Мастер-класс «Кинезиологические упражнения — эффективная здоровьесберегающая технология»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Цель мастер - класса: повысить уровень знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с
дошкольниками.
Задачи:
1. Раскрыть суть здоровьесберегающей технологии «Кинезиология» и ее роли в развитии дошкольников.
2. Привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу; заинтересовать их в обучении приемам и методам работы с детьми.
3. Расширить, углубить знания педагогов об инновационной здоровьесберегающей технологии «кинезиология».
4. Овладение кинезиологическими методами для последующего применения в практической деятельности.
Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову), карандаши и чистые листы бумаги, буклеты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Умка» г. Семилуки
Мастер-класс
«Кинезиологические упражнения —
эффективная здоровьесберегающая технология»
Подготовила: Корыстина О.М.
г. Семилуки – 2022г.
Цель мастер - класса: повысить уровень знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с
дошкольниками.
Задачи:
1. Раскрыть суть здоровьесберегающей технологии «Кинезиология» и ее роли в развитии дошкольников.
2. Привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу; заинтересовать их в обучении приемам и методам работы с детьми.
3. Расширить, углубить знания педагогов об инновационной здоровьесберегающей технологии «кинезиология».
4. Овладение кинезиологическими методами для последующего применения в практической деятельности.
Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову), карандаши и чистые листы бумаги, буклеты.
Ход мастер-класса:
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее развитие.
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач, который меня заинтересовал, является метод кинезиологии.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.
Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.
Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).
Разложите данные слова по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Оценка результатов:
Если Вы разложили слова по 1 варианту, а именно:
1-я группа – «карась», «орел», «овца».
2-я группа – «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа – «шерсть», «перья», «чешуя».
То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.
Если Вы разложили слова по 2 варианту, а именно:
1-я группа – «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа– «орел», «летать», «перья».
3-я группа – «овца», «бегать», «шерсть».
То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.
Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты.
Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.
Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии.
По мнению доктора психологических наук А.Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и формирющая работа, основана на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для глаз и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксация, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
Сегодня мы остановимся лишь на нескольких приемах здоровьесберегающих технологий, которые использую в работе, и которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, они расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Существует ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают речь, а так же мыслительную деятельность, развивается межполушарное взаимодействие, мелкая моторику, память, внимание, мышление.
Если упражнения выполняем с детьми, то выполняются вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
Кинезиологических упражнений разработано немало, но сегодня я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных кинезиологических упражнений.
1 упражнение - «Свеча»: Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
2 упражнение - «Горизонтальная восьмерка»: Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.
3 упражнение - «Колечки»: Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Ожерелье мы составим, маме мы его подарим
4 упражнение: «Кулак –ладонь»: Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
Вот ладошка, вот кулак. Всё быстрей делай так.
5 упражнение – «Кулак –ребро –ладонь»: Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом –левой, затем –двумя руками вместе. Количество повторений –по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя.
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)
6 упражнение – «Лезгинка»: Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений
7 упражнение – «Ухо-нос-хлопок»: Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука -взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот»
Когда дети освоили достаточное количество кинезиологических упражнений, начинаю в своей работе использовать кинезиологические сказки с использованием этих упражнений.
Кинезиологическая сказка «В гости к бабушке»
В гости бабушка позвала
Внуков очень поджидала (ладони на щеках, качаем головой)
По дорожке пять внучат
В гости к бабушке спешат (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Стоит дерево высокое, (руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-разжимаем)
Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)
Птицы песенки поют (ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)
Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак – ребро – ладонь»)
Показался дом вдали, («крыша»)
Мы к нему так долго шли (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Бабушка нам очень рада
Для неё внучки - награда (хлопаем в ладоши).
Мы немножко погостим (руки «здороваются»)
И обратно побежим (пальцы «бегут» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование - это рисование двумя руками одновременно. «Зеркальное рисование» используется в работе с детьми от 3 лет.
Можно начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии, фигуры, буквы). При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Упражнение «Рисуем экологическую сказку».
Перед вами лист бумаги, приклейте его скотчем к столу, чтобы он не скользил, возьмите в обе руки по карандашу. Я буду рассказывать вам сказку, а ваша задача нарисовать тот объект, название которого увидите на экране.
В лесу прекрасном и большом
Стоит березка белоствольная,
А в ее ветвях живет
Птица щедрая и вольная.
Вылетает из гнезда она с раннего утра.
Целый день в лесу летает – насекомых собирает.
Чтоб деревья и цветы
Быть здоровыми могли.
Лес свой любит, солнцу рада.
Разве это не отрада?
Хотя с виду не заметная,
Птичка эта не приметная.
Дом свой птичка покидает,
Когда осень наступает,
Ведь скоро зима придет
И еды в лесу она уже не найдет
Поближе к людям лежит ее путь,
Они ей помогут, не дадут погибнуть
Смастерят кормушки, Насыпят крошек,
Чтоб поела птичка немножко.
Обратите внимание на ваши рисунки. Надеюсь, вы лишний раз убедились, что одно из полушарий у вас, все - таки, доминирует, так как вам не удалось добиться полной симметрии в рисунке. Постоянные занятия симметричным рисованием помогут вам. Рисуем обеими руками одновременно симметричные зеркальные рисунки – и у вас работают оба полушария гармонично!
Упражнения кинезиологической методики можно проводить как отдельный комплекс - занятие. Однако оптимальный вариант – это включение разнообразных кинезиологических упражнений в деятельность детей на занятиях в виде динамических пауз, пальчиковых гимнастик, физкультминуток.
На логопедических занятиях в детском саду мы выполняем кинезиологические упражнения. Это заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эффективность коррекционной работы.
Упражнения достаточно просты, но интересны. Дети выполняют их с большим удовольствием.
Таких простых, но очень действенных упражнений очень много. Я подготовила для вас небольшие буклеты, в которых вы найдете некоторые кинезиологические упражнения, они помогут вам в вашей работе и пригодятся для вас самих.
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши — левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее, другой рукой? Исследования показывают, что выполнение обычного действия «неудобной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга.
Известно, что фундамент здоровья закладывается с детства. Чтобы укреплять здоровья, необходима энергия. Для получения энергии нужны кинезиологические упражнения, они нужны не только детям, но и нам взрослым, так как наш мозг, мы тоже должны тренировать.
Я надеюсь, что информация, полученная сегодня, вам пригодится. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое кинезиология ? Название « кинезиология » происходит от греческого слова « кинезис » (kinesis), что означает « движение » и « логос » (logos)- « наука » Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения
1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца». 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать». 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя». у вас преобладает логическое мышление, мыслительный тип и доминирует левое полушарие. I вариант
1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя». 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья». 3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть». у вас образное мышление, художественный тип и доминирует правое полушарие II вариант
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу , в который включены : Растяжки Дыхательные упражнения Глазодвигательные упражнения Телесные упражнения Упражнения для глаз и мышц челюсти Упражнения для развития мелкой моторики Упражнения на релаксацию Массаж пальцев рук и ушных раковин Развитие коммуникативной и когнитивной сферы
Упражнение «Горизонтальная восьмерка» Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.
Упражнение «Колечки»
Упражнение «Кулак-ладонь»
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
Упражнение «Лезгинка»
Упражнение «Ухо – нос - хлопок»
Кинезиологическая сказка «В гости к бабушке» В гости бабушка позвала Внуков очень поджидала (ладони на щеках, качаем головой) По дорожке пять внучат В гости к бабушке спешат (пальцы «шагают» по коленям или по столу) Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу) Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу) Чики-брики , (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу) Чики-брик . (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу) Стоит дерево высокое, (руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-разжимаем) Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями) Птицы песенки поют (ладони перекрестно — «птица») Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак) Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак – ребро – ладонь») Показался дом вдали, («крыша») Мы к нему так долго шли (пальцы «шагают» по коленям или по столу) Бабушка нам очень рада Для неё внучки - награда (хлопаем в ладоши). Мы немножко погостим (руки «здороваются») И обратно побежим (пальцы «бегут» по коленям или по столу) Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу) Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу) Чики-брики , (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу) Чики-брик . (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Упражнение «Рисуем экологическую сказку» 1. Дерево
Упражнение «Рисуем экологическую сказку» 2. Крылья птицы
Упражнение «Рисуем экологическую сказку» 3. Солнце
Упражнение «Рисуем экологическую сказку» 4. Дом
Упражнение «Рисуем экологическую сказку» 5. Кормушка
Вывод: Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия , синхронизации работы полушарий . Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения , развитие интеллекта , улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей , снижает утомляемость , повышает способность к произвольному контролю , а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников . Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми , несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение .
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование кинезиологических упражнений для снижения психоэмоционального напряжения дошкольников"
Мастер-класс "Я учусь владеть собой"...
Мастер-класс Использование кинезиологических упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС
Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадицио...
Мастер - класс для педагогов "Кинезиологические упражнения - эффективная здоровьесберегающая технология"
Мастер -класс знакомит педагогов ДОУ с кинезиологическими упражнениями, которые используются для сохранения здоровья детей, развития их умственных способностей, развития речи....
Мастер – класс «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ» ЦЕЛЬ: ознакомление педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение ...
Мастер-класс«Использование кинезиологических упражнений в воспитательно –образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС»
Цель: Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных ме...
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»...
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» в рамках проведения методического объединения молодых воспитателей (2024 г.)
Обогащение знаний молодых воспитателей по использованию кинезиологических упражнений в коррекционной работе с обучающимися ОВЗ...