Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР.
статья по логопедии

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Такое направление как нейрокоррекция в игровой форме может помочь ребёнку справится с проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechat_may.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы

по развитию речи у детей с ТНР.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов

            У детей с ТНР, как правило, наблюдаются нарушения высших функций, эмоционально психически - волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия.

           Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.  

           Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.

             В своей работе я использую нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений. Данные игры на координацию речи с движением, позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению звукопроизношения, ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания. Данные игры я применяю на логопедических занятиях на всех этапах: от постановки звуков до их автоматизации в речи.

Я хочу показать Вам несколько нейроигр.

Упражнения, используемые в работе с детьми:

  • Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

1. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают контроль и произвольность. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы.

- «Лети пёрышко»

-  «Качели»

- «Надуй шарик»

- «Ветерок» (с вертушками)

- «Снегопад»

- «Футбол» и т.д.

2. Самомассаж.

Уши.

- Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз.

 - Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх.

- Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.

 Щеки.

- Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями).

 Глаза.

- Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).

3. «Энергетическая зевота».

Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

  • Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

1. Игра «Звуковая тропинка» Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).

2. «Разложи яблочки». Если в названии картинки есть звук [С], нужно положить в правую корзинку. Если звук [З] – в левую. (дети по одному подходят к яблоньке, срывают яблочко и отвечают: — Это СЛОН. В этом слове есть звук [С]. Положу в левую корзинку и т.д.) Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.

3. «Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот. (можно выполнять это упражнение при автоматизации звуков)

4. «Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание).

А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп)

Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы. (дифференциация звуков н-р: [С] топни-[Ж] хлопни)

5. «Волшебная дорожка». Чтобы пройти по дорожке нужно внимательно смотреть какие символы на ней изображены. Если символ звука [А], наступать нужно правой ногой, если символ звука [У] – левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы, так же дифференциация звуков н-р: [С]-[З])

6. «Сортировка».  Если услышишь гласный звук — клади красный мяч в правую корзинку, если услышишь согласный звук — клади синий мяч в левую корзинку.

7. «Чья картинка?». Из фасолевого бассейна ребёнок достаёт по одной картинке и кладёт к определённому символу звука. Например: если в слове есть звук [Л]- кладём правой рукой, если в слове звук [Р]- кладём левой рукой.

8. «Рыбалка». Карточки нужно перевернуть картинками вниз. Если в слове звук [С] находится в середине слова — кладём картинку к левому домику. Если в слове звук [С] находится в конце слова — кладём к правому домику.

9. «Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, (АС-АС-АС), правой рукой в прямых слогах, (СА-СО-СУ)

9. «Чей звук?» 1 вариант. Ребёнку нужно определить на слух (в ряду звуков, слогов, слов) звуки [Р] или [Л] и выложить камешек, соответствующий образцу. Если услышал звук [Р], нужно положить жёлтый камешек правой рукой. Если услышал звук [Л], нужно положить зелёный камешек левой рукой.

«Чей звук?» 2 вариант. Ребёнку нужно определить на слух (в ряду звуков, слогов, слов) звуки [Р] или [Л] и выложить фишку, соответствующую образцу (фишки выкладываются в ряд поочерёдно, в соответствии с услышанным звуком). Если ребёнок услышал звук [Р], нужно положить фиолетовую фишку правой рукой. Если услышал звук [Л], нужно положить жёлтую фишку левой рукой.

10. «Скажи и покажи». Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками. Используется для автоматизации или дифференциации различных звуков.

11. «Скажи и покажи нужной рукой».  Используется для дифференциации оппозиционных звуков (свистящие - шипящие, звонкие – глухие, мягкие -твёрдые). Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой).

12. «Волшебные палочки». Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, показывая на неё соответствующей палочкой (на картинку со звуком [Ж] – зелёной палочкой, на картинку со звуком [Ш] розовой палочкой).

13. «Где прячется звук?» Ребёнку необходимо определить позицию заданного звука в слове и отметить камешком (фишкой), соответствующим образцу.

14. «Угадай кто?».  Игра используется для дифференциации личных местоимений 3 лица. Ребёнок поочерёдно называет слова, изображённые на картинках (на определённый автоматизируемый звук). Затем определяет мужской или женский род имён существительных обозначая камешком нужного цвета (если женский род – кладёт розовый камешек правой рукой, если мужской род – голубой камешек левой рукой).

15.  «Путаница» - нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями сопровождая проговариванием речевого материала.

16. «Нос-ухо». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

17. «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

18. «Фонарики» — надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку), если слышите звук [У] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).

19. «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

20. «Червячок в яблочке». Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:

Червяк дорогу сверху вниз

В огромном яблоке прогрыз.

Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.

21. «Кулачок — ладошка».  Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.

На поляне большой

Стоит печка с трубой.

Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.

22. «Кошка». Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

23. «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

24. «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

25. «Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала.

26. «Вертолёт». Правая рука движется от себя, правая — к себе. По хлопку меняем направления движения рук этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

              Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников с ТНР.

Литература:

Брейн Джим «Гимнастика мозга»

Назаревская Т.Н. «Звуковые нейроупражнения. 24 таблички»

Назаревская Т.Н. «Смотри и повторяй». 45 карточек для развития мозга.

Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»

Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип проведения коррекционной работа по развитию речи у детей с РДА.

Этапы работы по развитию речи с аутичными детьми ( опыт работы )....

Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».

В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с  удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...

Коррекционная работа по развитию речи для детей от 1 до 2-х лет На летний период

Данный материал будет полезен воспитателям, родителям. Материал направлен на развитие познавательного интереса детей, развитие любознательности детей....

Использование нейроигр в системе коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР

Использование нейроигр в системе коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР...

Коррекционная работа по развитию речи посредством нейроигр у детей с ТНР

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно - целостную работающую систему.По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга ...