Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Звук и буква э»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ларионова Мария Васильевна

Представлен конспект занятия в старшей группе для детей с общм недоразвитием речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_e.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной  группе по теме «Звук и буква э»

Авторы: Ларионова Мария Васильевна, учитель-логопед

Чебоксары-2022

Конспект занятия в подготовительной  группе по теме «Звук и буква э»

Авторы: Ларионова Мария Васильевна, учитель-логопед

Цель: Закрепление и систематизация знаний о звуке и букве э.

Задачи:

Образовательные: 1. Уточнить характеристику звука э

2. Закрепить умение выкладывать звук э из мелкого материала

3. Закреплять умение выбирать слова на заданный звук

4.Закрепить умение проводить звуковой анализ слова

5. Упражнять в чтении слогов

Развивающие: Развивать фонематический слух, мелкую моторику.

Воспитательные: Развивать навыки самоконтроля, умение доводить начатое до конца

Материалы и оборудование: магнитная доска, картинки экскаватора и петуха, карточки с согласными буквами и буквой э, тетради, цветные карандаши, фасоль, пластиковые  тарелки.

Ход занятия

Логопед: Здравствуйте. Ребята, хочу пригласить вас на экскурсию. А пойдем мы сегодня знакомиться к Эльвире и Эдику. У них свое фермерское хозяйство. Но еще «кое-кто» хочет отправиться вместе с нами. Это буква и его слуховое отображение – звук. Они настолько стеснительные, что отвернулись от нас. На доске висит лист с буквой э, перевернутая чистой стороной.

Эта буква хочет, чтобы вы отгадали ее. Отгадать ее непросто, но у нас есть наш давний знакомый – кролик, который помогает включить нашу умную голову.

Проводится пальчиковая гимнастика «Зайчик» («Кролик»):

Для этого посмотрите на доску и по первой букве  предметов, которые изображены на картинке, попробуйте догадаться, про какой звук и букву мы сегодня будем говорить?

Дети: экскаватор, эскимо, элеватор - это звук и буква э

Логопед: Верно, мы возьмем с собой на экскурсию звук  и букву э

вывешивает на доске звук э

Кто расскажет об этом звуке, какой он?

Дети: Гласный

Логопед: Что делают наши губы, когда мы произносим звук э? Зубы? Язык?

Дети: Губы открыты, чуть улыбаются, между зубами отверстие, язык лежит внизу

Логопед: Правильно, а теперь посмотрите внимательно на доску и скажите, на что похожа буква э?

Дети: на букву о, на этажерку, на букву с…

Логопед: Для того, чтобы отправиться на экскурсию, нужно совершить чудо. Для этого повернемся вокруг себя, хлопнем в ладоши и окажемся на фермерском хозяйстве. Наши друзья Эдик и Эльвира содержат собственный пруд и выращивают там рыб. Но совершенно случайно получилось, что некоторые рыбы в их пруду заражены. Давайте попробуем отделить съедобную от зараженной. Нам нужно выловить для продажи только ту рыбу, на которой нарисованы предметы, в названии которых есть звук э.

Дети магнитными удочками вылавливают рыбу со скребками.

Логопед: А оставшуюся рыбу мы тоже уберем, чтобы она не испортила весь пруд.

Предлагаю вам проверить, правильную ли рыбу вы поймали. Для этого сядем на берегу и на листочках попробуем нарисовать схему звукового анализа названий картинок на ваших рыбках.

Дети проводят звуковой анализ слов

Логопед: Кто хочет рассказать, о картине на своей рыбе?

Дети по желанию озвучивают схемы звукового анализа

Логопед: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Назови гласные и согласные. Сколько слогов в слове?

Вы молодцы, помогли фермерам рассортировать рыбу. А теперь пройдем в огород и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка «Огород»

Огород у нас в порядке –
Мы весной вскопали грядки.
Мы пололи огород,
Поливали огород. (действия по тексту)
В лунках маленьких не густо,
Рассадили мы капусту. («сажают»)
Лето всё она толстела, (показывают руками круг перед собой)
Разрасталась вширь и ввысь. (руки в стороны, а затем вверх)
А теперь ей тесно белой, (руки разведены в стороны)
Говорит – посторонись! (отталкивающие движения руками)
Е. Стюарт

Логопед: Сейчас пройдем на грядку фасоли и попробуем выложить букву э из фасоли на тарелочках.

Дети выкладывают э из фасоли за столом.

Логопед: Какие вы молодцы - все прекрасно справились с заданием. Наши пальчики хорошо поработали, давайте их немного разомнем.

Проводится пальчиковая гимнастика

Тук! Тук! Тук! Тук!        Ритмичные удары ребром ладоней по столу.

Раздается в доме стук.    

Мы капусту нарубили,       Хватательные движения обеими руками.

Перетёрли, посолили     Указательный и средний пальцы трутся о большой.

И набили плотно в кадку.     Удары обеими руками по столу.

Всё теперь у нас в порядке.  Отряхивают руки.

Логопед: А теперь возьмите буквы, нарисованные на листочках прибавьте их к вашим буквам э, которые вы выложили из фасоли и прочитайте какие слоги у вас получились.

Чтение слогов

Логопед: А теперь пора возвращаться в детский сад. Для этого снова нужно совершить чудо: повернемся вокруг себя, хлопнем в ладошки о кажемся в садике. Мне очень понравилось с вами работать. Напомните, пожалуйста. с какой буквой и звуком мы сегодня ходили на экскурсию?

Дети: С э

Логопед: Какое задание для вас было самым интересным? А какое самым трудным?

Ответы детей

Логопед: На столе разложены смайлики. Выберите для себя смайлик с таким настроением, которое осталось у вас от занятия. Спасибо за экскурсию.

Литература:

1. Баряева Л.Б., Волосовец Т.В., Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г, Лопатина Л.В., Ноткина Н.А., Овчинникова Т.С. , Н.Н. Яковлева. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/под ред. Л.В. Лопатиной. – СПб, 2016

2. Гомзяк. О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе. – М: Гном, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

Конспект занятия по бучению грамоте . Тема: «Звук и буква Н, Нь». «Рыбы и водоёмы».

Конспект занятия по бучению грамоте в подготовительной группеТема: «Звук и буква Н, Нь». «Рыбы и водоёмы»....

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....

Конспект занятия в старшей группе. Тема «Звук и буква И».

Коррекционно-образовательные задачи: Учить выделять звук и в словах, определять место зву­ка в слове; развивать навыки словообразования. Закреплять умение условно обозначать гласные звуки.Коррекци...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...