Картотека игр для детей с расстройствами аутистического спектра
картотека по коррекционной педагогике
Рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их будем только исходя из реальных возможностей и необходимости. Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть ребенок будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому мы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись «по вкусу» вашему ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_dlya_detey_s_rastroystvom_autisticheskogo_spektra.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр
для детей с расстройствами аутистического спектра
«Как играть с детьми с расстройствами аутистического спектра».
Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.
Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их нужно только исходя из реальных возможностей и необходимости. Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть ребенок будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, мы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись «по вкусу» ребенку. Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее проведения.
Наиболее сложные для аутичных детей игры - это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.
Подвижные игры
«Рукавички»
Цель: включение аутичных детей в групповую работу.
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаковые рукавички.
Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.
«Охота на тигров»
Цель: научить детей планировать свои действия во времени.
Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего -найти тигра. Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому, сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.
«Покажи нос»
Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.
«Кто я?»
Цель: развитие представлений и воображения ребенка.
Содержание: взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т.д.) Ребенок должен отгадать, кто это был.
«Покажи по-разному»
Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.
1 этап игры: взрослый говорит: вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота ... (взрослый пригибается).
- Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову «высокие»,
- Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает) ... Какой пакет?
- Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?
- Я иду медленно, а вот я иду... Как?
- Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне...
- Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...
2 этап игры: Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например. «Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься» и т.д.
«Солнечный зайчик»
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
«К нам в гости пришел солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь». Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге. Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день - зеркальце.
Виды сенсорных игр
Игры с красками
- Цветная вода
Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде.
- Смешиваем краски
Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего - фиолетовый.
Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.
Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски - вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!
- Кукольный обед
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а коричневая - в кофе…
Можно затеять игру в «Ресторан» или «Кафе», учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете - посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.
Игры с водой
- Переливание воды
Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь - полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.
- Открывай! – Закрывай!
Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: «Лена (побуждайте ребенка использовать обращения, называть вас по имени), открывай!» Вот, открыла - снова потекла водичка буль-буль-буль!» В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.
- Озеро
Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т.д.
Игры с мыльными пузырями
- Мыльные пузыри
Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки - для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку и использовать ее корпус - прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).
- Пенный замок
В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это «принц, который живет в пенном замке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека коммуникативных игр на занятиях по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра
Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с расстройствами аутистического спектра, независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно войти в контакт с другими людьми, они не понимают, ко...
Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.
Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...
Картотека игр для детей с расстройством аутистического спектра
Предлагаю Вашему вниманию картотеку игр для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра....
Картотека игр-занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособи...
Развитие пассивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра (картотека дидактических игр)
Развитие пассивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра(картотека дидактических игр)...
Формирование активной речи у детей с расстройствами аутистического спектра (картотека дидактических игр)
Формирование активной речи у детей с расстройствами аутистического спектра(картотека дидактических игр)...