Сообщение из опыта "Факторы, влияющие на нарушение речи младших дошкольников"
материал (младшая группа)
В рамках дошкольного возраста важное значение для развития приобретает становление и развитие речи. Уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев не соответсвует норме. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями речи. Нарушение речи можно рассматривать как отклонение в речи говорящего от языковых норм, которые приняты в языковой среде общества, которое обуславливается расстройством нормального функционирования механизмов речевой деятельности. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин и в разные периоды развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Факторы, влияющие на нарушения речи младших дошкольников»
Уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев не соответсвует норме.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями речи.
Речевые нарушения - отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
1.Они не соответствуют возрасту говорящего.
2.Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка.
3.Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи.
4.Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают.
5.Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребёнка.
6.Требуют определённого логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин и в разные периоды развития ребёнка.
Основные причины нарушения речевого развития:
Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений:
-Заболевания матери во время беременности.
-Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы
-Аллергии матери.
-Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
-Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенка.
-Многообразная акушерская патология .
-Курение во время беременности, употребление алкоголя.
-Неблагоприятный возраст матери для беременности.
-Особые психические нагрузки матери в период беременности.
-Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.
-Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений:
-Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.
-Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах .
-«Двуязычие» в семье.
- Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь.
-Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.
-Нарушения речи очень часто наблюдаются у тех детей, у которых отсутствует эмоциональное и речевое общение с близкими людьми. Недостаточное количество общения, особенно с мамой, может стать основным фактором нарушения речи у ребенка.
Ребенок с нарушениями речи, особенно тяжелыми, отличается резким негативизмом, агрессивностью, обидчивостью, нежеланием общаться и устанавливать контакты, неуверенностью в себе.
Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребёнка. Поэтому сегодня остается актуальной проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи.
Основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, и всей деятельности ребенка. Поэтому, я создала в группе предметно-развивающую среду, эффективно влияющую на развитие разных сторон речи малышей: уголок развития мелкой моторики, книжный уголок, музыкально-театральный уголок, центр «Веселый язычок».
В процессе организации совместной деятельности создаю обстановку, которая вызывает необходимость речевого общения, включая разговор с животными, игрушками.
С целью профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста мною были подобраны и систематизированы игры и упражнения направленные на:
1)развитие мелкой моторики пальцев рук;
2)развитие слухового внимания, восприятия;
3) развитие просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).
4) развитие артикуляционного аппарата;
5) уточнение звука или его вызывание по подражанию
Игры способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки.
1) Провожу обязательно для малышей пальчиковые игры. Они переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только способствуют развитию речи, но и доставляют им особую радость.
2)Для развития слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих, отличать на слух разные звуки: неречевые и речевые) провожу игры на нахождение и узнавание источника звука;
игры на дифференциацию звуков:
по способу воспроизведения («Барабан - погремушка», «Хлопки - притопы»); по темпу («Дождик»); по силе звучания («Громко-тихо»);
по длительности звучания («Дорожки»).
Игры на угадывание неречевых звуков и игры на формирования фонематического компонента (различение слов и звукоподражаний, отличающихся одним или несколькими звуками).
Например: «Машина или мышка», «Мишка-мышка».
3)Уделяю пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, т.к. неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений: нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д.
Ежедневно выполняю с воспитанниками дыхательные упражнения, игры
— дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
— надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
— дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
4)В младшем дошкольном возрасте причиной нарушений звукопроизношения у детей является несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому я провожу артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Каждое упражнение провожу в занимательной игровой форме и повторяю 6-8 раз. Для развития артикуляционного аппарата использую игры на звукоподражание, стихи, потешки: звукоподражания (га-га-га – кричит гусь, ко-ко-ко – кудахчет курочка, пи-пи-пи – пищит мышонок и т. д.), имитацию различных шумов (тик-так – тикают часы, бум-бум – стучит барабан и т. д.) с опорой на наглядность - игрушки, картинки.
Работу с детьми провожу систематически, во всех видах деятельности, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными. Т.о. в процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция), слуховое восприятие, внимание, память, формируются фонематическое восприятие, то есть создается база для успешного овладения родным языком.
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых — родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), привлекаю и акцентирую внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; веду просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова — сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения.
В заключении хочу сказать, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Своевременное оказание помощи детям младшего дошкольного возраста имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по теме "Игра как средство по преодолению фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников"
Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из...
Особенности нарушений речи у дошкольников с ЗПР
Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Основными причинами, способствующими этому, считаются: увеличение количества детей, рождающихся с приз...
Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников.
Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников....
Проект «Школа красивой речи» или «Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников»
· Актуальность проблемы: В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования...
«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ» (консультация для родителей)
На речь детей влияет много факторов: речь родителей, воспитателей, СМИ, чтение художественной литературы, игры, творческая деятельность. Исследователь детской речи М.Р. Львов выделил два основных факт...
Сообщение «Из опыта работы по развитию речи старших дошкольников»
Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражае...