Применение в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста инновационного интерактивного оборудования
статья по коррекционной педагогике

Ланчкина Диана Вячеславовна

Дошкольное детство – это период интенсивного психического развития ребенка, становления важнейших черт его личности, первоначального формирования тех качеств, которые будут необходимы человеку в течение всей последующей его жизни.

Именно в дошкольный период детства формируются основные эмоции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения  к себе и к окружающим.

К сожалению, в последнее время становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся агрессивность, тревожность, эмоциональная неустойчивость, что приводит в последствии к трудностям во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Ни для кого не секрет, что чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с подобными нарушениями в его развитии. Поэтому считаю, что успех коррекционно-развивающей работы напрямую зависит от своевременности выявления проблем, а также от созданных условий для развития и раскрытия потенциальных возможностей наших воспитанников.

В текущем учебном году при поддержке администрации нашего дошкольного учреждения был обновлен кабинет педагога – психолога.

Предметно – развивающая среда пополнена играми и пособиями для развития детей всех возрастных категорий.

Также эффективность коррекционно – развивающей работы зависит и от применения современных технологий и оборудования, с помощью которых будут корректироваться выявленные проблемы и осуществляться всестороннее развитие детей.

Жизнь не стоит на месте. Мы живем в 21 веке – в веке цифровизации и современных компьютерных технологий. Информационные технологии давно стали неотъемлемой частью и нашей жизни.

Сегодня предъявляются НОВЫЕ требования к образованию дошкольников через внедрение таких подходов, которые способствуют не замене традиционных средств и методов обучения, а расширению их возможностей.

Процесс цифровизации не обошел стороной и дошкольные образовательные учреждения города Рузаевки.  И наше структурное подразделение «Центр развития ребенка – детский сад №14» активно включилось в эту увлекательную инновационную работу!

Уважаемые коллеги, я хотела бы поделиться с вами своими впечатлениями от инновационного многофункционального интерактивного оборудования «Домик», обладателями которого мы стали!

Интерактивный комплекс «Домик» - это современный и эффективный инструмент в работе с детьми. Он объединяет в себе возможности интерактивной песочницы и сенсорного стола.

Работа интерактивной песочницы построена на современных цифровых технологиях, превращающих обычный песок в земную поверхность с озёрами, реками, вулканами и долинами.

Хотя наши занятия с детьми в интерактивной песочнице проходят довольно непродолжительное время, с декабря месяца, тем не менее, я уже сейчас могу сделать вывод, что ЭТА увлекательная, необычная, близкая и понятная для современного ребенка форма занятий дает мне, как психологу, неограниченные возможности как для коррекционной, так и для развивающей работы с детьми. Эта инновационная форма работы позволяет достичь гораздо большего эффекта и гораздо лучшего результата в работе с детской агрессией, тревожностью, возбудимостью и страхами.

Страхи в дошкольном возрасте, к сожалению, очень распространенное явление. И, если своевременно не оказать ребенку психологическую помощь, они могут приобрести патологический характер и довести ребёнка до сильного нервозного состояния. Это очень серьезная проблема, решать которую необходимо как можно раньше!

Неоценимую помощь в коррекционно-развивающей работе с детьми мне оказывает интерактивная песочница.

Разработчики этого оборудования позаботились о том, чтобы в компьютерной программе было несколько режимов, позволяющих создавать такую виртуальную реальность, которая поможет эффективно проработать и скорректировать страхи и тревожность, застенчивость и неуверенность у ребёнка.

Например, в интерактивной песочнице страхи можно «заколдовать», закопать в песке (РЕЖИМ ПУСТЫНЯ), утопить в глубоком виртуальном озере (режим ПОДВОДНЫЙ МИР), сжечь в кратере вулкана (РЕЖИМ ВУЛКАН). 

        Вместе с ребенком на индивидуальных коррекционных занятиях с применением интерактивной песочницы мы сочиняем сказку и проигрываем ее сюжет в песочной стране.

А имеющиеся в моем арсенале персонажи различных видов кукольного театра: перчаточного, настольного и пальчикового, помогают ребенку построить свой собственный мир, в котором нет места страхам и тревоге.

Также для расширения возможностей работы в интерактивной песочнице я приобрела наборы с фигурками – миниатюрами с которыми чаще всего связаны детские страхи - это пауки, змеи, ящерицы, морские обитатели.

Считаю, что чем больше будет на вооружении психолога такого рода коррекционного материала, тем больше у детей появится возможности проиграть каждую их проблему, сложную ситуацию, переживание и гораздо быстрее избавиться от страхов.

Позже, для наглядного примера я приведу видео- фрагменты наших занятий с детьми с применением различных режимов интерактивного комплекса.

Песочница раскрыла для меня новые возможности не только в психокоррекционной, но и в развивающей работе с детьми. И я могу с полной уверенностью сказать, что благодаря новой форме проведения занятий удалось повысить мотивацию детей к обучению. Дети с нетерпением ждут наших занятий и с удовольствием рассказывают дома своим родителям, чем они занимались в детском саду.

Родители воспитанников, посещающих коррекционные занятия, придя на консультацию, часто интересуются нашей Чудо – песочницей. И я им с удовольствием демонстрирую все ее возможности.

Заинтересованность родителей в нашем общем деле не может не радовать! Значит, все-таки, постепенно меняется их сознание и уровень педагогической грамотности, значит повышается уровень их осведомленности о нашей работе с детьми!

Это натолкнуло меня на мысль о возможности проведения совместных с родителями коррекционных занятий с детьми с нарушениями поведенческой сферы (это речевой и поведенческий негативизм, вербальная и физическая агрессия и т.д.).

Уверена, что и в этом направлении коррекционная работа с применением нового интерактивного оборудования будет результативной.

В комплексе «Домик» есть еще один режим – «ИНТЕРАКТИВНЫЙ СТОЛ». Для перехода в этот режим достаточно накрыть песок идущими в комплекте сенсорными панелями, и перевести оборудование в режим ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТОЛА.

Сенсорный стол является отличным помощником в образовательном процессе. Его применение позволяет создать условия для развития у детей важнейших психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, процессов саморегуляции. Способствует мотивации детей к познавательной деятельности, что, в свою очередь, обеспечивает хорошую подготовку к обучению в школе.

Признаюсь, в процессе освоения механизмами и техникой работы с новым интерактивным оборудованием «Домик» на начальном этапе работы было не все гладко и просто…

Лично у меня возникло ряд вопросов. В их разрешении большую помощь мне оказала группа поддержки компании «Инновации детям», производителя это оборудования. Я обратилась за консультацией, разъяснениями, технической помощью и поддержкой на официальный сайт. Сотрудники компании предоставили мне ссылку на обучающий сервис, а также персональный логин и пароль. Я прослушала предложенный компанией бесплатный обучающий вебинар и все вопросы отпали сами собой. Такой профессиональный подход команды «Инновации детям» не может не радовать.

Итог:

Первое: Интерактивный комплекс «Домик» предоставил нам отличную возможность расширить границы психокоррекции, сделать развивающие занятия с детьми более эффективными и интересными, а также поспособствовал повышению мотивации детей к обучению.

Второе: Занятия с применением новых интерактивных технологий дают возможность нашим воспитанникам развиваться всесторонне, способствуют нормализации их психоэмоционального состояния и успешно корректируют нежелательные течения в развитии.

Третье: Занятия в интерактивной песочнице способствуют налаживанию диалога между ребенком и взрослым. Только заинтересованное участие взрослых - педагогов, специалистов и родителей - поможет нашим детям не утратить бесценное желание ежедневно открывать для себя что-то новое!

И пока у детей этот интерес к познанию не пропал, пока с ними рядом искренне-любящие, понимающие детские проблемы, отзывчивые взрослые, - мир обязательно будет меняться к лучшему!

И если между ребенком и педагогом существует тесная взаимосвязь, если дети с нетерпеньем ждут новых интересных занятий, экспериментов, впечатлений,- значит педагог на правильном пути!

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕНСОРНОМ ОБОРУДОВАНИИ (из опыта работы по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы)

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибул...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО–ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДОУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Использование нетрадиционного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий способствует повышению интереса и увеличивает степень двигательной активности детей  дошкольного возраста....

"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста»

Опыт работы педагога-психолога по теме:"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста"...

Детско-родительский клуб «Мама - рядом», как одна из интерактивных форм работы педагога-психолога с родителями детей раннего возраста.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлено в различных как научных, так и популярных источниках. В ...

Квест - технологии в работе педагога-психолога ДОУ с детьми дошкольного возраста.

Квест - увлекательный и интересный способ проведения детского приключенческого и интеллектуального досуга, рассчитанный не только на участие детей, но и взрослых (родителей и педагогов)....

Особенности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога со слабослышащим ребенком дошкольного возраста

В статье рассказывается об опыте работы педагога-психолога со слабослышащим ребенком...

Методическая разработка «На поиски настроения» ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ (сборник практических материалов) для педагогов-психологов, работающих с детьми дошкольного возраста)

Данное методическое пособие посвящено проблеме обеспечения физического, психоэмоционального и морального комфорта, создания психоэмоционального климата детей  дошкольного возраста и предназначено...