Использование фразового конструктора в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога
методическая разработка по коррекционной педагогике
Мастер-класс для педагогов по вопросам использования фразового конструктора как эффективного способа развития фразовой речи, обогащения номинативного, атрибутивного, предикативного словаря, расширению семантических полей слов, развития мышления, внимания, памяти, фонематического восприятия у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_frazovogo_konstruktora_v_rabote_defektologa.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗОВОГО КОНСТРУКТОРА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА»
Разработала учитель – дефектолог МБДОУ ПГО «Детский сад №69 комбинированного вида» Батанина О. А.
Продолжительность : 30 минут
Цель : знакомство педагогов с приемами использования фразового конструктора как эффективным способом развития фразовой речи, обогащения номинативного, атрибутивного, предикативного словаря, расширению семантических полей слов, развития мышления, внимания, памяти, фонематического восприятия у детей с ОВЗ.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка (проектор, экран), презентация.
Раздаточный материал: карточки 10х30 см , тактильная застежка «Велькро», карточки с пиктограммами , прозрачные пластиковые крышки, перманентные маркеры, цветная бумага, двусторонний скотч, ножницы, разноцветные кружки ( жетоны-поощрения), бумажные фигурки девочек по количеству участников.
Практическая значимость: мастер-класс будет полезен логопедам, воспитателям комбинированных и инклюзивных групп, тьюторам, педагогам и родителям детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
- получение участниками знаний об основных принципах использования фразового конструктора для развития фразовой речи у детей с ОВЗ дошкольного возраста;
- овладение навыком изготовления элементов фразового конструктора с целью внедрения в образовательный процесс;
- создание атмосферной обстановки, поддержка педагогического творчества, реализация педагогического стремления помогать детям с ОВЗ;
- обмен педагогическим опытом, установление коммуникативных связей между участниками образовательного процесса, профессиональная поддержка.
Ход мастер-класса
Вводная часть
-Здравствуйте, дорогие коллеги ! Я хочу познакомить Вас сегодня с особенностями работы по развитию речи у детей с ОВЗ, а в частности детей имеющих сложную структуру дефекта (УО+РАС, УО+ЗПР, РАС+ЗПР и др.)
Большинство из таких детей подвержено различного рода сенсорным депривациям. Они очень чувствительны к звуку, не способны выдержать взгляда человеку в глаза, что вызывает в обыденной жизни прибегание к сенсорным защитам, самостимуляциям, агрессии и самоагрессии. Для многих из них также характерны диспраксии, когнитивные нарушения, а также нарушения развития и формирования речи, они испытывают большие трудности в общении с окружающим миром.
Коррекцию речевых расстройств у детей с такими особенностями развития необходимо начинать как можно раньше, ведь потребуется очень длительный период скоординированной систематической работы многих специалистов.
А в рамках этого мастер-класса мы рассмотрим методические разработки, которые могут быть полезны при работе с данной категорией детей на этапе формирования фразы.
Подготовительный этап
Как мы знаем, для успешного развития речи у ребенка с нормальным слухом и достаточно сохранным интеллектом необходимо предварительно сформировать навыки крупной и мелкой моторики, развить слуховое неречевое, а также фонематическое восприятие, внимание , память , предметную и игровую деятельность.
Известно, что наша экспрессивная речь – это сукцессивно разворачивающийся процесс. На этапе подготовки к формированию фразы очень важной становится способность ребенка выполнять моторную программу по воспроизведению визуально-ритмического линейного ряда. Другими словами, если ребенок может выложить ритмический ряд из 2 деталей, то он имеет предпосылки для произнесения двусложного слова и фразы из 2 простых слов. При отработке трехкомпонентного визуально-ритмического ряда детская психика становится способной инициировать воспроизведение трехсложного слова и фразы из трех простых слов.
Также важны занятия логоритмикой и задания по воспроизведению ритма с помощью разных движений тела без/ с музыкальным сопровождением.
Игра Предлагаю Вам поиграть в игру «Повтори ритм «Палочки-игралочки».
На первом этапе освоения игры мы учим детей просто крепко держать палочки, стучать ими по поверхности. На втором этапе мы учим детей отстукивать ритм по специально изготовленным звуковым дорожкам, задания на которых постепенно усложняются , добавляется чередование отстукивание двумя руками, правой и левой рукой, в том числе и с переходом через среднюю линию тела.
На третьем этапе к отстукиванию подключаем музыкальное сопровождение : мелодии , подобранные Т. Н. Новиковой-Иванцовой с 1 по 5 постепенно, а также стараемся пропевать слова соответствующих классов.
Основная часть
1.Теперь переходим к этапу формирования двухкомпонентной фразы с помощью фразового конструктора.
Для начала нам нужно понять, почему именно возникла идея фразового конструктора? Подавляющее большинство детей со сложной структурой дефекта неспособны спонтанно перейти к самостоятельному использованию фразовой речи в силу особенностей развития и очень сильно зависят от визуальной поддержки. Вместе с тем, с помощью наглядных подсказок они способны хорошо усваивать новый материал. Именно этой цели служит фразовый конструктор.
Формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим построением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.
Также особенностью речевого развития детей данной категории является более быстрое накопление номинативного словаря, и заметное отставание в формировании предикативного и атрибутивного словаря.
Начальным этапом применения конструктора будет усваивание ребенком , либо повторение/закрепление /обобщение слов, обозначающих названия, действия и признаки предметов ( цвета, размер, форму) на материале конструктора. Это фраза ( предложение) из 1 слова. Затем можем приступать к составлению более распространенных фраз.
Выделяются основные этапы работы:
1.Перед началом работы с фразовым конструктором, необходимо обучить ребенка соотносить слова с игрушками и изображениями, то есть он должен понимать, о чем или о ком будет идти речь. Важно научить понимать смысл первых глаголов. И развить навык использования однословной фразы, так как именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи. Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям. Это машина. Мальчик играет.
2. отработка простого двусоставного предложения на материале слов, доступны детям по звуко-слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. Работа строится в вопросно-ответной форме, используется сопряженная и отраженная речь. Бабушка сидит. Дед пьет.
3. Работа по формированию трехсловных предложений с прямым или косвенным дополнением. Мальчик есть кашу. Девочка гуляет в парке. Для формирования у детей навыков словоизменения педагогу необходимо при произнесении акцентуировать падежные окончания. Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения (в, за, под, над).
4. Ввод в предложение определения. Это коричневый мишка.
4. Четырехсловная фраза. Мама ест овощной суп. Мама гладит голубое платье.
Первая модель фразового конструктора помогает строить фразу именно по типу глагол+существительное и прилагательное+ существительное.
Преимуществом фразового конструктора является, прежде всего, использование не просто проговаривания либо показывания, а действия с ним, что способствует активизации наглядно-действенного, уже сформированного, типа мышления, а также подключает наглядно-образное мышление.
С помощью фразового конструктора в дошкольном учреждении создается предметно-развивающая среда для ребенка через применение средств поддерживающей коммуникации, что, кроме развития речи, мышления, способствует взаимодействию ребенка с окружающим миром, повышает качество жизни, позволяет избежать проявления нежелательного поведения.
Лексический материал представлен в основных лексических темах годового плана дошкольного учреждения. Это позволяет ребенку присутствовать на групповом инклюзивном занятии в одной образовательной среде со своими нормотипичными сверстниками.
При работе с фразовыми конструкторами необходимо соблюдать методику. Также важным моментом для детей со сложной структурой дефекта является то, что вербальная имитация (эхо), называние ( такт), поведение слушателя ( понимание речи), интравербальные навыки ( диалог) формируются как отдельные навыки и перенос навыка из одной группы на другую затруднен и требует отдельной тренировки.
Также мы знаем, что порядка 40-50% детей рассматриваемой категории остаются безречевыми. У таких детей с отсутствием эхо и такт реакций необходимо с помощью фразовых конструкторов различных конфигураций формировать понимание речи, расширять словарный запас и семантические поля слов в импрессивной речи, мышление, память , внимание и другие высшие психические функции.
В завершение хочется сказать, что актуальность фразового конструктора сохраняется и для детей, имеющих тяжелые нарушения речи и испытывающих трудности при самостоятельном построении предложений , трудности при самостоятельным рассказывании, при заучивании наизусть текста или пересказе. Фразовые конструкторы выполняют поддерживающую функцию вербальной коммуникации ребенка с ОВЗ и снижают его зависимость от помощи взрослого.
Рефлексия Итак, дорогие коллеги, благодарю вас за внимание. Сегодня мы с вами увидели, как можно использовать фразовый конструктор для развития фразовой речи, обогащения номинативного, атрибутивного , предикативного словаря, расширять семантические поля слов, а также развития мышления, внимания, памяти, фонематического восприятия воспитанников с РАС , УО, ЗПР, ТНР. Таким образом, визуализация предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.
Какие вопросы у вас возникли по ходу нашего мастер-класса?
(ответы на вопросы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кубиков Никитина «Сложи узор» в работе учителя - дефектолога
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании зрительного и слухового восприятия, недор...
Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.
В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов и родителей «Использование авторских пособий из фетра в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»
Использование данного пособия развивает активацию когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти), способствует развитию усидчивости, мелкой моторики, зрительного внимания, мышления и п...
Коррекционно - развивающее занятие с учителем-дефектологом
Геометрические фигуры...
Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ
Доклад к презентации" Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ"...
Презентация "Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ"
Презентация "Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ"...
Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ
Организация образовательного процесса в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи требует от нас поиска новых образовательных технологий. На сегодняшний день инновационной...