Статья на тему: "Роль тьюторского сопровождения в современном образовании"
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Статья на тему: "Роль тьюторского сопровождения в современном образовании"

 

Тьютор — это специалист, который изучает интересы ребёнка и создаёт среду для его развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: "Роль тьюторского сопровождения в современном образовании"

Тьютор — это специалист, который изучает интересы ребёнка и создаёт среду для его развития.

В переводе с латинского тьютор — это наставник.

 Они появились ещё в XIV веке в Британских университетах — Оксфорде и Кембридже — и были посредниками между профессорами и студентами: помогали составить расписание, объясняли, как применять академические знания в реальном мире.

Со временем функции тьютора значительно расширились.

Этот специалист работает по принципу индивидуализации образовательного процесса: стандартизированное обучение не всегда эффективно, поэтому сейчас многие стремятся перевести своих детей на индивидуальный образовательный маршрут или семейное обучение.

Программа тьюторского сопровождения полезна, если ребёнок:  не знает, чем он будет заниматься в будущем и не имеет интересов;

потерял мотивацию к получению образования;

хочет научиться самостоятельно ставить цели и обращаться с информацией по самообразованию;

планирует перейти на индивидуальный учебный план.

Отдельный вид тьюторов — специалисты сопровождения в инклюзивном образовании, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в обществе. В обязанности тьютора здесь входит организация учёбы, нахождение сильных сторон у детей и помощь в их развитии.

Тьютор — помощник дошкольника или школьника

Основная роль тьютора и на семейном образовании, и в ДОУ — помочь ребёнку определиться с вектором развития на ближайшее будущее.

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений. У здорового ребенка гораздо больше ресурсов для быстрой социализации. У ребенка с инвалидностью, как правило, возможностей быстро усваивать навыки поведения в обществе гораздо меньше. Особенно это касается детей с расстройствами аутистического спектра, да и детям с другими проблемами

 бывает крайне трудно устанавливать причинно-следственные связи, а также адекватно эмоционально реагировать на те или иные ситуации. Поэтому изоляция детей с особенностями развития приводит к еще большей их отчужденности от общества. А обучение среди обычных детей, наоборот, дает возможность адаптироваться к социуму.

Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования, является наличие системы сопровождения и поддержки детей с

 ОВЗ, в частности тьюторское сопровождение.

Тьютор(англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю,

забочусь) – новая специальность в нашем образовании.

Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где это

особая исторически сложившаяся педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию

 персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Существуют различные интерпретации тьюторства, широко представленные сегодня как в международной, так и в отечественной практике. Остановимся более подробно на концепции, представленной в работах и практической деятельности Межрегиональной тьюторской

 ассоциации, возглавляемой Ковалевой Т.М.

 Под тьюторством здесь понимается особый тип педагогического сопровождения ребенка – сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.

 Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода.

Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между учебной деятельностью, учебными программами и

 реальными возможностями обучающегося.

На каждом этапе обучения осуществляется учет особенностей учащихся, однако содержание образования неизменно.

 Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск ресурсов.

Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы.

Здесь тьютор сопровождает процесс построения и реализации ИОП, удерживает фокус своего внимания на осмысленности обучения, предоставляет учащимся возможности опробования, конструирования и реконструирования учебных форм, где

 стало бы возможно максимально проявить образовательные цели и мотивы через реальные действия детей.

Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся.

 Это относится к любой из ступеней общего образования, при этом средства тьюторской деятельности должны меняться в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

 Принцип открытости сегодня все чаще обсуждается как одна из качественных характеристик современного образования.

Он предполагает, что не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный

 эффект, если его использовать соответствующим для этого образом.

Внешне многообразие образовательных форм и предложений еще не гарантирует обучающемуся реализацию принципа открытости образования, ученику необходимо овладеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу, максимально использовать различные собственные ресурсы для построения своей образовательной программы.

 Задача тьютора в рамках реализации принципа открытого образования – расширение образовательного пространства каждого учащегося, предоставление им как можно большего разнообразия вариантов движения для самоопределения.

Основой открытого образования становится индивидуальная образовательная программа, которая не привязана ни к конкретному учебному заведению, ни к стандарту, а привязана к конкретному учащемуся, конкретному человеку.

Представление о тьюторстве как образе новой педагогической деятельности было серьезно обогащено и переосмыслено благодаря теоретическим разработкам культурно-исторической концепции Л.С.

 Выготского, в работах Б.Д. Эльконина, где большое место отведено фигуре посредника.

Понимание Б.Д.Элькониным поля и задач посреднического действия позволяет лучше понять и определить место тьютора в общем образовании.

«Социальное место посредника есть обслуживание необходимых границ социальной жизни, которое можно назвать переходами и встречами. Это все переходы, в частности, по обозначенным в рамках образовательного

 движения человека, возрастным ступеням: детский сад, школа, вуз, работа и дальше карьера.

Каждый нормальный педагог знает, что таким образом ничего не может быть освоено. Нормы и правила должны быть расшатаны и проиграны человеком и заново им воссозданы в функции нормы и правила».

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребѐнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.

Тьютор помогает ребенку с ОВЗ и/или инвалидностью заниматься тем, что ему интересно, при этом не отставать в рамках в рамках инклюзивного образования. В инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие.

Сегодня тьюторами работают специальные педагоги (логопеды,

 дефектологии т.д), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью.

Далеко не каждый может выполнять функции тьютора для ребѐнка с ОВЗ и/или инвалидностью.

Сопровождение таких детей предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, работающих в системе инклюзии, в частности: к знанию и пониманию того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования; к знанию психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития ребенка;

 к навыкам анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью и социального окружения;

к умению реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством).

Предметные компетенции имеют конкретное описание и возможность формирования:

 представление и понимание того, что такое инклюзивное

 образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;

 знание психологических закономерностей и особенностей

возрастного и личностного развития ребенка;

 навыки анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния

ребенка с ОВЗ и социального окружения;

 образование в области специальной педагогики и специальной

психологии;

  коммуникативные способности: умение ясно выражать свои мысли и слушать других, разрешать конфликты, строить взаимодействие в малых группах, использовать технологии межличностного общения;

  организаторские способности: умение участвовать в реализации запланированной деятельности, видеть перспективу индивидуальной и коллективной деятельности, видеть и поддерживать интересы отдельных учащихся и групп, находить наилучшие способы деятельности и доводить дело до результата;умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с

 учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством);

 аналитические способности: умение структурировать, владение рефлексивными методиками и приемами психологической работы;

 прогностические способности: умение определять возможные точки роста и развития познавательного интереса учащегося, предвидеть результаты образовательных ситуаций.

В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного развития ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей и потенциала. В тесном активном сотрудничестве с преподавателем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

Обычно для этого проводится несколько личных консультаций, а для ребёнка на семейном образовании они могут быть проведены дистанционно. Работа тьютора состоит из нескольких этапов.

Успешность включенности ребенка в образовательную среду должна определяться с точки зрения развития его:

 когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;

 коммуникативной сферы: умения общаться;

  эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде;

 самостоятельности.

 Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач:

 создание условий для успешного обучения ребенка;

 создание условий для успешной социализации ребенка;

 максимальное раскрытие потенциала его личности.

Перечисленные задачи достигаются следующими средствами:

 организация и адаптация жизненного пространства: рабочего

 места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;

 понимание тьютором и преподавателем зон ближайшего развития

обучающегося с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.

Более конкретные задачи работы тьютора обусловлены возможностями и личными качествами подопечных.

В каждом конкретном случае условия, необходимые для успешного обучения детей с особенностями развития, будут разными. Каждый ребенок уникален.

Образовательная среда, в которой находится такой обучающийся, также имеет свои особенности. Поэтому формулирование частных задач для тьютора ложится на плечи специалистов

 консилиума конкретного образовательного учреждения.

Основными направлениями работы с родителями могут стать:

 установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

 оказание родителям эмоциональной поддержки;

  содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития;

 формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;

 формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка; проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

 Работа с родителями предусматривает участие психолога, педагога- дефектолога, врача, социального работника и других специалистов.

Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы  найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Надо понять, что ребенок может сделать, что ему помогает, что его ограничивает.

Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить те или иные критерии. Однако главным методом остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребенке.

Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки

 общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения.

Важно также постоянно помнить, что участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться,

уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

Содержание и специфика деятельности тьютора обусловливается

многими факторами, в том числе:

 спецификой нарушений развития ребенка;

 уровнем его активности;

 степенью готовности образовательного учреждения к

инклюзивному образованию, стадии его включенности в работу по развитию инклюзивной практики;

  степенью подготовленности педагогического коллектива и возможностью дополнительного образования;

 степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей;

 уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.

Этапы организации тьюторского сопровождения

 Существуют общие этапы индивидуального сопровождения:

 сбор информации о ребенке;

 анализ полученной информации и собственные наблюдения;

 совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и

 составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;

 решение поставленных задач;

 анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.

Обозначенные этапы подходят для всех детей, поступивших в

образовательное учреждение; дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем или особенностей в развитии ребенка.

Остановимся более подробно на каждом из этапов сопровождения ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью в  образовательном учреждении в рамках инклюзивной практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для воспитателей по теме «Роль художественной литературы в жизни современного ребенка»

В данной статье раскрывается проблема компьютеризации общества в целом, и детей - в частности, роль родителей в приобщении детей к книгам. Помните - все начинается с малого, но любое, даже самое корот...

Статья на тему : "Роль дидактических игр в дошкольном образовании"

Статья : «Роль дидактических игр в дошкольном образовании».Воспитатель: Власова О.И.ГБДОУ №89 Приморского района г. Санкт-Петербурга.«Без игры нет, и не может быть полноценного умств...

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании дошкольного возраста.

Статья "Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании дошкольного возраста."...

Статья: «История и направления тьюторского движения в российском образовании.»

История зарождения и развития тьюторского движения в России.Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания (тьютора)...

Статья на тему: "Основы тьюторского сопровождения в ДОУ"

С английского тьютор переводится как наставник, опекун. Тьюторство возникло еще в Древней Греции, когда за нефиксированную плату учитель передавал свои знания ученику. В 14 в. Тьюторство нашло свое пр...

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании дошкольного возраста.

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании дошкольного возраста....