НЕЙРОИГРЫ И РЕЧЬ.
консультация по коррекционной педагогике

Одна из самых распространённых задержек развития ребёнка, с которой сталкиваются специалисты в своей работе - это задержка речевого развития.
Многие ошибочно полагают, что если нет речи, то нужно прицельно ее развивать. Но дело в том, что речь-это лишь "верхушка айсберга", сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе.
С момента рождения и до 7 лет у ребёнка активно созревают сенсорные системы - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Чтобы они правильно "работали", мозгу необходимо качественно перерабатывать миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой продумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира- это перемещение своего тела в пространстве.

Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом сенсо-моторного развития.

Если вы хотите помочь ребенку заговорить, то нужно понять, что РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать. Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему у неговорящих детей есть проблемы с координацией, равновесием и ловкостью. Возможно, у них пропущен какой-то важный этап в двигательном развитии. Всё взаимосвязано.
По дороге к логопеду вспомните, когда вы в последний раз играли со своим ребёнком в подвижные игры? Не в пирамидку и Лего, а в прыжки, догонялки, "толкалки" и "обнималки"?

ИГРЫ С МЯЧОМ:
- кидать мяч (взрослому, в корзину, вверх, об пол, в мишень);
- ловить мяч (прямо, сбоку, сверху, стоя на стульчике, на балансире);
- перекидывать мяч с партнёром (при этом эмоционально сопровождать броски словами "бах", "бум", "лови", "кидай");
- сбивать мишень мячом (как вариант-кегли). Мишень можно ставить как ниже уровня глаз, так и выше. Это работа разных групп мышц, оказывает разный эффект;
- для самых маленьких ещё подойдёт катать мяч по полу с партнёром (научить малыша рукой отталкивать мяч). Сопровождать словами "толкай", "кати";
- отталкивать руками (и ногами) фитбол;
- футбол (забивать мяч ногами в ворота, бить по мишени);
- для более старших - подбрасывать мячик вверх и ловить его;
- кидать об стену и ловить;
-кидать об пол и ловить ручками.

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ.
Выполняет много функций - развивает координацию, улучшает равновесие, улучшает переключаемость, стимулирует биологически активные точки на стопах, укрепляет связочный аппарат голеностопных суставов. Здесь нет предела вашей фантазии! Использовать можно всё, что угодно. Вот краткий список средств для создания полосы препятствий: канат, ортоковрики, канатная верёвка, скрученные полотенца, утяжелённое одеяло, швабра, кочки, балансир, воздушная подушка, обычные подушки разных размеров, морские камушки, фасоль и разные крупы, песок, мягкие и пластиковые игрушки, стулья большие и малые, скамейка узкая, мешок-капля, утяжелённые мешочки, туннели, мягкие модули, пластиковые бутылки с водой и крупой, дощечка, мотки пряжи).
Это упражнение можно сопровождать весёлой музыкой для физ минутки. А если использовать одну и ту же мелодию, то скоро у ребёнка выработается схема "стимул-реакция", и уже при первых звуках мелодии малыш будет бежать к старту. Это особенно актуально у детей с нарушением понимания речи и грубой несформированностью произвольности, когда нужно сформировать хоть какие-то произвольные действия.

БАЛАНСИР. Ставьте малыша на балансировочную доску, при этом держите его за одну ручку. Самых маленьких можно посадить на попу, покружить и покачать. Чтобы ребёнку было легче устоять на доске, наденьте ему сандалии или чешки. На несколько секунд убирайте свои руки, давая возможность малышу самостоятельно поймать равновесие. Доказано, что ежедневное стояние на балансире значительно повышает эффективность работы мозга, так как казывает мощное активирующее воздействие на подкорковые структуры.
Чтобы ребёнку было интересней, а также для улучшения произвольной саморегуляции, хорошо использовать счёт или потешку. Пока вы считаете или поёте, малыш должен удержаться на доске. Пример потешки: "Лодочка плывёт по речке, оставляя нам колечки, кач-кач, кач-кач, мама купит нам калач". Если ребёнок научился хорошо держаться пока вы поёте, можно удлинить потешку: "Калачи-то хороши, посмеёмся от души". Особенно важно для гиперактивных детей.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. У деток с ЗРР пальчики очень неуклюжие, им с трудом даются разные позы из пальцев (например, коза). Хотя доказано, что стимулирование мелкой моторики будет улучшать только произношение, а не слоговую структуру слова, но всё равно пальчиковая гимнастика является базовым упражнением для всех детей с проблемами речи.

ИГРЫ С ДЫХАНИЕМ. Выполняют две важные функции: способствуют развитию речевого выдоха, а также повышают тонус мозговой деятельности. Вот список таких игр:
- дутибол (задувать лёгкий мячик или скомканный кусочек бумаги в ворота) ;
-дуть на пёрышко;
-выдувать мыльные пузыри;
-сдувать пену с ладошки;
-дуть через соломинку в мыльную воду, создавая красивую пену;
-дудочки и флейты;
-дуть на кораблики, плавающие на воде;
-задувать свечки, в том числе и плавающие;
- сдувать с ладошки манку, муку и прочие сыпучие продукты.

ПРЫЖКИ НА МЕСТЕ (с 2х лет), прыжки двумя ногами по коврикам ("зайчик"). Коврики можно размещать как на прямой линии (постепенно увеличивая расстояние между ними), так и в шахматном порядке. ХОДИТЬ ПО ОДНОЙ ЛИНИИ (удержание равновесия, ощущение средней линии тела). В качестве линии можно использовать канат, верёвку, скрученные в жгут полотенца, прыгали, ремешки.

ПРОСЛЕЖИВАНИЕ ГЛАЗАМИ. Интегрирует два полушария. Нужно следить за любимой игрушкой, конфеткой, или за любым мотивирующим предметом. Начинать из положения лёжа, после освоения переходить на сидячее положение и завершать в положении стоя. Всё это не в пределах одной игры, разумеется.

ПОЛЗАНИЕ. Наиважнейший этап формирования межполушарных связей и зрительно-пространственного восприятия. Стимулируйте ребёнка больше ползать (по-пластунски, на четвереньках). Вот некоторые варианты:
- создать туннель из стульев - ребёнок должен под ними проползти;
- проползти через "живой" туннель из взрослых;
- кататься "брёвнышком". Следить, чтобы ручки и ножки были прямые. Самых маленьких перекрывают взрослые, дети ближе к 3 годам уже могут перекатываться сами;
- бегать на четвереньках на перегонки;
- катать игрушку на спине.

Вот такие нехитрые игры помогут вашему малышу укрепить базовый сенсо-моторный уровень развития, который лежит в основе высших
Психических функций, в том числе и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из самых распространённых задержек развития ребёнка, с которой сталкиваются специалисты в своей работе - это задержка речевого развития.
Многие ошибочно полагают, что если нет речи, то нужно прицельно ее развивать. Но дело в том, что речь-это лишь "верхушка айсберга", сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе.
С момента рождения и до 7 лет у ребёнка активно созревают сенсорные системы - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Чтобы они правильно "работали", мозгу необходимо качественно перерабатывать миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой продумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира- это перемещение своего тела в пространстве.

Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом сенсо-моторного развития.

Если вы хотите помочь ребенку заговорить, то нужно понять, что РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать. Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему у неговорящих детей есть проблемы с координацией, равновесием и ловкостью. Возможно, у них пропущен какой-то важный этап в двигательном развитии. Всё взаимосвязано.
По дороге к логопеду вспомните, когда вы в последний раз играли со своим ребёнком в подвижные игры? Не в пирамидку и Лего, а в прыжки, догонялки, "толкалки" и "обнималки"?

ИГРЫ С МЯЧОМ:
- кидать мяч (взрослому, в корзину, вверх, об пол, в мишень);
- ловить мяч (прямо, сбоку, сверху, стоя на стульчике, на балансире);
- перекидывать мяч с партнёром (при этом эмоционально сопровождать броски словами "бах", "бум", "лови", "кидай");
- сбивать мишень мячом (как вариант-кегли). Мишень можно ставить как ниже уровня глаз, так и выше. Это работа разных групп мышц, оказывает разный эффект;
- для самых маленьких ещё подойдёт катать мяч по полу с партнёром (научить малыша рукой отталкивать мяч). Сопровождать словами "толкай", "кати";
- отталкивать руками (и ногами) фитбол;
- футбол (забивать мяч ногами в ворота, бить по мишени);
- для более старших - подбрасывать мячик вверх и ловить его;
- кидать об стену и ловить;
-кидать об пол и ловить ручками.

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ.
Выполняет много функций - развивает координацию, улучшает равновесие, улучшает переключаемость, стимулирует биологически активные точки на стопах, укрепляет связочный аппарат голеностопных суставов. Здесь нет предела вашей фантазии! Использовать можно всё, что угодно. Вот краткий список средств для создания полосы препятствий: канат, ортоковрики, канатная верёвка, скрученные полотенца, утяжелённое одеяло, швабра, кочки, балансир, воздушная подушка, обычные подушки разных размеров, морские камушки, фасоль и разные крупы, песок, мягкие и пластиковые игрушки, стулья большие и малые, скамейка узкая, мешок-капля, утяжелённые мешочки, туннели, мягкие модули, пластиковые бутылки с водой и крупой, дощечка, мотки пряжи).
Это упражнение можно сопровождать весёлой музыкой для физ минутки. А если использовать одну и ту же мелодию, то скоро у ребёнка выработается схема "стимул-реакция", и уже при первых звуках мелодии малыш будет бежать к старту. Это особенно актуально у детей с нарушением понимания речи и грубой несформированностью произвольности, когда нужно сформировать хоть какие-то произвольные действия.

БАЛАНСИР. Ставьте малыша на балансировочную доску, при этом держите его за одну ручку. Самых маленьких можно посадить на попу, покружить и покачать. Чтобы ребёнку было легче устоять на доске, наденьте ему сандалии или чешки. На несколько секунд убирайте свои руки, давая возможность малышу самостоятельно поймать равновесие. Доказано, что ежедневное стояние на балансире значительно повышает эффективность работы мозга, так как казывает мощное активирующее воздействие на подкорковые структуры.
Чтобы ребёнку было интересней, а также для улучшения произвольной саморегуляции, хорошо использовать счёт или потешку. Пока вы считаете или поёте, малыш должен удержаться на доске. Пример потешки: "Лодочка плывёт по речке, оставляя нам колечки, кач-кач, кач-кач, мама купит нам калач". Если ребёнок научился хорошо держаться пока вы поёте, можно удлинить потешку: "Калачи-то хороши, посмеёмся от души". Особенно важно для гиперактивных детей.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. У деток с ЗРР пальчики очень неуклюжие, им с трудом даются разные позы из пальцев (например, коза). Хотя доказано, что стимулирование мелкой моторики будет улучшать только произношение, а не слоговую структуру слова, но всё равно пальчиковая гимнастика является базовым упражнением для всех детей с проблемами речи.

ИГРЫ С ДЫХАНИЕМ. Выполняют две важные функции: способствуют развитию речевого выдоха, а также повышают тонус мозговой деятельности. Вот список таких игр:
- дутибол (задувать лёгкий мячик или скомканный кусочек бумаги в ворота) ;
-дуть на пёрышко;
-выдувать мыльные пузыри;
-сдувать пену с ладошки;
-дуть через соломинку в мыльную воду, создавая красивую пену;
-дудочки и флейты;
-дуть на кораблики, плавающие на воде;
-задувать свечки, в том числе и плавающие;
- сдувать с ладошки манку, муку и прочие сыпучие продукты.

ПРЫЖКИ НА МЕСТЕ (с 2х лет), прыжки двумя ногами по коврикам ("зайчик"). Коврики можно размещать как на прямой линии (постепенно увеличивая расстояние между ними), так и в шахматном порядке. ХОДИТЬ ПО ОДНОЙ ЛИНИИ (удержание равновесия, ощущение средней линии тела). В качестве линии можно использовать канат, верёвку, скрученные в жгут полотенца, прыгали, ремешки.

ПРОСЛЕЖИВАНИЕ ГЛАЗАМИ. Интегрирует два полушария. Нужно следить за любимой игрушкой, конфеткой, или за любым мотивирующим предметом. Начинать из положения лёжа, после освоения переходить на сидячее положение и завершать в положении стоя. Всё это не в пределах одной игры, разумеется.

ПОЛЗАНИЕ. Наиважнейший этап формирования межполушарных связей и зрительно-пространственного восприятия. Стимулируйте ребёнка больше ползать (по-пластунски, на четвереньках). Вот некоторые варианты:
- создать туннель из стульев - ребёнок должен под ними проползти;
- проползти через "живой" туннель из взрослых;
- кататься "брёвнышком". Следить, чтобы ручки и ножки были прямые. Самых маленьких перекрывают взрослые, дети ближе к 3 годам уже могут перекатываться сами;
- бегать на четвереньках на перегонки;
- катать игрушку на спине.

Вот такие нехитрые игры помогут вашему малышу укрепить базовый сенсо-моторный уровень развития, который лежит в основе высших
Психических функций, в том числе и речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков в речи посредством нейроигр"

Данные нейроигры на координацию речи с движением, позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способ...

Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР.

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Такое направление как нейрокоррекция в игровой...

НЕЙРОИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

НЕЙРОИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ.  Нейроигры - это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, мышления, внимания, развитию зрительно-моторной пространстве...

Мастер-класс « Нейроигры в развитии речи дошкольников».

http://Игра – ведущая деятельность дошкольника, средство развития двигательных, познавательных, коммуникативно-речевых и других навыков....

консультация для родителей " 9 нейроигр для детей с нарушением речи"

С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю посту...

Нейроигры для развития речи (буклет)

Что такое нейроигры, чем они полезны и на что направлены, а также примеры нейроигр для развития речи детей с нарушениями речи....

Использование полушарной доски как элемента развивающей нейроигры у дошкольников с нарушениями речи.

Данная игра представляет собой  нейротренажёр и стимулирует работу мозга, что позволяет улучшить у детей взаимодействие между полушариями головного мозга и их синхронную работу, концентрацию и вн...