Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ
консультация по коррекционной педагогике
Организация образовательного процесса в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи требует от нас поиска новых образовательных технологий. На сегодняшний день инновационной разработкой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО является конструктор ТИКО. Его можно использовать для совместной деятельности с детьми с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tiko_1.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ
«Представление, что при любом двигательном тренинге…
упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным.
И лишь с трудом проникло в сознание педагогов»
Н.А. Бернштейн
Организация образовательного процесса в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи требует от нас поиска новых образовательных технологий. На сегодняшний день инновационной разработкой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО является конструктор ТИКО. Его можно использовать для совместной деятельности с детьми с нарушениями речи.
Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения в образовательных учреждениях Автором технологии «ТИКО»- конструктора является Логинова Ирина Викторовна. Выпуск конструктора был начат по рекомендациям Российской Академии Образования в 2005 году.
Всего разработано 13 наборов: «Азбука», «Английский язык», «Арифметика» (Учимся считать; Сотня в квадрате), «Архимед», «Геометрия», «Грамматика», «Класс», «Малыш», «Фантазёр», «Школьник», «Шары», Тико-пазлы «Сказки».
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Выделяют следующие задачи ТИКО – конструирования:
- способствовать лучшему восприятию информации за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия;
- формировать навыки пространственного, логического и абстрактного мышления;
- улучшить моторику рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора;
- развивать творческие способности;
- прививать художественный вкус и эстетическое восприятие за счёт яркости и многообразия решений.
В своей работе мы начали использовать набор «ТИКО - Грамматика»
Конструктор ТИКО «Грамматика» состоит из 112 пластмассовых квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита и знаки препинания. На красных квадратах - гласные звуки, на синих квадратах - твердые согласные звуки, на зеленых квадратах - мягкие согласные звуки, на белых квадратах - Ъ и Ь знаки, знаки препинания.
Конструктор ТИКО «Грамматика» - это уникальный инструмент, помогающий обогатить словарный запас, развить интерес к слову, расширить знания и кругозор, научить ребёнка соединять звуки в слоги, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Работа с конструктором ТИКО «Грамматика» проводится поэтапно:
1 этап: знакомство с конструктором, обучение правильному соединению деталей, цветовое обозначение звуков и букв.
2 этап: применение знаний о буквах и звуках в выполнении предложенных учителем – логопедом упражнений и игр.
3 этап: использование конструктора в свободной деятельности (в группе с воспитателями).
Вначале дети выполняют все упражнения совместно с педагогом, проговаривая каждый звук, слог, слово. Затем дошкольники переходят к самостоятельному выполнению заданий по мере становления правильного звукопроизношения, увеличения объема знаний о звуках и буквах, правилах слитного чтения слогов и слов.
Формы работы с конструктором ТИКО «Грамматика».
1. Характеристика звука.
Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
- красный (гласный звук);
- синий (согласный твёрдый звук);
- зелёный (согласный мягкий звук).
2. Характеристика буквы.
Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой буквы:
- красный (гласная буква);
- синий (согласная твёрдая буква);
- зелёный (согласная мягкая буква);
- белый (Ъ и Ь знаки).
3. Развитие фонематического слуха.
- Подобрать и показать соответствующий заданному логопедом звук;
- «превращение» мягкого звука в твёрдый и наоборот.
4. Формирование звуко – слоговой структуры слов.
- Послоговое составление слов (каждый слог в слове отделяем пробелом);
- составление слов заданной слоговой структуры (слово из 1-2-3 слогов);
- чтение слов по слогам.
5. Звуко – буквенный анализ и синтез слогов и слов.
- Деление слога на отдельные звуки;
- составление и проговаривание слогов с заданными звуками;
- деление слов на слоги и звуки с подробной характеристикой каждого звука;
- составление и проговаривание слов с заданным звуком, с заданным местом звука в слове (начало, середина, конец слова).
6. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.
- Отраженное повторение за логопедом слогов, слов, наполненных автоматизируемым в речи звуком;
- составление и чтение слогов, слов с автоматизируемым звуком;
- самостоятельное использование «правильного» звука ребёнком во всех видах работ с конструктором.
7. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах.
- Различение акустически близких звуков путём проговаривания схожих по звучанию слогов, слов;
- составление и изменение слогов, слов со зрительной опорой.
8. Развитие мелкой моторики.
- Соединение деталей конструктора между собой различными способами;
- разъединение деталей после выполнения задания.
Таким образом, деятельность с ТИКО конструктором обеспечивает включение педагога и детей в увлекательную, творческую деятельность, что дает толчок развитию познавательной активности и позволяет решать задачи коррекционно-развивающей работы и ФГОС ДО.
А теперь давайте познакомимся, как можно использовать конструктор «ТИКО – ГРАММАТИКА» в работе с детьми.
Правила соединения тико-деталей(слайд).
«Забавный звук»
Цель: знакомить со звуками, развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.
Ребёнку предлагается положить перед собой три фишки: красную, синюю и зелёную. Педагог называет звук, дети, услышав его, повторяют и определяют какой он, поднимают соответствующую фишку.
«Придумай слово по модели»
Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа
Дети должны придумать слова в соответствии с заданной моделью, например, синяя фишка – красная – синяя (слова: мак, рак, сок и т.д.).
«Собери слова из букв»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Перед каждым ребёнком лежат буквы в разнобой, например, О Т С Л. Ребёнку необходимо собрать буквы так, чтобы получилось слово, например, СТОЛ.
«Эрудит»
Цель:развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Положите квадраты в мешочек, пусть каждый игрок возьмет по семь квадратов. Из этих букв ребенок должен составить слово, победит, тот, у кого слово самое длинное
Конструктор ТИКО «Грамматика»- нетрадиционный приём для устранения пробелов фонетического, фонематического, грамматического строя речи в игровой форме, подготовки детей к овладению навыком чтения и письма, повышению мотивации ребёнка к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"
Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...
Методические рекомендации для педагогов по использованию ТИКО конструктора в образовательной деятельности
Использование «ТИКО» конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством развития навыков конструктивной деятельности и критерием психофизического развития дете...
Методические рекомендации для педагогов по использованию ТИКО конструктора в образовательной деятельности
Использование «ТИКО» конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством развития навыков конструктивной деятельности и критерием психофизического развития дете...
Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога
Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....
Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ
Доклад к презентации" Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ"...
Презентация "Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ"
Презентация "Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога ДОУ"...
Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников
Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...