Картотека игр на развитие мышления детей с расстройствами аутистического спектра
картотека по коррекционной педагогике

ивенина ирина николаевна

 

Картотека игр на развитие мышления детей

 с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_myshleniya.docx47.2 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие мышления детей

 с расстройствами аутистического спектра

материалы деятельности инновационной площадки

Богородского муниципального округа

2024

Картотека игр на развитие мышления детей с расстройствами аутистического спектра

Название источника

Название игры

Средства

Ход игры

ИГРЫ НА СРАВНЕНИЕ

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/12/11/igry-i-igrovye-uprazhneniya-dlya-razvitiya

«Найди  такую  же  игрушку»

Несколько игрушек две из них одинаковые

Детям предлагают найти одинаковые игрушки, среди предложенных (игрушки расставить в ряд). Найти одинаковые игрушки в группе. Нужно предложить детям объяснить, почему они думают, что игрушки одинаковые.

«Чудесный мешочек»

Полотняной мешочек, несколько предметов

В полотняный мешочек кладут несколько предметов. Например: пуговица, резиновая игрушка, ложка. Ребёнку предлагается на ощупь определить, что это за вещи, описать их и подумать, есть ли среди них одинаковые.

«Бабочка  и  цветок»

Бабочки и цветы из бумаги

Бабочки  хотят  найти  свои  цветы – сесть  на  такой  цветок,  чтобы  их  было  не  видно  и  никто  не  смог  их  поймать.  Обращая  внимание  на  то,  что цвет  бабочки  и  цветка  совпадают.

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kartoteka_igr_i_igrovyix_uprazhnenij_dlya_razvitiya_myishleniya_u_detej_doshkolnogo_vozrasta_s_zpr/

«Геометрическая мозаика»

Фигуры, состоящие из геометрических фигур

Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого цвета.

Затем выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем усложняя задание: рядом с картинкой, а затем – по памяти.

https://multiurok.ru/files/ighry-na-razvitiie-myshlieniia-dlia-dietiei-s-umie.html

«Кто быстрее».

Две машинки, длинная и короткая веревочка

Привязать к двум машинкам веревочки - короткую и длинную. Отдать ребенку машинку с короткой веревочкой и предложить посмотреть, чья машина доберется до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш. Поменяться веревочками и повторить игру. Положив веревочки рядом, наглядно показать, что такое «длинное» и что такое «короткое».

https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00054126_0.html

«Поезд»

Набор картинок с изображением всевозможных объектов.

Картинки складывают в центре стола, дети стоят вокруг него. Затем ведущий предлагает построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые», -- и т. д. Поезд можно строить в обоих направлениях.

Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в поезд вошли все картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2023/04/13/igry-dlya-razvitiya-myshleniya-u-detey-s-zpr

«Сравнение картинок»

Картинки или предметы для сравнения

Взрослый показывает картинку или предметы для сравнения и задает вопросы ребенку: «Какая картинка правильная? Какой предмет самый длинный (самый большой)?» и т.д. Ребенок должен рассмотреть предметы и правильно ответить на вопрос.

ИГРЫ НА СИНТЕЗ И АНАЛИЗ

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/12/11/igry-i-igrovye-uprazhneniya-dlya-razvitiya

«Пирамидка»

Пирамидка-неваляшка (большая) с яркими колечкам. 

Необходимо     нанизывать колечки на стержень в произвольном порядке, а потом – по возрастанию или убыванию их диаметра  или  по цвету.

«Почтовый  ящик»

Коробка с фигурами

Перед  ребенком  ставят  коробку  с  фигурами; фигуры  вынимают. Педагог  берет  одну  из фигур, показывает её основание.

Обводит  соответствующую  по  форме  прорезь  и  опускает  в  нее  фигуру.  Жестом  предлагает  продолжить  работу  ребенку.

Инструкция: « Опусти  все  фигуры  в  коробку».

Кондратьева С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития… СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011, -64с.

«Разложи большие и маленькие камешки».

Стол для игр с водой и песком, камешки разных размеров

Ребенок вместе со взрослым находится перед столом для игр с водой и песком, который закрыт крышкой. Перед ребенком на крышке стола лежит горка камешков разных размеров. Взрослый предлагает ребенку рукой брать камешки и раскладывать в нужном направлении. Усложняя игру, можно предложить раскладывать камешки одновременно двумя руками. Аналогичное задание можно проводить, используя дополнительные предметы-орудия (лопатку, ложку, вилку и т,д.). Можно раскладывать маленькие камешки в маленькое ведро, а большие - в большое.

https://multiurok.ru/files/ighry-na-razvitiie-myshlieniia-dlia-dietiei-s-umie.html

«Найди домик».

Карточки с изображениями зайцев: 3-е маленькими зайцами и 3 - с большими; карточки с изображениями домиков: 3-е маленькими домиками, 3-е большими.

Воспитатель рассказывает ребенку о том, что «зайчики» вышли погулять и заблудились. Предлагает ребенку помочь «зайкам» найти свои «домики»: маленьким - маленькие, большим - большие. (Разложить карточки с изображениями домиков в хаотическом порядке.)

«Один - туда, другой - сюда».

4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробки для больших и маленьких кругов.

Придумать сюжет игры, например: бабушка пекла блины - большие (вырезанные из бумаги круги диаметром 6 см) и маленькие (вырезанные из бумаги круги диаметром 3 см). Большие - маме с папой, а маленькие - деткам. Но все блины перепутались. Надо помочь бабушке разложить их по тарелкам: распределить большие круги в большую коробку, маленькие - в маленькую.

«Закрой фломастер».

фломастеры с колпачками, повторяющими цвет стержня.

Снять колпачки с фломастеров, смешать их. Предложить ребенку закрыть каждый фломастер своим колпачком. Назвать цвет колпачка и фломастера. (Цвет колпачка повторяет цвет стержня.)

«Подбери нитку».

сдутые разноцветные шарики, нитки тех же цветов, что и шары.

Показать ребенку шарики и предложить подобрать к каждому из них нитку такого же цвета. После успешно выполненного задания надуть шары и поиграть с ними.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2023/04/13/igry-dlya-razvitiya-myshleniya-u-detey-s-zpr

«Отвечай быстро»

Мяч

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое качество (вкус, форму) предмета.

https://multiurok.ru/files/igry-dlia-razvitiia-myshleniia-u-doshkolnikov-s-za.html

«Заполни квадрат»

Таблицы, внутри которых имеются предметы (или фигуры), расположенные по определенном порядке. Одного предмета не хватает

Ребенку предлагаются таблицы, внутри которых имеются предметы (или фигуры), расположенные по определенном порядке. Одного предмета не хватает, на его месте стоит вопросительный знак. Предложите ребенку найти закономерность расположения предметов в таблице и выбрать недостающий из тех, которые находятся вне квадрата.

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/12/11/igry-i-igrovye-uprazhneniya-dlya-razvitiya

«Что  здесь

  лишнее?»

Предметные игрушки

Ребенку  предлагают  предметные  игрушки.

Инструкция: Внимательно  посмотрите на  четыре  предметные  игрушки  и  определи, какой  предмет  и  почему  является  лишним.

«Пирамидка»  

Пирамидка «пчелка» (маленькая) 

Пирамидка «пчелка» состоит из 3 деталей.  

Предложить ребенку посмотреть  внимательно  и  подумать, в  каком  порядке  необходимо     нанизывать колечки на стержень, для  того  чтобы появилась  «пчелка».

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kartoteka_igr_i_igrovyix_uprazhnenij_dlya_razvitiya_myishleniya_u_detej_doshkolnogo_vozrasta_s_zpr/

«Чередование»

Веревочка, крупные бусины

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

«Угадай по описанию»

картинки с различными овощами

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

«Разрезные картинки»

Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т.д.

«Подбери узор»

На картинке с определенным узором вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку.

Необходимо обратить внимание малыша на то, что не любые кусочки можно поместить на места вырезанных прямоугольников, а только те, которые соответствуют узору рисунка. Для этого нужно внимательно сравнить элементы узора на основном рисунке и вырезанных кусочках.

Игры данного типа усложняются за счет увеличения количества элементов, по которым следует проводить сравнение.

«Подбери нужный фрагмент»

Эта игра подобная предыдущей. Только здесь ребенку предлагаются картинки не с определенным узором, а сюжетные иллюстрации. На иллюстрациях тоже вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку, и  «отремонтировать» картинку.

«Кто, что любит?»

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

https://multiurok.ru/files/ighry-na-razvitiie-myshlieniia-dlia-dietiei-s-umie.html

«Утонул? Достанем!».

Предметы, тонущие в воде (камешки, ложки, винтики и т. п.); предметы, не тонущие в воде (пластмассовые игрушки, мячик, деревянные дощечки и т. п.); емкость с водой; два пустых ведерка.

Поставить перед ребенком емкость с водой и разложить все предметы. Предложить понаблюдать за тем, как ведет себя в воде тот или иной предмет. Поочередно бросать в воду предметы. Попросить ребенка, доставая предметы из воды, раскладывать их по разным ведеркам: те, которые тонут, - в одно, те, которые не тонут, — в другое.

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1707286662&tld=ru&lang=ru&name=Игры%20и%20упражнения%20для%20детей%20с%20ЗПР.pdf&text=игры%20на%20развитие%20мышления%20у%20детей%20с%20зпр&url=http%3A%2F%2Fedu.mari.ru%2Fmouo-yoshkarola%2Fdou14%2FDocLib37%2F%25D0%25BF%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25B0%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B3-%25D0%25BF%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%2F%25D0%259A%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B0%2520%25D0%25B2%2520%25D0%2594%25D0%259E%25D0%25A3%2F%25D0%2598%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%258B%2520%25D0%25B8%2520%25D1%2583%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2520%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25B9%2520%25D1%2581%2520%25D0%2597%25D0%259F%25D0%25A0.pdf&lr=20036&mime=pdf&l10n=ru&sign=0ffaed30db3db3edee005b0f4d101882&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1707286662%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3D%25D0%2598%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%258B%2520%25D0%25B8%2520%25D1%2583%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2520%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25B9%2520%25D1%2581%2520%25D0%2597%25D0%259F%25D0%25A0.pdf%26text%3D%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%258B%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%2B%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B5%2B%25D0%25BC%25D1%258B%25D1%2588%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D1%2583%2B%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25B9%2B%25D1%2581%2B%25D0%25B7%25D0%25BF%25D1%2580%26url%3Dhttp%253A%2F%2Fedu.mari.ru%2Fmouo-yoshkarola%2Fdou14%2FDocLib37%2F%2525D0%2525BF%2525D0%2525B5%2525D0%2525B4%2525D0%2525B0%2525D0%2525B3%2525D0%2525BE%2525D0%2525B3-%2525D0%2525BF%2525D1%252581%2525D0%2525B8%2525D1%252585%2525D0%2525BE%2525D0%2525BB%2525D0%2525BE%2525D0%2525B3%2F%2525D0%25259A%2525D0%2525BE%2525D1%252580%2525D1%252580%2525D0%2525B5%2525D0%2525BA%2525D1%252586%2525D0%2525B8%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BD%2525D0%2525B0%2525D1%25258F%252520%2525D1%252580%2525D0%2525B0%2525D0%2525B1%2525D0%2525BE%2525D1%252582%2525D0%2525B0%252520%2525D0%2525B2%252520%2525D0%252594%2525D0%25259E%2525D0%2525A3%2F%2525D0%252598%2525D0%2525B3%2525D1%252580%2525D1%25258B%252520%2525D0%2525B8%252520%2525D1%252583%2525D0%2525BF%2525D1%252580%2525D0%2525B0%2525D0%2525B6%2525D0%2525BD%2525D0%2525B5%2525D0%2525BD%2525D0%2525B8%2525D1%25258F%252520%2525D0%2525B4%2525D0%2525BB%2525D1%25258F%252520%2525D0%2525B4%2525D0%2525B5%2525D1%252582%2525D0%2525B5%2525D0%2525B9%252520%2525D1%252581%252520%2525D0%252597%2525D0%25259F%2525D0%2525A0.pdf%26lr%3D20036%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D0ffaed30db3db3edee005b0f4d101882%26keyno%3D0%26nosw%3D1

«Разложи по порядку»

Готовые серии сюжетных последовательных картинок

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

«Догадайся»

Картинки с изображением: колесо, руль, педаль.

Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.

Восп.: Догадайтесь, что это может быть?

Дети: Машина, велосипед …

Восп.: А какой еще транспорт вы знаете?

«Нравится - не нравится»

Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или

явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем

предмет. Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь,

игручая, ловит мышей; не нравится - царапается, убегает и т.д.

ИГРЫ НА ОБОБЩЕНИЕ

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/12/11/igry-i-igrovye-uprazhneniya-dlya-razvitiya

« Зоопарк »

Фигурки зверей и птиц

Педагог  строит  «зоопарк»  и  располагает  в  одном  вагоне  зверей, а  в  другом – птиц.

 Инструкция: Посмотрите  внимательно,  подумайте  и  найдите  дом  для  животных  и  дом  для  птиц.

 Расставьте  всех  по  местам.

«Разложи  предметы по местам»

Предметы и похожие на них геометрические фигуры

Педагог  расставляет  предметы, дети  рассматривают  их.

Инструкция: Детям  предлагается  найти и поставить  предмет, который   похож  на  треугольник, назвать  цвет  предмета ( например: пирамидка похожа  на  треугольник, красного  цвета  и т. д.).

Лото «Цвет и форма»

Карты с изображением геометрических фигур.

Для закрепления знаний геометрических фигур детям раздаются карты с изображением геометрических фигур. Ведущий показывает маленькие карточки с предметами, похожими на определенные геометрические фигуры. Дети находят подходящие к своей геометрической фигуре предметы и выкладывают их на своих картах.

Для закрепления основных цветов и оттенков, используются цветные карты, где ребенок подбирает предметы соответствующего цвета.

«Разложи  предметы по местам»

Педагог  расставляет  предметы, дети  рассматривают  их.

Инструкция: Детям  предлагается  найти и поставить  предмет, который   похож  на  треугольник, назвать  цвет  предмета (например: пирамидка похожа  на  треугольник, красного  цвета  и т. д.).

https://scienceforum.ru/2018/article/2018000354

 

«Что происходит».

Несколько однородных предметов: блюдце, кружка, вилка. Чуть дальше находятся два предмета, один из которых относится по назначению к уже названной группе, а другой нет, например: тарелка и сапог.

Непосредственно перед ребёнком находятся несколько однородных предметов: блюдце, кружка, вилка. Чуть дальше находятся два предмета, один из которых относится по назначению к уже названной группе, а другой нет, например: тарелка и сапог. Ребёнок должен определить и взять подходящий предмет. Эта игра учит ребёнка самостоятельно обобщать предметы по назначению и находить лишний предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра : "Организация окружающей среды для социализации и развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра".

Практические рекомендации родителям как организовать окружающую среду для социализации и развития ребенка с расстройствами аутистического спектра....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Специфические особенности развития дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье описаны эмоциональные и познавательные особенности   развития детей с РАС...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СРАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАРазвитие детей определяется многочисленными факторами, среди которых особое место занимает игровая деятельность, являющаяся ведуще...

Консультация для родителей «Использование песочной терапии в развитии ребенка с расстройством аутистического спектра»

Песочня терапия – отличный способ самовыражения для детей с аутизмом. Во время игры с песком проявляется способность ребенка создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способ...

"Детский сад для всех" Инновационная технология воспитания и развитие детей с расстройствами аутистического спектра ДОУ

Комплексное сопровождение детей с РАС сборник материалов II Всероссийской научно-практической  конференции   стр.168...