Социализация детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
"Образовательный центр - гимназия № 6 "Горностай"
дошкольное отделение
(Шатурская, 4)
Доклад на тему:
Социализация детей с ОВЗ
Вонда О. А., воспитатель
Новосибирск, 2018
Социализация детей с ОВЗ
«Люди с ограниченными возможностями - это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности».
Люмила Ивановна Швецова
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время остается одним из приоритетных направлений педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей. Количество детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью в России за последние пять лет выросло на 9,2%, по данным Интерфакса.
Василий Александрович Сухомлинский считал, что «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». По мнению Л.С.Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, личностного развития.
Социализация включает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения и т.д. Основными источниками социализации являются различные социальные институты (семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, государственные структуры и учреждения неправительственного сектора, производственные организации, центры досуга и дополнительного образования и т. д.).
Итак, детский сад – это вторая ступень социализации. Третий год я работаю с особыми ребятишками в группе кратковременного пребывания. Работа по социализации осуществляется мной на протяжении всего дня: в режимных моментах и в специально организованных ситуациях, а также вне группового помещения.
Несмотря на наличие специфических особенностей детей с ограниченными возможностями, все исследователи отмечают у них имеющиеся возможности личностного развития. Таким образом, целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
Как известно, особую сложность при адаптации и включении в группу детского сада составляют дети с аутизмом. Данная категория детей имеет грубые нарушения коммуникативного поведения, что значительно затрудняет процесс социализации. Половина деток нашей группы имеют аутистические расстройства.
Основным условием для возникновения межличностных отношений выступает совместная деятельность. Детей объединяют отношения, связанные с выполнением тех или иных заданий. Ежедневно мы организуем в группе совместную деятельность: это может быть создание аппликации, чтение книг, игровая ситуация… Целостная система отношений начинает складываться в ходе возникновения ролевой игры. Но эту игру необходимо продумать и «завязать» воспитателю. Ежедневно мной планируется игровая ситуация, соответствующая теме недели. Например, если изучаемая тема «зимние забавы», то возможны такие игровые ситуации, как: игра в снежки, катание на санках, одевание куклы на прогулку, лазание по сугробам… Нужно отметить, что сначала это игра с одним действием без участия второстепенных героев. Постепенно ситуация усложняется, и в игре «лазание по сугробам» ребятам можно предложить не просто тепло одеться и имитировать лазание по сугробам, но и застрять в нем и помочь вытянуть товарища… Один и тот же сюжет проигрывается нами несколько раз, после этого игровой навык усваивается и можно наблюдать, как дети самостоятельно выбирают данный сюжет для игры. Тогда можно предлагать новую игровую ситуацию, не забывая закреплять предыдущую.
Для детей с РАС важную роль играет четко организованная структура дня, поэтому в своей деятельности мы придерживаемся режима дня и расписания. В нашем режиме дня есть такой пункт, как дежурство по группе. При этом дети надевают фартуки и колпаки, поливают цветы, опрыскивают их, рыхлят почву. Сначала переодевание вызывало страх и отторжение, через месяц это стало ритуалом, сейчас ежедневно ребята сами берут форму и надевают ее. Остальные моменты такие, как пальчиковая гимнастика, музыкальное и спортивное занятия, даже поход в туалет, мытье рук также закреплены в нашем режиме дня, на каждый день имеются карточки, в которые ребенок вклеивает режимные моменты, они являются ожидаемыми и поэтому не вызывают нежелательного поведения или отторжения, а повышают успешность ситуации, развивают самостоятельность.
Когда положительные реакции и эмоциональное настроение стали устойчивыми, а нежелательное поведение уменьшилось, мы стали расширять границы общения. Называя это приглашением в гости, мы раз в неделю на 20 минут организуем посещение нашей группы 5-тью воспитанниками средней общеобразовательной группы. Нужно отметить, что до посещения и в нашей группе и среди ребят, которые пойдут в гости проводится беседа, проигрываются ситуации похода в гости. Ребятам с нормой в развитии рассказываем о том, что есть дети с особенностями, беседуем о том, как надо себя вести в общении с ними. Иногда ребята нашей группы ходят в гости посмотреть уголок природы, выставку, поучаствовать в совместной деятельности или просто поиграть. Такая организация совместного времяпрепровождения необходима как нашим детям, так и детям с нормой в развитии. Ребята с особенностями в таких ситуациях учатся преодолевать свои страхи (а их может быть несколько: страх смены помещения, страх скопления большого количества людей, страх чужих голосов…), расширяют границы общения, усваивая нормы поведения в обществе. Дети с нормальным развитием учатся терпимости, проявлению заботы и внимательности.
Очень важным является создать условия для социализации не только в группе, в детском саду, но и за их стенами. Для многих наших деток посещение незнакомого людного места – это страх неизвестности. Но если регулярно организовывать такие мероприятия, привносить в них какое-то поощрение для ребенка, то страх со временем будет побежден детской любознательностью и доверительными отношениями со взрослыми. Подобные выходы организуются нами, конечно же, совместно с родителями. Удачное расположение нашего детского сада позволяет регулярно (осенью и весной) посещать музей железнодорожной техники, спектакли в центре социальной защиты, совершать целевые прогулки в лес.
Также мы участвуем в конкурсном движении. Здесь важным является признание. У ребенка на глазах формируется гордость за самостоятельный труд, когда он может посетить выставку рисунков и среди них увидеть свой.
Традиционным стало для нас участие в фестивале талантов для детей с ОВЗ. С каждым воспитанником группы я готовлю к этому фестивалю рисунок, аппликацию, поделку или фотографию в зависимости от интересов ребенка. Мы с ребятами и родителями посещаем фестиваль, участвуем в мастер-классах, праздничной программе и награждении. Сейчас для наших ребят находится среди большого количества незнакомых людей в шумном месте, выйти в центр и получить диплом, сидеть в полумрачном зале и слушать концерт – это большой шаг вперед. Пока что наши детки не готовы рассказать со сцены стихотворение, спеть песню, но мы читаем и учим, поддерживаем и направляем и верим, в то, что когда-нибудь и эти ребята посмотрят на нас со сцены.
Подводя итог, нужно сказать о том, что регулярное применение представленных вашему вниманию приемов социализации, привлечение к их реализации родителей и специалистов детского сада, ведет к проявлению успехов наших особых ребят в общении с окружающим миром. Эти успехи зарождают в нас новые идеи и цели, подтверждают то, что мы на правильном пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...
"Формирование здорового образа жизни детей как направление социализации детей в дошкольном образовательном учреждении"
Данная статья раскрывает вопрос о сохранении и укреплении здоровья каждого отдельного ребёнка, формировании ценностных установок на здоровый образ жизни....
Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Работая с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, я бессознательно, а потом и осознанно, искала особенности, чем различны, и чем схожи, дети, живущие в семье, и дети вне сем...
Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Северное многоборье». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта
Занятие "Северное многоборье" способствует повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников. ...
Социализация детей с ОВЗ. Работа с родителями детей с ОВЗ
Консультация для родителей...
Консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подготовка детей к школе».
Предлагаю вашеву вниманию консультации «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подгото...
Круглый стол в рамках ГМО «Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ как основы системы условий социализации и индивидуализации» Доклад:«Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»
Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее...
- Мне нравится (1)