Преемственность в коррекционной работе дошкольных и школьных логопедов, учителей и воспитателей ДОУ. Подготовила Захарова Н.С
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Преемственность в коррекционной работе дошкольных и школьных логопедов, учителей и воспитателей ДОУ.
Подготовила Захарова Н.С
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22.11.pptm | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения. Это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения
Модель преемственности Стимулирующе - мотивационный (личностный аспект ребёнка) Процессуально - деятельностный аспект: Методы, формы, средства деятельности участников педагогического процесса
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическим коллективом ДОУ и школы. Организация работы по преемственности
Периодизация детства Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин «Каждому возрасту соответствует определённый тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности и формируются соответствующие психологические новообразования, преемственность которых создаёт единство психического развития ребёнка (В.В. Давыдов)
Игровая деятельность наиболее свойственна ребенку от 3 до 6 лет. В игре развиваются воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность к выявлению в них моментов соподчинения и управления, а также формируются обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них.
Учебная деятельность характерна для детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы обучения.
Таким образом, преемственность может быть основана на идее ведущей деятельности или периодизации детского развития, которая предполагает смену ведущего типа деятельности в зависимости от возраста и новообразований у ребенка.
Основные направления ступеней образования, входящие в модель преемственности самоценность каждого возраста: опора на достижения предыдущего этапа; индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; развитие ребенка с учетом уровня достигнутого и продвижение его вперед; гуманизация как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому человеку; открытость человека изменяющемуся миру; сохранение общего физического, психологического и психического здоровья детей.
Цель данной системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, уровня развития, материального уровня жизни . - Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу -обеспечение системы непрерывного образования с учётом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников -Создание благоприятных условий в ДОУ и школы для развития познавательной активности, самостоятельности,творчества каждого ребёнка
Параметры готовности к школьному обучению умение управлять своим поведением; выполнение требований взрослого; участие в различной деятельности; достаточный уровень сформированности всех сторон речи (звукопроизношение, слоговой состав слова, лексико-грамматические категории, связная речь); владение навыками звукового анализа и синтеза слов; достаточный уровень развития памяти, произвольного внимания, мыслительных операций сформированность зрительно-пространственного восприятия, временных ориентировок; достаточная зрительно-моторная и слухо -моторная координация. Соответствующий возрасту запас знаний об окружающем мире
Таким образом, модель готовности выстроена, определены ее параметры. Но с одной стороны речевые нарушения (первичный дефект) полностью исправлены. С другой стороны допускаются затруднения, которые могут проявиться в школе при обучении письму и чтению и констатировать у ребенка «второй дефект» - дисграфию и дислексию.
Преемственность в работе логопеда предшколы и школы МБОУ СОШ №5 Обследование выпускников логопедических групп с использованием речевой диагностики Т.А. Фотековой Индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого обследования Посещение итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников логопедических групп Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников по теме «Речевая подготовка ребёнка к школе» Подготовка методических рекомендаций для родителей будущих первоклассников Обсуждение основных направлений коррекционной работы с выпускниками логопедических групп, уточнение индивидуальных особенностей детей
Работа с педагогами Семинары,мастер -классы; Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; Проведение диагностики по определению готовности детей к школе; Взаимодействие медицинского работника,дефектолога,психолога и логопеда; Педагогические и психологические наблюдения
Работа с родителями Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы: Круглые столы,дискуссионные встречи,педагогические « гостинные »: Встречи родителей с будущими учителями; Дни открытых двере ; Анкетирование,тестирование родителей
Трудности осуществления преемственности : Часто дети из одной логопедической группы поступают в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт с другими школьными учителями-логопедами; Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы РМО учителей- логопедов.И нет среди учителей начальной школы отработанной системы ,когда ребёнок поступает из других школ. Нет взаимодействия РМО учителей-логопедов школ и учителей-логопедов ДОУ в том числе по вопросам преемственности.И это касается учителей других школ. Нет районной общей электронной картотеки о воспитанников ДОУ кто прошёл ПМПК.
Предложения: Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками. Создать картотеку детей с ОВЗ,которая позволит контролировать перемещение ребёнка из одного учебного учреждения в другое.
Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности. Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе в рамках РМО
Учителям-логопедам ДК заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка. А так же воспитателям ДОУ гужно передавать учителям начальных классов карту преемственности, где будет отображена вся информация о воспитаннике ДОУ
Ф.И. ребёнка ________________________________ Дата рождения __________ ДОУ № _____, срок обучения в логопедической группе _____________________ Диагноз при поступлении Состояние речевых и двигательных функций на момент выпуска сформировано не сформировано недостаточно сформировано а) звукопроизношение б) фонематическое восприятие в) лексико-грамматический строй д) слоговая структура е) связная речь ж) общая и мелкая моторика Рекомендации _______________________________________________________________________ _ _____________________________________________________________________________________ _______ Примечания Учитель-логопед _________________________________
Карточка по выпуску позволит : своевременно выявить детей имеющих особенности в обучении, которые посещали логопедические группы; проходили комиссии ПМПК; облегчит обследование; поможет составить коррекционно-развивающую программу работы с данным ребёнком (логопед школы должен обследовать устную и письменную речь всех обучающихся начальных классов до 14 сентября; в такие сроки углубленное обследование осуществить нереально); на основе рекомендаций логопеда ДОУ направить ребёнка на консультацию к психологу или другим специалистам; дать рекомендации родителям и учителям; осуществлять динамическое наблюдение за развитием и обучением ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.Одним из основных этапов формирования грамматически правильной ус...
Преемственность в работе дошкольного и школьного обучения на современном этапе с учетом ФГОС
В презентации представлены материалы для выступления на круглом столе «Преемственность между детским садом и школой в свете ФГОС»...
Преемственность в работе дошкольного и школьного отделения образовательного учреждения
В статье изложены цели и и задачи взаимодействия педагогов дошкольного образования и учителей школы, помогающие наиболее полно реализовать интеллектуальные и творческие способности ребенка....
Преемственность в коррекционной работе дошкольных и школьных логопедов
Нарушение речи-распространенное явление среди детей дошкольного возраста, мешающее развитию их коммуникативных возможностей и отрицательно отражающееся на учебной деятельности. С целью формирования со...
Приественность в коррекционной работе дошкольных и школьных логопедов.
Периодизация детства Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин «Каждому возрасту соответствует определённый тип ведущей деятельности; ег...
Доклад: «Преемственность в коррекционной работе учителей - логопедов детского сада и школы »
Цель системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, его развития, материального уровня жизни. Проблема преемс...
Отчёт о применении методики ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с ОВЗ учителя -логопеда ДОУ.
Считаю, что выбранная технология является актуальной и результативной современной образовательной технологией: можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в ...