Статья. Городской уровень. «Становление и развитие партнерских отношений образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ». Подготовила Воспитатель: Соболева Светлана Юрьевна 2022г.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида
Кировского района города Санкт-Петербурга
Группа ЗПР №2
Статья. Городской уровень.
«Становление и развитие партнерских отношений образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ».
Подготовила
Воспитатель: Соболева Светлана Юрьевна
2022г.
Семейное воспитание детей с ОВЗ представляет значительные трудности. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи. В ожидании малыша, родители представляют, каким он будет, какими способностями, наклонностями будет он обладать. Какие будет посещать кружки и секции, в какую пойдет школу и в какой институт. Бывает так, что проблема не видна на раннем этапе или она не ярко выражена, и родители, в большинстве своем не имеющие педагогического или медицинского образования, не подозревают, что их ребенку нужна помощь специалиста. И зачастую, когда они слышат диагноз, который никак не вписывался в их ожидания, они теряются.
Чем же могут помочь педагоги дошкольного учреждения родителям, имеющим ребенка с ОВЗ? Нужно помочь родителям принять проблему, научиться жить в новых условиях, прилагая максимум усилий для развития ребенка. Помощь должна оказываться адресно, конкретному ребенку и конкретному родителю. При этом важно увидеть проблему на раннем этапе и помочь родителям сориентироваться, чтобы выбрать тот маршрут действий, который будет наиболее эффективен для их ребенка.
В воспитании детей с отклонениями в развитии часто преобладают крайности, которые, безусловно, отражаются на чертах характера ребенка. Он может быть неспособным к самостоятельным действиям, зависимым, а может быть изнеженным, капризным. Установлено, что наличие определенного порядка действий создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно ребенок учится сдерживаться и регулировать свое поведение. Большое значение имеет правильный распорядок дня и организация систематических занятий по развитию речи, формирование навыков самообслуживания, двигательных навыков и умений. Потребность в устойчивых, эмоционально позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением является базовой, жизненно необходимой для гармоничного эмоционального и психосоматического развития ребенка.
Очень важно помочь родителям изучить и научиться как можно раньше применять эффективные методы взаимодействия с детьми.
Первый метод – это метод моделирования различных бытовых ситуаций. Моделируя различные ситуации и предлагая ребенку конкретное их решение, родители дают ребенку определенный опыт, который постепенно накапливаясь, готовит его к самостоятельной жизни.
Второй метод – игровой. Игра имеет большое значение для развития ребенка, становления его индивидуальности и формирования коллектива.
Третий метод – это смена обстановки. Выезды на природу, прогулки дают ребенку возможность выплеснуть эмоциональную энергию. Также такие поездки имеют образовательное значение.
Четвертый метод – творческие задания: рисование, лепка, аппликации и др. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – зачастую это шанс реализоваться в этом мире.
Пятый метод – театрализованная деятельность. Ребенок приобретает знания через деятельность, можно обсудить какую-то проблему и найти пути ее разрешения. Театр дает детям эмоциональный отклик, также присутствует момент реабилитации.
Шестой метод – тесное сотрудничество семьи со специалистами, совместная практика и советы по развитию ребенка. Партнерство означает не только практику совместной выработки решений, но также сбалансированность взаимной ответственности, предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, обоюдное желание педагогов и родителей поддерживать взаимоотношения друг с другом.
Направления сотрудничества педагогов с родителями:
- Диагностика затруднений. Наиболее распространенный метод диагностики – анкетирование. Позволяет получить большое количество информации в сжатом виде. Так как информация будет субъективной, не стоит строить работу, опираясь только на результаты анкет.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
При появлении в детском саду ребенка с ограниченными возможностями здоровья основные функции сопровождения возложены на психолого-медико-педагогический консилиум. Совместными усилиями педагоги ищут пути решения проблем дошкольника, оценивают успешность в освоении индивидуальной образовательной программы, отслеживают динамику, дают рекомендации педагогам и родителям. Обучение детей с ОВЗ строится с учетом их психофизических особенностей, учитывается незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к инертности, ограниченность знаний. И у педагогов, и у родителей должно присутствовать понимание того, что ребенок с ОВЗ имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности.
В процессе пребывания ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении, педагогам необходимо соблюдать следующие положения коррекционной работы:
- включать в работу всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу;
- при оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим собой на предыдущем уровне развития.
Основная задача, которая стоит перед работником дошкольного образовательного учреждения в развитии партнерских отношений с родителями ребенка с ОВЗ – разъяснить и показать на практике, как можно и нужно работать с ребенком для того, чтобы помочь ему справиться с речевыми нарушениями. Родители смогут самостоятельно отобрать понятную и полезную информацию для своего ребенка.
Практика работы с семьями выявила два вида форм совместной работы с родителями:
- совместные мероприятия педагогов и родителей (родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, встречи с администрацией, тренинги и т.д.),
- совместные мероприятия педагогов, родителей и детей (утренники и праздники, викторины, спортивные соревнования, выставки совместного творчества и т.д.).
Не стоит забывать о наглядных формах работы: библиотеки, папки-передвижки, памятки-рекомендации, уголки для родителей и др.
Немаловажное значение при совместных домашних занятиях родителей с детьми имеет соблюдение воспитательных требований:
- использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания,
- содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе,
- недопустимость во время занятия назидательных бесед с детьми, замечаний, отвлекающих детей от работы,
- поощрение настойчивости и упорства детей при выполнении задания,
- осуждение бездеятельности детей.
По характеру оказываемой ребенку помощи от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь.
Стимулирующая помощь – предполагает эмоциональный настрой на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы.
Организующая помощь – уточнение и разъяснение инструкции к заданию.
Направляющая помощь – проведение ориентировки в задании, планирования предстоящих действий, может включать смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий.
Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.
Родители должны помогать ребенку при выполнении того или иного задания, но ни в коем случае не выполнять эту работу за него.
Также, зная проблемы своих ребят в развитии мелкой моторики, родители должны выполнять упражнения, направленные на ее развитие.
Для этого можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:
- развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни, лепка из пластилина или слоеного теста),
- пальчиковые игры,
- ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по гороху, по массажным коврикам и т.д.),
- массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Суджоку и резиновый колючий мячик, зубная щетка т.д.),
- катание на велосипеде,
- лазание, перелезание,
- игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя, катание мяча друг другу, ловля мяча и т.д.).
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Главные условия при проведении занятий с детьми с ОВЗ:
- замедленный темп обучения и воспитания,
- опора на возможности и способности ребенка,
- привлечение детей к предметно-практической деятельности,
- создание соответствующей среды.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- помощь и доверие ребенку;
- максимальное использование потенциала, знание возможностей коллектива и семьи;
- постоянный анализ промежуточных и конечных результатов.
Такие партнерские отношения между дошкольным учреждением и семьей будут способствовать максимально комфортной адаптации ребенка в обществе, помогут ему быть социально активным человеком, будут успешным фактором развития и становления личности ребенка. Важно поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности ребенка, которые обеспечат ему самостоятельную жизнедеятельность в будущем, откроют дверь в этот мир, научат общаться, воспринимать себя в этом мире. И именно в семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка.
Литература:
1. Давыдова О.И., Майер А.А. «Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями» – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013г.
2. Бабыбина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. «Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи»/ Управление детским садом/ - М.: ТЦ Сфера, 2016г.
3. Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ». М.: Линка-Пресс, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о...
Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи
Семейный клуб как форма построения системы партнёрских отношений дошкольной образовательной организации и семьи...
«ФГОС ДО – КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ».
В статье говорится, о том , сотрудничество детского сада и семьи, как средство внедрения ФГОС ДОО....
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
Статья "Дистанционное взаимодействие с родителями: новый формат партнерских отношений детского сада и семьи".
В данной статье представлены способы взаимодействия с родителями посредством интернет-технологий; описаны преимущества и недостатки разных способов общения, в том числе с помощью мессенджеров, с...
Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...
«Развитие партнерских отношений с семьями воспитанников и расширение предметно-пространственной среды в ДОУ посредством вовлечения родителей в образовательный процесс» Подготовила: музыкальный руководитель МДОБУ «Айгуль» с.Степной М.ХТагирова
Позвольте поделиться с Вами опытом моей работы по теме: «Развитие партнерских отношений с семьями воспитанников и расширение предметно-пространственной среды в ДОУ посредством вовлечения ро...