КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Тема: Как общаться с ребенком с нарушением слуха
Цель: Ознакомить родителей с особенностями детей с нарушениями слуха, организацией занятий дома с детьми раннего и дошкольного детства.
Задачи:
1. Общение со слабослышащим ребенком
2. Организация занятий с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха дома
3. Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста с нарушением слуха в семье
4. Занятия с глухим ребенком в семье
Место проведения: Группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: Как общаться с ребенком с нарушением слуха
Цель: Ознакомить родителей с особенностями детей с нарушениями слуха, организацией занятий дома с детьми раннего и дошкольного детства.
Задачи:
1. Общение со слабослышащим ребенком
2. Организация занятий с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха дома
3. Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста с нарушением слуха в семье
4. Занятия с глухим ребенком в семье
Место проведения: Группа
1.Вот несколько основных правил вашего общения с ребенком:
Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова.
Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.
Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко. Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие.
Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.
Более конкретные указания дадут врач-сурдолог, а также специалисты по обучению слабослышащих детей.
2. Организация занятий с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха дома
После выявления нарушений слуховой функции у ребёнка, оказывается, недостаточно просто установить слуховой аппарат или вставить имплант в ухо, нужно сразу же приступить к коррекции отклонений в развитии.
Дома с ребенком необходимо проводить систематическое занятия, в содержание которых включается работа по общему развитию, а также специальные игры и упражнения по развитию речи, слухового восприятия.
Длительность занятий и их количество зависят от возраста ребенка, его психофизического состояния. Занятия проводятся в течение дня несколько раз, в периоды бодрствования ребенка. Специалисты рекомендуют с детьми до года проводить три занятия по 3-5 мин; до двух лет - 2-3 занятия по 10 мин; от двух до трех лет - 15-20 мин. Занятия, как правило, проводятся в первой половине дня и после дневного сна. Занятия по различным направлениям работы чередуются. Нужно определить места проведения занятий: на ковре, в игровом уголке, некоторые -за столом.
Подробно проконсультировать родителей по вопросам организации занятий в семье с не слышащим ребенком должен сурдопедагог.
3. Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста с нарушением слуха в семье
Важнейшим условием развития слуха ребенка является раннее использование слуховых аппаратов, пользуясь которыми ребенок будет воспринимать некоторые громкие бытовые звуки, особенно при привлечении взрослым внимания к ним. Ношение аппарата будет улучшать гуление, лепет ребенка в процессе общения взрослых с ним. С малышами начинают проводить и специальные упражнения, направленные на умение реагировать на свое имя, на звучание игрушек, определять направление звучания (поворачивать голову на звук), слушать лепетные слова.
Занятия с ребенком младенческого возраста направлены на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах. В процессе занятий у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, развивается способность подражать предметным и речевым действиям взрослого. У ребенка должны появляться голосовые реакции, лепет, понимание значений некоторых лепетных и полных слов. Обязательно должны включаться упражнения по развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию восприятия (зрительного, тактильно-двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами.
Целесообразно с первого года жизни вести и систематическую работу по музыкальному воспитанию ребенка с нарушенным слухом.
Более систематическая работа начинается на втором году жизни ребенка. Его надо учить различать лепетные и полные слова, обозначающие знакомые предметы. Малыша учат слушать с аппаратом и без аппарата. Постепенно следует увеличивать расстояние, на котором звучат слова. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с формированием прозносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Постепенно увеличивается число слов и фраз, предъявляемых на слух. Параллельно дети знакомятся с музыкальными игрушками, учатся различать их звучание.
Одновременно со специальными занятиями по развитию слухового восприятия детей учат реагировать и понимать значение различных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта. Развитию слухового восприятия способствует прослушивание грампластинок или аудиозаписей с исполнением детских песенок, музыкальных пьес. Взрослый вместе с ребенком двигается в такт музыке, побуждает его самого выполнять танцевальные движения.
4.Занятия с глухим ребенком в семье
Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», - думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.
Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности.
Если слышащие родители сами занимаются и общаются с глухим ребенком, - правильно и активно, - то результаты будут отличными. Особенно, если это делается в содружестве с квалифицированным сурдопедагогом.
Родители должны понимать, что только слуховых аппаратов (или КИ) недостаточно для полноценного развития глухого ребенка. Слуховые аппараты (или КИ) не превращают глухого ребенка в нормально слышащего. Глухого ребенка надо знакомить с окружающим миром и со словами, обозначающими то или иное в окружающем мире, надо его учить слышать и говорить.
Задача родителей глухого ребенка использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить глухого ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями детей с нарушениями слуха
О работе с родителями детей с нарушениями слуха...
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Тема: "Игра - основная форма взаимодействия с ребенком"
Данная консультация раскрывает значение игры и игровой деятельности для всестороннего развития ребенка с нарушением слуха....
Памятка для родителей детей с нарушениями слуха "Опасные окна"
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется памятка для родителей "Опасные окна!" и разработана с целью педагогической пропаганды создания безопасной среды для детей....
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека развивающих и дидактических игр, направленных на развитие психических процессов памяти, внимания и мышления, речи
Данная картотека подробно раскрывает работу по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста....
Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию индивидуальных слуховых аппаратов.
Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию индивидуальных слуховых аппаратов...
Консультация "Социальная адаптация детей с нарушением слуха дошкольного возраста"
Консультация для родитетелей....