Влияние развития мелкой моторики на речевую сферу дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
педагога-психолога по развитию
мелкой моторики через развивающие игры и посредством нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста
«Играем и развиваемся»
для детей 5-6 лет
Составитель:
педагог-психолог первой категории
Трушечкина Т.В.
Содержание
I Целевой раздел
1.Пояснительная записка----------------------------------------
- Актуальность данной программы---------------------------
- Цель программы, задачи, методы и формы, средства организации обучения-----------------------------------------
- Принципы и подходы реализации программы
- Особенности организации программы--------------------
1.5 Описание содержания программы------------------------
- Ожидаемые результаты по завершению----------------
II Содержательный
2.1. Учебно-тематическое планирование------------------
2.2. Способы поддержки детской инициативы-------------
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников----
III раздел: Организационный
3.1 Материально-техническое обеспечение программы-------------
3.2 Место реализации программы в режиме дня-------------
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды-------------
- Требования к уровню подготовки воспитанников и способы проверки умений, навыков-------------
- Список средств обучения-------------------------------------------------------
Список литературы---------------------------------------
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
«Игра развивает и радует ребёнка, делая его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре формируются основные знания, развивается его воображение, фантазии, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативы, пытливой личности»
С.Л. Новосёлова
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В основу программы «Играем и развиваемся» положена работа по пособию Е.Н. Михиной «Развивающие игры для детей 2-7 лет»
г. Волгоград, изд. Учитель, 2013 г. Пособие допущено к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ от 16.01.2012г. Программа рассчитана на детей 5-6 лет. В содержание программы входят игры и работа по тетрадям. Занятия построены по блокам. Каждый блок включает в себя систему развивающих игр и последовательные задания по тетрадям.
Существует потребность в реализации данной программы. Развитие мелкой моторики способствует формированию готовности к письму в школе. Используя программу «Играем и развиваемся», которая включает в себя различные направления развития мелкой моторики, такие как массаж пальцев и ладоней рук, пальчиковая гимнастика, выкладывание контуров предметов из семян, пуговиц и другого мелкого материала, работа с бумагой, карандашом, ножницами и использование дидактических игр, развивающего характера и т.п., то можно говорить об успешном плавном переходе ребёнка на следующую образовательную ступень.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Анализ психолого – педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Содержание программы определено образовательной программой развития, разработанной и утверждённой на педагогическом совете в соответствии ФГОС ДО.
- Актуальность данной программы
Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра и наша задача сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересы ребёнка. В этом на помощь приходят развивающие игры. В том числе и игры для развития мелкой моторики рук.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.
У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.
Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. А с помощью специально подобранных дидактических игр, и упражнений, рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов) мы можем повысить уровень развития ребёнка.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Наиболее успешно это осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
- Цель программы, задачи, методы и формы, средства организации обучения
Программа «Играем и развиваемся» предназначена для детей 5-6 лет
Срок реализации 1 год.
Цель: Создание условий развития различных компонентов личности: познавательных процессов, моторной, интеллектуально-волевой, деятельностной сфер, а также творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
- развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх; упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;
- развитие координации двигательных действий правой и левой конечностей;
- развитие пространственной ориентации;
- развитие внимания, речи, памяти, мышления;
- развитие усидчивости;
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов (тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев) .
- Привить интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Методы работы с детьми:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические
Диагностические методики, используемые на первом этапе работы:
- блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев.
2 блок. Упражнения на дорисовывание, методика «Графический диктант» и повтори фразу по образцу Керна-Ийрасека (Тест направлен на выявление умения копировать, выдерживать пропорции, видеть строчку, выделать отдельные слова)
3 блок. Работа с бумагой
4 блок. Упражнения на координацию движений.
Формы работы с детьми:
- Групповая;
- Микрогрупповая;
- Индивидуальная;
- Коллективная
- Традиционные занятия
- Комплексные занятия
- Нетрадиционные занятия
Средства работа с детьми:
- Пальчиковые игры
- Игры с мелкими предметами
- Дидактические игры
- Раскраски – задания
1.3 Принципы и подходы реализации программы
- 1. Наглядность: объяснение всех приемов на демонстрационном материале, использование готовых образцов работ.
- 2. Научность: в совместной деятельности с детьми используется научная литература, периодические издания.
- 3. Последовательность: от простого к сложному.
- 4. Учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.
- 5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
- 6. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- 7. Приобщение детей к социокультурным нормам.
- 8. Самостоятельность выбора.
- 9. Доступность и простота изучаемого.
1.4 Особенности организации программы
В работе по программе необходимо придерживаться
некоторых правил:
- Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
- Работу проводить регулярно, систематически.
- Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
- Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, с целью повышения его интереса к играм и занятиям.
- Стараться, чтобы процесс обучения и развития формировал у детей положительную мотивацию.
Данный курс направлен на формирование интереса к выполнению графических и развивающих упражнений, подготавливающие руку к письму, что является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе.
1.5 Описание содержания программы
Успешность работы зависит от ее систематичности и регулярности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия длится 30 мин. во второй половине дня. Работа проводится по подгруппам и индивидуально.
Состав воспитанников – подгруппы от 5 до10 человек.
Занятия проводятся с октября по май, количество занятий за год - 32.
Сроки реализации программы – 1 год.
Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
- Занятия с пластилином.
- Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
- Вырезание ножницами.
- Рисование различными материалами - ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д. + арттерапевтический эффект
- Работа с бумагой. Складывание (оригами).
- Использование развивающих игр с использованием дидактического материала.
Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.
Целесообразно каждое занятие начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.
Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.) |
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.
Рисование, раскрашивание.
Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических правил письма. Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Работа с бумагой. Оригами.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).
Работа с использованием дидактического материала
Развивающие игры структурированы по направлениям деятельности, которые имеют свои цели и содержательную часть. Содержательную основу игры можно изменять, дополнять в зависимости от условий образовательного пространства, уровня развития детей. Игры можно придумывать в зависимости от фантазии и творчества взрослого и желания ребёнка.
Работа по тетрадям
Для успешного развития ребёнка выстраивается систематическая работа по тетрадям, при помощи которых дети смогут развиваться и получать знания и умения об окружающем мире, успешно развивать внимание, мышление, память, речь, формировать математические представления.
- Ожидаемые результаты по завершению.
- Повышение уровня развития мелкой моторики.
- Формирование четкой, грамотной речи.
- Развитие творческих способностей.
- Формирование самостоятельности.
- Формирование навыков эффективного общения.
- Улучшение способности к концентрации внимания.
- Развитие мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза, обобщения, устойчивости произвольного.
- Улучшение памяти.
- Подготовить руку ребенка к письму.
- Овладение разными нетрадиционными техниками рисования;
- Использование детьми полученных навыков рисования во время самостоятельной деятельности;
II Содержательный раздел
2.1 Календарно-тематический план реализации рабочей программы
«Играем и развиваемся»
№ п/п | тема | содержание | количество занятий |
1 | Диагностика | Выявление уровня моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков. Диагностические тесты. Используются диагностические методики: | 2 |
2 | Развитие логического мышления. Развитие мелкой моторики | Развивать логическое мышление, внимание, речевую активность. Игры: «Цветы на клумбах», «Логические задачи», «Я загадала…», «Выбери нужное», «Я беру с собой в дорогу», «Чем похожа и чем отличается?», «Придумай предложение». Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет в поле зрения | 7 |
3 | Развитие речи. Развитие мелкой моторики | Развивать умения составлять предложения, закреплять умения подбирать слова, противоположные по смыслу. Закреплять в речи детей правильное употребление нарицательных имён существительных, научить различать род имён существительных, использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с местоимениями, учить спрягать глаголы. Игры: «Составь предложение» «Противоположности», «Как мы одеваемся?», «Кто скорее принесёт предметы?», «Угадай, что это?», «А ты что любишь?» | 7 |
4 | Обучение грамоте. Развитие мелкой моторики | Развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове, определять наличие и количество звуков в слове, развивать умение выделять первый и последний звук в слове. Развивать умения делить слова на слоги и подбирать слова с заданным количеством слогов. Игры: «У кого хороший слух?», «Кто в домике живёт?», «Цепочка», «Чудесный мешочек», «Где наш дом?», «Построим пирамиду», «Как из зовут», «Зоопарк» | 8 |
5 | Развитие мелкой моторики | Развивать слуховое восприятие, закреплять знания о составе числа первого десятка, основные математические знаки, умения составлять и решать примеры, закреплять навыки сложения и вычитания, умения сравнивать числа. Развивать смекалку и сообразительность, используя математические действия. Закреплять знания геометрических фигур. Игры: «Наседка и цыплята», «Числовые домики», «Загадай число», «Разложи цифры», «Превращение чисел», «Праздник числа», «Математический калейдоскоп», «Собери разбежавшиеся геометрические фигуры» | 8 |
Количество занятий за год | 32 | ||
Длительность занятий | 30 мин |
Октябрь
1. Осень на опушке краски разводила»
1. Сказка о листике.
2. Физкультминутка «Листики».
3. Рассматривание и выбор листьев.
4. Практическая часть.
2. «Ветка рябины»
1. Рассказ о рябине, загадка.
2. Физкульминутка «Рябина».
3. Рассматривание ветки рябины.
4. Практическая часть.
3. «Плюшевый медвежонок»
1. Загадки об игрушках.
2. Физкультминутка «Мишка с куклой пляшут полечку»
3. Рассматривание игрушки.
4. Практическая часть.
4. «Колючая сказка»
1. Загадка про ежика.
2. Чтение сказки «Зачем ежику колючки»
3. Физкультминутка «Ежик топал по тропинке»
4. Практическая часть.
Ноябрь
1. «Веселые кляксы»
1. Рассказ о кляксе.
2. Физкультминутка «Дети любят рисовать»
3. Практическая работа.
2. «Осенние мотивы»
1. Стихотворение «Золотая осень»
2. Физкультминутка «Журавлики»
3. Практическая часть
3. «Мои любимые игрушки»
1. Загадки об игрушках.
2. Физкультминутка «Мишка с куклой пляшут полечку».
3. Практическая часть.
4. «Наряд для наших кукол»
1. Кукла Катя собирается на праздник.
2. Физкультминутка «Мишка с куклой пляшут полечку».
3. Практическая часть.
Декабрь
«Здравствуй зимушка-зима»
1. «Морозный узор»
1. Загадки.
2. Рассматривание морозных узоров на окне.
3. Физкультминутка «Заклинание Зимы»
4. Практическая часть.
2.«Зимний лес»
1. Стихотворение «Волшебница зима».
2. Физкультминутка «Зимний лес»
3. Практическая часть.
3. «Снеговик»
1. Загадки о зиме.
2. Физкультминутка «Снеговик»
3. Практическая часть.
Январь
1.«Дед Мороз»
1. Буратино в гостях у ребят.
2. Стихотворение «Дед Мороз»
3. Физкультминутка «Наш веселый Буратино»
4. Практическая часть.
2. «Ёлочка»
1. Песня «Маленькой ёлочке холодно зимой».
2. Физкультминутка «Ёлочка»
3. Практическая часть.
3. «Украшения для ёлочки»
1. Стихи о елочке.
2. Беседа о новогоднем празднике.
3. Физкультминутка «Ёлочка».
4. Практическая работа.
Февраль
1. «Пушистый зайка»
1. Загадки, стихи о зайце.
2. Физкультминутка «Зайка».
3. Практическая часть.
2. «Домик для зверят»
1. Беседа о животных.
2. Физкультминутка «Как у наших у зверят»
3. Практическая часть.
3. «Самолет»
1. Беседа «Мой папа»
2. Физкультминутка «Дети любят рисовать»
3. Практическая часть.
4. «Мы рисуем, что хотим».
1. Беседа «Чем мы можем рисовать»
2. Физкультминутка «
Март
1. «Цветы в вазе»
1. Беседа «Мамин праздник».
2. Физкультминутка «Дети любят рисовать»
3. Практическая часть.
2. «Два петушка ссорятся»
1. Стихотворение «Петушки распетушились»
2. Физкультминутка «Птичий двор».
3. Практическая часть.
3. «Цыплята»
1. Чтение «Курочка Ряба и десять утят».
2. Физминутка «Шел цыпленок по дорожке»
3. Практическая часть.
«Солнышко лучистое»
1. Загадки стихи о солнце.
2. Физкультминутка «Солнышко».
3. Практическая часть.
Апрель
1. «Ракеты в космосе»
1. Презентация «космос»
2. Физкультминутка «А сейчас мы с вами дети… »
3. Практическая часть.
2.«Вот какие осьминоги»
1. Стихотворение об осьминоге.
2. Физкультминутка «Осьминожки».
3. Практическая часть.
3. «Рыбки»
1. Просмотр презентации «Подводное царство»
2. Физкультминутка «Рыбки».
3. Практическая часть.
4. «В подводном царстве»
1. Загадки о море.
2. Физкультминутка «Море волнуется»
3. Практическая работа.
Май
1.«Праздничный салют»
1. Стихотворение «День победы».
2. Рассказ о ВОВ
3. Физкультминутка «Салют»
4. Практическая часть
2. «Черемуха»
1. Стихи о черемухе.
2. Рассказ «Черемуха».
3. Физкультминутка «Черемуха»
4. Практическая работа.
3. «Весенний сад»
1. Рассматривание иллюстраций про весенний сад, наблюдение на прогулке за цветущей яблоней.
2. Физкультминутка «Черемуха»
3. Практическая работа.
2.2 Способы поддержки детской инициативы.
1. Выставки детских работ.
2. Участие в конкурсах.
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
1. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования».
2. Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования для детей 4-5 лет»
3. Помощь родителей в изготовлении штампиков и обеспечении необходимым материалом (пенопласт, листья деревьев, ватные палочки) .
4. Презентация «10 способов разнообразить прогулку»
III раздел: Организационный
3.1 Материально-техническое обеспечение программы.
Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением.
3.2 Место реализации программы в режиме дня.
Содержание рабочей программы реализуется во вторую половину дня в ходе кружка «Веселые кисточки».
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
В группах организован уголок творчества, который содержит весь необходимый материал для самостоятельного творчества детей.
3.4. Требования к уровню подготовки воспитанников и способы проверки умений, навыков
Мелкая моторика рук напрямую взаимодействует со вниманием мышлением, координацией, наблюдательностью и воображением, а также речью, памятью и зрением. Стоит также отметить, что развитие навыков мелкой моторики важно ещё и по той причине, что вся жизнь малыша будет нуждаться в применении точных, а главное координированных движений пальцев и кистей рук, которые так необходимы для того чтобы писать, одеваться, рисовать. А также выполнять разные движения для первой необходимости. Ребёнок владеет:
- развита мелкая моторики у детей дошкольного возраста;
- развита координация двигательных действий правой и левой конечностей;
- развита пространственная ориентация;
- развиты процессы: внимание, речь, память, мышление;
- развитие усидчивости;
- дети знакомы с правилами посадки за столом (партой) и владением ручкой (карандашом).
- ребёнок ориентируется на странице тетради.
- Список средств обучения
- Подобранный дидактический материал для игр: раздаточный, материал для показа
- Рабочие тетради по количеству детей
- Музыкальное сопровождение
- Трёх – четырёхгранные карандаши по количеству детей
- Столы и стулья по росту детей
- Материал для диагностирования
- Счётные палочки по количеству детей
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностический блок
1 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- ¬ «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
- ¬ «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
- ¬ «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
- ¬ «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
2 блок.
Упражнения на дорисовывание
- ¬ Дорисуй прямую линию;
- ¬ Дорисуй волнистую линию;
- ¬ Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.
3 блок.
Работа с бумагой
- ♣ Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
- ♣ Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок.
Упражнения на координацию движений.
- ∙ «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
- ∙ Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
- ∙ Катание шарика.
Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.
С помощью этих методик может быть проведена диагностика развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.
Перед ребенком кладется лист с заданием. Он внимательно слушает, что надо сделать. Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.
Методика 1
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.
(На выполнение задания отводится 1 минута).
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
Методика 2
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии
Методика 3
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)
1 балл – 3 и более ошибок
Методика 4
Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии
1 балл – 5 и более раз сошел с линии
Методика 5
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – с ошибками
1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры
Методика 6
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся в одном узоре
1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах
Методика 7 «Графический диктант» (модификация методики Эльконина)
Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки и более
Методика 8
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более
Методика 9
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более
Методика 10
Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ошибки в 1 фигуре
1 балл – ошибки в 2 фигурах и более
Методика 11
Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу.
Оценка:
3 балла – скопировал правильно
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками
1 балл – не смог скопировать фразы
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
Список литературы
- «Играем и развиваемся» строится на основе пособия Е.Н.Михиной «Развивающие игры для детей 2-7 лет» г.Волгоград, изд. Учитель, 2013г.
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель. 2007
- Гаврина С.Н., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль. 2000
- Гутанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
- Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования» (части 1 и 2.)
- Сиротюк А.Л. «Психомоторное развитие дошкольников» Росмэн-Пресс, 2010.
- Ермакова С.О.«Пальчиковые игры для детей» Росмэн-Пресс, 2010.
- Лопухина И.С.«Речь, ритм, движение» М.: Ювента. Просвещение, 2010.
- Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. »
- Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика. – М.: Эксмо. 2004
- И. А. Лыкова «Цветные ладошки»
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003
- Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
- Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. – М.:АСТ Астрель, 2007
- Рабочая тетрадь. Серия «Мои первые тетрадки» С.А. Гаврина,
- Н.Л. Кутявина «30 занятий для успешного развития ребёнка»
- Н. В. Шайдурова «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: учебное пособие»
Интернет ресурсы www.//openclass.ru //; www//vseodetishkax.ru//; www//vospitateli.ml/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей
Движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, ч...
Мастер- класс «Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие младшего дошкольника»
Через развитие мелкой моторики развивается и речь....
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие ребенка.
Статья о необходимости развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста
Моторика - это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические,физиологические и психологические аспекты [37]. Одним из показателе...
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста ".
"Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста "....
«Мир на кончиках пальцев» Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей.
Движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность мозга, указательного – оказывает ...
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста
Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная ли...