Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками 5-7 лет со стертой формой дизартрии
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Описание материала: в данной методической разработке представлены этапы работы с детьми со стертой формой дизартрии. Материал представляет практический интерес для учителей-логопедов, воспитателей коррекционных групп, а также родителей, желающих научиться оказывать необходимую помощь в формировании правильного звукопроизношения, преодолении имеющихся нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста (5-7 лет) со стертой формой дизартрии, увлекательно и играя. Представленная работа была апробирована и может использоваться в качестве методических рекомендаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_rabota.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками 5-7 лет со стертой формой дизартрии
Цель: коррекция дизартрических нарушений у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в условиях детского сада.
Изучение психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме речевых расстройств у детей со стертой формой дизартрии, анализ данных констатирующего эксперимента позволили разметить модель по устранению стертой формы дизартрии. Учитывалось следующее:
1) Симптоматика нарушений артикуляционного аппарата, выражающихся в затруднениях при нахождении отдельных артикуляций и при переключении от одной артикуляции к другой. В связи с этим проводилось систематическое усилие речевых кинестезии с одновременным выполнением пальчиковых игр.
2) Симптоматика нарушений ручного праксиса, выражающихся в расстройствах точности, быстроты и координации движений. Игро-тренинг проводился на фронтальных и индивидуальных занятиях.
3) С целью устранения недоразвития моторных функций большое внимание уделялось проведению массажа с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
4) Симптоматика нарушений общей моторики, которая выражалась в переключаемости движений, в произвольном торможении, в нарушениях статической координации движений, динамической пространственной организации, чувства темпа и ритма. В связи с этим на занятиях использовались соревновательные элементы с целью компенсирования тех или иных нарушений.
5) Поэтапность логопедической работы, последовательность в подаче речевого материала в зависимости от несформированности тех или иных функций.
6) Нарушений фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Таким образом, в основу коррекционного обучения заложен комплексный подход, учитывающий особенности нарушений моторных функций и звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.
Опираясь на данные принципы, была построена модель организации логопедической работы для детей со стертой формой дизартрии, которая состоит из пяти блоков.
I блок. Нормализация мышечного тонуса:
1) гигиенический массаж лица.
Проводится стоя, лицом друг к другу, сопровождается стихами:
Солнце личико согрело.
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
Поглаживающие движения. Направление движений – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. Потянуться руками вверх, улыбнуться.
Если вьюга и пурга
Намели вокруг снега
И укутали дома –
Значит, к нам пришла зима.
Спиралевидные движения. Направление движений - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.
2) точечный массаж;
3) массаж языка.
Массаж языка проводится, используя стихотворения, чистоговорки, скороговорки:
Щеткой чищу я щенка,
(Поглаживание из стороны в сторону от корня к кончику языка)
Щекочу ему бока.
(Растирание боковых краев языка).
4)физкультурные занятия по программе детского сада.
II блок. Формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений:
1) пальчиковые игры
2) упражнения на противопоставление большого пальца руки другим:
Поскорей на палец глянь-ка,
Да это просто Ванька-встанька.
Палец скачет вверх и вниз,
Он получит первый приз.
Дети сжимают руки в кулачок, вытягивают большой палец и качают им во всех направлениях. Повторяют упражнение несколько раз.
3) упражнения на определение положения губ (гласные звуки);
4) упражнения на различение узкого и широкого кончика языка;
5) упражнения на определение положения кончика языка (поднят, опущен).
В 3,4 и 5 пунктах можно применить «Сказку о веселом язычке» в картинках .
III блок. Статико-динамические упражнения для развития моторного праксиса в целом, основанные на синхронных и асинхронных движениях рук и артикуляционного аппарата:
1) общая моторика;
2) мелкая моторика. Используются различные игры на мелкую моторику: штриховка, «Сухой бассейн», «Собери бусы», игры с пуговицами и прищепками;
3) артикуляционный праксис.
IV блок. Развитие просодики речи.
V блок. Коррекция звукопроизношения:
1) подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звука.
На данном этапе можно использовать артикуляционные упражнения в картинках. Это интересно детям и облегчает труд логопеда, например, упражнение «Качели» - рисуем качели, упражнение «Маляр» - кисточку;
2) формирование первичных произносительных умений и навыков;
3) закрепление этих умений и навыков в устной речи.
Данную работу можно использовать в качестве методических рекомендаций для логопедов, студентов.
Выбрав, более узкие специфические упражнения при работе над звукопроизношением и регулярно их, сочетая с массажем, пальчиковой гимнастикой, то конечный результат был, достигнут быстрее, так как постоянно активируются все зоны, связанные с речевым развитием.
Список литературы:
1. Бадалян Л.О. Невропатология. М.,1987г.
2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973г.
3. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. ООО Издательство, «Книголюб»,2004г.
4. Лопатина Л.В. К вопросу о стертых формах дизартрии. Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград, 1987г.
5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. Учебное пособие к спецкурсу. Санкт-Петербург,1994г.
6. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.
7. Правдина О.В. Логопедия. М.,1973г.
8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика, М., Астрель, АСТ, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата
1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...
Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции
Выпускная аттестационная работа Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...
Основы логопедической работы при стертой формой дизартрии
Стертая форма дизартрии является распространенным речевым нарушением у дошкольников. В настоящее время стертая дизартрия рассм...
ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ДИАГНОСТИКИ
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического...
Эффективные приемы работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения являются распространенными и ведущими в структуре речевого дефекта у детей сос тертой формой дизартрии....
План работы по коррекции речи детей со стертой формой дизартрии
Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.1-й этап — подготовительный.Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формиро...
Коррекционно- развивающая работа в процессе адаптации детей со стертыми формами дизартрии в условиях ДОУ
В данной работе рассматриваются проблеммы адаптации детей со стертой формой дизатрии в условиях детского сада....