Картотека игр на развитие мышления детей с расстройствами аутистического спектра
картотека по коррекционной педагогике
Картотека игр на развитие мышления детей
с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр на развитие мышления детей
с расстройствами аутистического спектра
материалы деятельности инновационной площадки
Богородского муниципального округа
2024
Картотека игр на развитие мышления детей с расстройствами аутистического спектра
№ | Название источника | Название игры | Средства | Ход игры | ||
ИГРЫ НА СРАВНЕНИЕ | ||||||
«Найди такую же игрушку» | Несколько игрушек две из них одинаковые | Детям предлагают найти одинаковые игрушки, среди предложенных (игрушки расставить в ряд). Найти одинаковые игрушки в группе. Нужно предложить детям объяснить, почему они думают, что игрушки одинаковые. | ||||
«Чудесный мешочек» | Полотняной мешочек, несколько предметов | В полотняный мешочек кладут несколько предметов. Например: пуговица, резиновая игрушка, ложка. Ребёнку предлагается на ощупь определить, что это за вещи, описать их и подумать, есть ли среди них одинаковые. | ||||
«Бабочка и цветок» | Бабочки и цветы из бумаги | Бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Обращая внимание на то, что цвет бабочки и цветка совпадают. | ||||
«Геометрическая мозаика» | Фигуры, состоящие из геометрических фигур | Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого цвета. Затем выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем усложняя задание: рядом с картинкой, а затем – по памяти. | ||||
https://multiurok.ru/files/ighry-na-razvitiie-myshlieniia-dlia-dietiei-s-umie.html | «Кто быстрее». | Две машинки, длинная и короткая веревочка | Привязать к двум машинкам веревочки - короткую и длинную. Отдать ребенку машинку с короткой веревочкой и предложить посмотреть, чья машина доберется до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш. Поменяться веревочками и повторить игру. Положив веревочки рядом, наглядно показать, что такое «длинное» и что такое «короткое». | |||
https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00054126_0.html | «Поезд» | Набор картинок с изображением всевозможных объектов. | Картинки складывают в центре стола, дети стоят вокруг него. Затем ведущий предлагает построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые», -- и т. д. Поезд можно строить в обоих направлениях. Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в поезд вошли все картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами. | |||
«Сравнение картинок» | Картинки или предметы для сравнения | Взрослый показывает картинку или предметы для сравнения и задает вопросы ребенку: «Какая картинка правильная? Какой предмет самый длинный (самый большой)?» и т.д. Ребенок должен рассмотреть предметы и правильно ответить на вопрос. | ||||
ИГРЫ НА СИНТЕЗ И АНАЛИЗ | ||||||
«Пирамидка» | Пирамидка-неваляшка (большая) с яркими колечкам. | Необходимо нанизывать колечки на стержень в произвольном порядке, а потом – по возрастанию или убыванию их диаметра или по цвету. | ||||
«Почтовый ящик» | Коробка с фигурами | Перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Педагог берет одну из фигур, показывает её основание. Обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом предлагает продолжить работу ребенку. Инструкция: « Опусти все фигуры в коробку». | ||||
Кондратьева С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития… СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011, -64с. | «Разложи большие и маленькие камешки». | Стол для игр с водой и песком, камешки разных размеров | Ребенок вместе со взрослым находится перед столом для игр с водой и песком, который закрыт крышкой. Перед ребенком на крышке стола лежит горка камешков разных размеров. Взрослый предлагает ребенку рукой брать камешки и раскладывать в нужном направлении. Усложняя игру, можно предложить раскладывать камешки одновременно двумя руками. Аналогичное задание можно проводить, используя дополнительные предметы-орудия (лопатку, ложку, вилку и т,д.). Можно раскладывать маленькие камешки в маленькое ведро, а большие - в большое. | |||
https://multiurok.ru/files/ighry-na-razvitiie-myshlieniia-dlia-dietiei-s-umie.html | «Найди домик». | Карточки с изображениями зайцев: 3-е маленькими зайцами и 3 - с большими; карточки с изображениями домиков: 3-е маленькими домиками, 3-е большими. | Воспитатель рассказывает ребенку о том, что «зайчики» вышли погулять и заблудились. Предлагает ребенку помочь «зайкам» найти свои «домики»: маленьким - маленькие, большим - большие. (Разложить карточки с изображениями домиков в хаотическом порядке.) | |||
«Один - туда, другой - сюда». | 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробки для больших и маленьких кругов. | Придумать сюжет игры, например: бабушка пекла блины - большие (вырезанные из бумаги круги диаметром 6 см) и маленькие (вырезанные из бумаги круги диаметром 3 см). Большие - маме с папой, а маленькие - деткам. Но все блины перепутались. Надо помочь бабушке разложить их по тарелкам: распределить большие круги в большую коробку, маленькие - в маленькую. | ||||
«Закрой фломастер». | фломастеры с колпачками, повторяющими цвет стержня. | Снять колпачки с фломастеров, смешать их. Предложить ребенку закрыть каждый фломастер своим колпачком. Назвать цвет колпачка и фломастера. (Цвет колпачка повторяет цвет стержня.) | ||||
«Подбери нитку». | сдутые разноцветные шарики, нитки тех же цветов, что и шары. | Показать ребенку шарики и предложить подобрать к каждому из них нитку такого же цвета. После успешно выполненного задания надуть шары и поиграть с ними. | ||||
«Отвечай быстро» | Мяч | Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое качество (вкус, форму) предмета. | ||||
https://multiurok.ru/files/igry-dlia-razvitiia-myshleniia-u-doshkolnikov-s-za.html | «Заполни квадрат» | Таблицы, внутри которых имеются предметы (или фигуры), расположенные по определенном порядке. Одного предмета не хватает | Ребенку предлагаются таблицы, внутри которых имеются предметы (или фигуры), расположенные по определенном порядке. Одного предмета не хватает, на его месте стоит вопросительный знак. Предложите ребенку найти закономерность расположения предметов в таблице и выбрать недостающий из тех, которые находятся вне квадрата. | |||
«Что здесь лишнее?» | Предметные игрушки | Ребенку предлагают предметные игрушки. Инструкция: Внимательно посмотрите на четыре предметные игрушки и определи, какой предмет и почему является лишним. | ||||
«Пирамидка» | Пирамидка «пчелка» (маленькая) | Пирамидка «пчелка» состоит из 3 деталей. Предложить ребенку посмотреть внимательно и подумать, в каком порядке необходимо нанизывать колечки на стержень, для того чтобы появилась «пчелка». | ||||
«Чередование» | Веревочка, крупные бусины | Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д. | ||||
«Угадай по описанию» | картинки с различными овощами | Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный. | ||||
«Разрезные картинки» | Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т.д. | |||||
«Подбери узор» | На картинке с определенным узором вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку. Необходимо обратить внимание малыша на то, что не любые кусочки можно поместить на места вырезанных прямоугольников, а только те, которые соответствуют узору рисунка. Для этого нужно внимательно сравнить элементы узора на основном рисунке и вырезанных кусочках. Игры данного типа усложняются за счет увеличения количества элементов, по которым следует проводить сравнение. | |||||
«Подбери нужный фрагмент» | Эта игра подобная предыдущей. Только здесь ребенку предлагаются картинки не с определенным узором, а сюжетные иллюстрации. На иллюстрациях тоже вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку, и «отремонтировать» картинку. | |||||
«Кто, что любит?» | Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить". | |||||
https://multiurok.ru/files/ighry-na-razvitiie-myshlieniia-dlia-dietiei-s-umie.html | «Утонул? Достанем!». | Предметы, тонущие в воде (камешки, ложки, винтики и т. п.); предметы, не тонущие в воде (пластмассовые игрушки, мячик, деревянные дощечки и т. п.); емкость с водой; два пустых ведерка. | Поставить перед ребенком емкость с водой и разложить все предметы. Предложить понаблюдать за тем, как ведет себя в воде тот или иной предмет. Поочередно бросать в воду предметы. Попросить ребенка, доставая предметы из воды, раскладывать их по разным ведеркам: те, которые тонут, - в одно, те, которые не тонут, — в другое. | |||
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1707286662&tld=ru&lang=ru&name=Игры%20и%20упражнения%20для%20детей%20с%20ЗПР.pdf&text=игры%20на%20развитие%20мышления%20у%20детей%20с%20зпр&url=http%3A%2F%2Fedu.mari.ru%2Fmouo-yoshkarola%2Fdou14%2FDocLib37%2F%25D0%25BF%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25B0%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B3-%25D0%25BF%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%2F%25D0%259A%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B0%2520%25D0%25B2%2520%25D0%2594%25D0%259E%25D0%25A3%2F%25D0%2598%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%258B%2520%25D0%25B8%2520%25D1%2583%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2520%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25B9%2520%25D1%2581%2520%25D0%2597%25D0%259F%25D0%25A0.pdf&lr=20036&mime=pdf&l10n=ru&sign=0ffaed30db3db3edee005b0f4d101882&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1707286662%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3D%25D0%2598%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%258B%2520%25D0%25B8%2520%25D1%2583%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2520%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25B9%2520%25D1%2581%2520%25D0%2597%25D0%259F%25D0%25A0.pdf%26text%3D%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%258B%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%2B%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B5%2B%25D0%25BC%25D1%258B%25D1%2588%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D1%2583%2B%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25B9%2B%25D1%2581%2B%25D0%25B7%25D0%25BF%25D1%2580%26url%3Dhttp%253A%2F%2Fedu.mari.ru%2Fmouo-yoshkarola%2Fdou14%2FDocLib37%2F%2525D0%2525BF%2525D0%2525B5%2525D0%2525B4%2525D0%2525B0%2525D0%2525B3%2525D0%2525BE%2525D0%2525B3-%2525D0%2525BF%2525D1%252581%2525D0%2525B8%2525D1%252585%2525D0%2525BE%2525D0%2525BB%2525D0%2525BE%2525D0%2525B3%2F%2525D0%25259A%2525D0%2525BE%2525D1%252580%2525D1%252580%2525D0%2525B5%2525D0%2525BA%2525D1%252586%2525D0%2525B8%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525BD%2525D0%2525B0%2525D1%25258F%252520%2525D1%252580%2525D0%2525B0%2525D0%2525B1%2525D0%2525BE%2525D1%252582%2525D0%2525B0%252520%2525D0%2525B2%252520%2525D0%252594%2525D0%25259E%2525D0%2525A3%2F%2525D0%252598%2525D0%2525B3%2525D1%252580%2525D1%25258B%252520%2525D0%2525B8%252520%2525D1%252583%2525D0%2525BF%2525D1%252580%2525D0%2525B0%2525D0%2525B6%2525D0%2525BD%2525D0%2525B5%2525D0%2525BD%2525D0%2525B8%2525D1%25258F%252520%2525D0%2525B4%2525D0%2525BB%2525D1%25258F%252520%2525D0%2525B4%2525D0%2525B5%2525D1%252582%2525D0%2525B5%2525D0%2525B9%252520%2525D1%252581%252520%2525D0%252597%2525D0%25259F%2525D0%2525A0.pdf%26lr%3D20036%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D0ffaed30db3db3edee005b0f4d101882%26keyno%3D0%26nosw%3D1 | «Разложи по порядку» | Готовые серии сюжетных последовательных картинок | Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам. | |||
«Догадайся» | Картинки с изображением: колесо, руль, педаль. | Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль. Восп.: Догадайтесь, что это может быть? Дети: Машина, велосипед … Восп.: А какой еще транспорт вы знаете? | ||||
«Нравится - не нравится» | Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей; не нравится - царапается, убегает и т.д. | |||||
ИГРЫ НА ОБОБЩЕНИЕ | ||||||
« Зоопарк » | Фигурки зверей и птиц | Педагог строит «зоопарк» и располагает в одном вагоне зверей, а в другом – птиц. Инструкция: Посмотрите внимательно, подумайте и найдите дом для животных и дом для птиц. Расставьте всех по местам. | ||||
«Разложи предметы по местам» | Предметы и похожие на них геометрические фигуры | Педагог расставляет предметы, дети рассматривают их. Инструкция: Детям предлагается найти и поставить предмет, который похож на треугольник, назвать цвет предмета ( например: пирамидка похожа на треугольник, красного цвета и т. д.). | ||||
Лото «Цвет и форма» | Карты с изображением геометрических фигур. | Для закрепления знаний геометрических фигур детям раздаются карты с изображением геометрических фигур. Ведущий показывает маленькие карточки с предметами, похожими на определенные геометрические фигуры. Дети находят подходящие к своей геометрической фигуре предметы и выкладывают их на своих картах. Для закрепления основных цветов и оттенков, используются цветные карты, где ребенок подбирает предметы соответствующего цвета. | ||||
«Разложи предметы по местам» | Педагог расставляет предметы, дети рассматривают их. Инструкция: Детям предлагается найти и поставить предмет, который похож на треугольник, назвать цвет предмета (например: пирамидка похожа на треугольник, красного цвета и т. д.). | |||||
https://scienceforum.ru/2018/article/2018000354 |
«Что происходит». | Несколько однородных предметов: блюдце, кружка, вилка. Чуть дальше находятся два предмета, один из которых относится по назначению к уже названной группе, а другой нет, например: тарелка и сапог. | Непосредственно перед ребёнком находятся несколько однородных предметов: блюдце, кружка, вилка. Чуть дальше находятся два предмета, один из которых относится по назначению к уже названной группе, а другой нет, например: тарелка и сапог. Ребёнок должен определить и взять подходящий предмет. Эта игра учит ребёнка самостоятельно обобщать предметы по назначению и находить лишний предмет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/03/picture-719795-1449145830.jpg)
Брошюра : "Организация окружающей среды для социализации и развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра".
Практические рекомендации родителям как организовать окружающую среду для социализации и развития ребенка с расстройствами аутистического спектра....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-389376-1423385943.jpg)
Выступление на семинаре "Речевое развитие детей с расстройствами аутистического спектра"
Выступление. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-573005-1422289775.jpg)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/16/picture-1333757-1621174601.jpg)
Специфические особенности развития дошкольников с расстройством аутистического спектра
В статье описаны эмоциональные и познавательные особенности развития детей с РАС...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/18/picture-1313203-1652905612.jpg)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СРАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАРазвитие детей определяется многочисленными факторами, среди которых особое место занимает игровая деятельность, являющаяся ведуще...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/12/picture-971055-1662989017.jpg)
Консультация для родителей «Использование песочной терапии в развитии ребенка с расстройством аутистического спектра»
Песочня терапия – отличный способ самовыражения для детей с аутизмом. Во время игры с песком проявляется способность ребенка создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/19/picture-807972-1474317306.jpg)
"Детский сад для всех" Инновационная технология воспитания и развитие детей с расстройствами аутистического спектра ДОУ
Комплексное сопровождение детей с РАС сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции стр.168...