Методические рекомендации к организации образовательной деятельности ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Построение работы на «Коррекционной ритмике» - развитие у учащихся слухового восприятия музыки, совершенствование слухо-зрительного и слухового восприятия речи, ее произносительной стороны, двигательных способностей;
развитие внимание, памяти, умственных способностей, творческих возможностей, навыков коллективной деятельности.
обогащение социального опыта, подготовка к общению и совместной деятельности со здоровыми детьми;
содействие физическому развитию, закрепление навыков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни, трудолюбия, самостоятельности;
рационализация режима дня;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
к организации образовательной деятельности ребенка с ОВЗ
Подготовила:
Сластенина Галина Владимировна,
Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 18» г. о. Самара
1. Нозологическая группа, возраст
- Алена М. 6 лет
- Слабослышащий ребёнок с незначительным недоразвитием речи (владеет развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).
2. Форма дошкольного образования, вид группы
- Муниципальное ДОУ;
- Группа комбинированной направленности.
3. Образовательная программа
- Индивидуальная адаптированная образовательная программа для слабослышащих детей.
4. Форма образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях ОО
- Групповые занятия;
- Подгрупповые занятия;
- Индивидуальные занятия с педагогами и специалистами.
5. Образовательное пространство
- обеспечение комфортного получения информации (слухо-зрительное восприятие речи педагога и сверстников, письменные инструкции, сопровождение объяснений педагога схемами, наглядными пособиями, использование мультимедийных средств, сурдоперевод и др.);
- контроль рабочего состояния слуховых аппаратов/кохлеарных имплантов;
- возможность реализации предварительной словарной работы - знакомство с лексикой, относящейся к организации деятельности по направлению дополнительного образования, и словарем, позволяющим работать над конкретным проектом;
- обеспечение поэтапного объяснения при выполнении сложного многоступенчатого действия (изображение предмета/объекта, разработка и реализация технического проекта и др.);
- предоставление дополнительного времени для выполнения заданий детям с нарушениями слуха;
- использование при освоении программы различных ориентиров (схемы, таблицы, условные знаки и др.), облегчающих усвоение материала;
- организация рабочего места с удобными подходами к столам, оборудованию и возможностью видеть всех участников образовательного процесса, а также все элементы образовательного пространства;
- подключение сурдопереводчика на занятии при необходимости;
- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
- детский сад, ориентированный на детей с нарушениями слуха, должен располагать фонотекой, музыкальными инструментами, звучащими игрушками, специальными компьютерными программами, методической и детской библиотекой, а также кабинетами для проведения коррекционных занятий, залом для занятий коррекционной ритмикой.
6. Режим дня
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха эта сфера жизни малышей должна привлекать особое внимание воспитателей, так как многие дети, поступающие в детский сад, не владеют навыками самообслуживания: не могут правильно есть, раздеваться, пользоваться туалетными принадлежностями. При проведении режимных мероприятий необходимо учитывать ряд условий:
- организация удобной для выполнения режимных мероприятий обстановки (подбор мебели, удобной детям и соответствующей их росту: стульев, шкафчиков для одежды, вешалок для полотенец и др.);
- последовательная демонстрация воспитателем осваиваемых действий (одевания, умывания и др.), разделение их на ряд операций, следующих в определенном порядке;
- упражнения детей в действиях с уточнением способа выполнения в рамках определенной деятельности (правильное пользование полотенцем в процессе умывания);
- индивидуальная работа с каждым ребенком с учетом состояния моторики, уровня сформированности навыков самообслуживания;
- правильное выполнение взрослыми всех культурных и гигиенических требований;
- напоминания правил, беседа с уточнением последовательности действий, направленные на осознание значения правильного формирования культурно-гигиенических навыков. Для детей с нарушениями слуха очень важно продемонстрировать правила поведения в различных бытовых ситуациях (за столом, в раздевалке), нормы общения с другими людьми, необходимость помощи в выполнении бытовых действий новеньким или младшим детям;
- фиксация внимание на необходимость проявить терпение, умение подождать, уступить место другому ребенку при необходимости выполнения действий по очереди, поблагодарить взрослого или ребенка;
- стремление продемонстрировать детям различные предметы, показать их свойства и сферу использования, в реальных бытовых действиях сравнить разные по внешнему виду, но одинаковые по функции предметы (маленькая и большая ложки или чашки, салфетка из материала или из бумаги).
7. Кадровое взаимодействие
- Сурдопедагог
- Учитель-дефектолог
- Педагог психолог
- Воспитатель
- Музыкальный руководитель
- Инструктор по физической культуре
8. Направления коррекционно-развивающей работы воспитателя
- изучение особенностей развития ребенка с нарушениями слуха, определение оптимальной формы включения в образовательный процесс, определение содержания специальной педагогической поддержки;
- активизация компенсаторных возможностей ребенка, создание для них специальных образовательных условий, способствующих комплексному развитию личности, мобилизации сохранных функций организма, восполнению недостатка в сенсорной информации;
- построение работы на «Коррекционной ритмике» - развитие у учащихся слухового восприятия музыки, совершенствование слухо-зрительного и слухового восприятия речи, ее произносительной стороны, двигательных способностей;
- развитие внимание, памяти, умственных способностей, творческих возможностей, навыков коллективной деятельности.
- обогащение социального опыта, подготовка к общению и совместной деятельности со здоровыми детьми;
- содействие физическому развитию, закрепление навыков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни, трудолюбия, самостоятельности;
- рационализация режима дня;
- осуществление мониторинга навыков и умений детей с нарушениями слуха;
- формирование толерантной культуры поведения всех окружающих ребенка людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по формированию математических представлений
Методические рекомендации для воспитателей по образовательной области "Познавательное развитие" направление "Формирование элементарных математических представлений"....
⦁ Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с детьми второго и третьего года жизни.
ДНИ НЕДЕЛИ УТРЕННИЕ ЧАСЫ ПРОВОДИТСЯ ПРОГУЛКА В ВЕЧЕРНИЕ ЧАСЫ ПРОВОДИТСЯ⦁ В утренние часы проводится утренняя гимнастика...
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста дома тема "Ягодки рябины"
Цель: закрепление умения рисовать тычком, заканчивая изображение; располагать изображение в ограниченной плоскости, воспитание бережного отношения к птицам, желание о них заботится....
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста дома «Салют в честь Дня Победы»
Цель: Сформировать знания у детей о празднике День Победы. Задачи:1. Сформировать у детей первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне и о празднике «День Победы»....
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста (рекомендуется для родителей) Тема: «Овощи»
Вид: познавательно-исследовательскийЦель: обобщить знания детей по теме «Овощи».Задачи:- систематизировать знания об овощах, их названиях, цвете, форме;- закрепить представл...
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в средней группе
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в средней группе...
Консультация для педагогов "Методические рекомендации по организации образовательной деятельности и культурных практик детей"
Данный материал преднозначет для педагогов дошкольного учреждения...