машина гудит: Н-Н-Н! ежик фырчит: Ф-Ф-Ф!) будут способствовать накоплению активного словаря у ребенка на первом этапе логопедической работы с ним. Обязательным условием, которое будет способствовать эффективности логопедической работы на данном этапе, является многократное повторение одного и того же речевого материала. Всякое проявление речи следует поощрять и постараться избегать слов «скажи», «повтори», так как на эти просьбы у ребенка уже могла выработаться негативная реакция. Учитывая, что у детей с аутизмом снижена подражательная речевая деятельность, нужно стремиться создать такие условия, при которых у малыша возникла бы потребность произнести самые элементарные звуковые комплексы.
От простейших звукоподражаний постепенно пробуем переходить к более сложным: девочка заблудилась: АУ! малыш плачет: УА! ослик кричит: ИА! собачка ест: АМ! девочка спит: БАЙ! и т.п.
Накопив достаточное количество звукоподражаний можно переходить к произнесению простейших слов, а затем и простейшим фразам.
В качестве примера хочется выделить игры на подражание, которые я активно использую в работе с детьми с аутизмом:
1. Игра «Покажи нос»
2. Игра «Что пропало»?
3. Игра «Сделай, как я»
Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра длительна во времени. Глубина аутистических расстройств не позволяет учителю-логопеду сразу приступить к развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходима предварительная работа по установлению контакта с ребенком, развитию понимания обращенной речи. Как показывает опыт работы – начальному этапу логопедической работы с детьми с РАС важно уделить особое внимание и время. И при этом сделать все, чтобы у ребенка формировался интерес – это один из важных показателей эффективности логопедической работы.
На всех этапах работы для логопеда часто более важно сформировать у
ребенка желание общаться чем добиться усвоения учебного материала.
Аутичный ребенок нуждается в строго расписанном распорядке дня.
Логопедическая работа отличается от традиционной в виду специфичности речевых расстройств. В работе с аутичными детьми не всегда применимы традиционные логопедические приемы.
Особенности поведения ребенка-аутиста.
-не смотрит в глаза,
-не играет со сверстниками,
-не испытывает радость,
-не нуждается в контакте и общении с окружающими,
-повторяет одни и те же слова или предложения,
-выполняет одни и те же механические движения,
-играет только с определенными игрушками,
-общается только с одним членом семьи,
-избирателен в еде.
Рекомендации по работе с детьми – аутистами
-взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому,
-принимайте его таким какой он есть,
-придерживайтесь определенного режима дня,
-соблюдайте ежедневные ритуалы,
-не повышайте голос и не издавайте громких звуков,
-все общение и обучение вести через игрушку, значимую для ребенка.
-чаще общайтесь с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психолого-педагогической работы с аутичными детьми дошкольного возраста.
Данный реферат выполнен в рамках обучения на курсах повышения квалификации по дисциплине - Психолого-педагогическая работа учителя - дефектолога с ограниченными возможностями здоровья ...
Доклад на тему: « Особенности работы с аутичными детьми».
В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать спе...
«Детский аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми»
Помните ли вы ощущения детства, когда мечтаешь о новой игрушке, о большой конфете, о походе в цирк, о том, чтобы шнурки сами завязывались. А больше всего мечтаешь о том, чтобы взрослые тебя понимали, ...
«Особенности логопедической работы с неговорящими детьми »
Неговорящие дети, прежде чем научиться пользоваться речью, должны пройти известную подготовку, выражающуюся в развитии пассивного запаса, т.е. понимания речи....
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми
Основные правила установления контакта, создания оптимальных условий для работы....
Особенности работы с аутичными детьми.
Аутизм и расстройства аутистического спектра....
Этапы логопедической работы с аутичными детьми
Ранний детский аутизм – нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимоде...