Статья "Психолого-педагогические особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ."
статья

Юртаева Таисия Валерьевна

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ.

        Юртаева Т.В. Тьютор

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 18»

г. Североуральск

В последнее время в наш детский сад поступают  дети с различными отклонениями, которые влияют на их образ жизни, методы воспитания,  особенности строения личности и возможности обучения. Всё чаще в заключениях Территориальной психолого-педагогической комиссии о создании специальных условий для получения образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью  стали вводить тьюторское сопровождение. И для успешного освоения программы обучения на основании заключения, в нашем детском саду для работы с детьми с ОВЗ ввели ставку тьютора.

Необходимо отметить, что о деятельности тьютора информации в педагогическом сообществе очень мало.

Руководством детского сада была разработана должностная инструкция тьютора, в которую вошли пункты:

По педагогическому сопровождению реализации обучающимися, включая  детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов :

-выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования;

- организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов;

- сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов;

- подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;

-педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов;

- организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов;

- участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ инвалидностью.

На  данный момент на моем сопровождения  находятся  11 детей с разными нарушениями развития:  нарушения зрения- 1 воспитанник, с тяжелыми нарушениями речи- 7 воспитанников ,с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития- 1 воспитанник, с задержкой психического развития – 1 воспитанник, с задержкой психического развития, с учетом психофизических особенностей обучающегося с  расстройствами аутистического спектра- 1 воспитанник.

Мое сопровождение детей с ограниченными возможностями строится на 5-х этапах.

1 этап. Диагностический. (Если ребенок не говорит).

Наблюдение за ребенком.

-Что делает, когда предоставлен сам себе?

-Как реагирует на обращенную просьбу (подойди, пожалуйста; возьми и т.д.

- Как реагирует на прикосновения, если взять за руку?

-В какой момент издает звуки, и пытается произнести слово;

- Как проявляет радость? (смеётся, улыбается)

- как проявляет негативные эмоции ( проявляет агрессию к сверстникам, ко взрослым).

Беседа с родителями: обсуждение вопросов из наблюдения, как ведёт себя дома, как родители реагируют на поведение ребенка (есть ли приемы, чтобы установить контакт).

Наблюдение за говорящим ребенком.

- Что ты любишь делать?

-Что тебе интересно? И другие вопросы.

Если ребенок говорит, повторяя слова взрослого или персонажа из мультиков( наблюдаю, насколько он соотносит произнесение слов с ситуацией).

Беседа с родителями.

Проводится диагностика по методикам

- «Чем залатать коврик» - память, мышление;

- Диагностика-тест «Расставь значки», «Найди и вычеркни»- внимание;

- Диагностика «Какие предметы спрятаны в игрушках»- восприятие;

- «Нелепицы»- мышление;

- Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) – произвольность

- Методика «Лесенка» только для старшего дошкольного возраста        - личностная сфера.

 2 этап- Проектировочный.

Разработка адаптированной образовательной программы, на основании разработанной адаптированной программы, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Значимым преимуществом при осуществлении сопровождения обучающегося с ОВЗ с моей стороны  является возможность ежедневно уточнять и корректировать индивидуальный образовательный маршрут детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на сопровождении, обеспечивая  индивидуализацию обучения. Изменения вносятся в зависимости от  анализа успехов и продвижений воспитанника со стороны всех участников педагогического процесса.

3 этап - Основной

-Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуального образовательного маршрута;

- участие в реализации адаптированной образовательной программы;

- координация взаимодействия педагога с ребенком, с семьей;

- помощь на занятиях в образовательной деятельности;

- общение с родителями по реализации адаптированной образовательной программы.

4 этап – Информационный

Оформление документации, создание и пополнение сайта, пополнение нормативно-правовой и методической базы, консультации для педагогов, родителей.

5 этап- Аналитический (составление отчета о проведенной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью)

Реализация коррекционной программы осуществлялась в форме индивидуальных занятий

При подборе основных коррекционных методов мною учитывался ведущий вид деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:

·       Подвижные, сюжетно-ролевые игры («Кот и мыши», «Попади в обруч» , «Воробьи-попрыгунчики», «Хитрая лиса», «Совушка», «Репка», «Съедобное — несъедобное», «Узнай фигуру», «Найди мячик» ,«Паровозик», «Попади в мишень», «Догони меня» «Горячий мяч»

·       Коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения.

(«Подбери по цвету», «Найди такого же цвета», «Подбери домик для игрушки», «Собери букет», «Покажи шарик красного цвета, синего цвета», «Какого цвета колечко?», «Назови цвет каждой из улиток», «Найди такую же фигуру», «Каждую фигуру на свое место», «Коробка форм», «Мебель для кукол» ,«Покажи круг, квадрат», Игра по картине «Иду, вижу, рассказываю сам себе» ,« Найди эмоцию», «Чего не стало?», «Художники – реставраторы», «Отгадай и обойди», «Угадай настроение», «Портрет заговорил», «на что похожи облака?».)

В комплексе с игровыми методами  используются телесно ориентированные и релаксационные методы. Используемые мной элементы эрготерапии направлены на коррекцию двигательных функций, развитие общей и мелкой моторики. Применяю в работе различные релаксирующие упражнения, пальчиковые игры, песочную, музыкальную терапии, кинезиологические упражнения, комплексы зрительной гимнастики.

Положительный результат коррекционного воздействия даёт использование новых информационных технологий, компьютерных методик.

Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у детей с ОВЗ навыков самоконтроля, воображения и психологической разгрузке.

В своей работе  также я опираюсь на методику структурированного обучения , применяю элементы эрготерапии и методики Марии Монтессори. Самая важная характеристика структурированного обучения заключается в том, что ребенок может четко видеть, из чего состоит задание, и что будет происходить после его выполнения. Для этого я использую расписания, показывающие порядок занятий и заданий в наглядном виде. У ребенка складывается четкое представление о том, что ему нужно сделать. Для части детей задания представляются в виде картинных символов, для других - с помощью различных презентаций предметных картинок, действий с предметами. Задания подбираю с учетом  умений и потребностей ребенка, и предъявляются поэтапно, чтобы не пропустить усвоение важных навыков. Структурированное обучение позволяет снизить тревожность детей и повышает их внимание и мотивацию, препятствует развитию зависимости от взрослого. Наглядная организация заданий всегда имеет большое значение и не должна упускаться из виду, какая бы работа не проводилась, так как ребенок с аутизмом при такой организации видит, что он должен сделать, и не отвлекается на неважные детали.

Методику Монтессори применяю  с целью реализации индивидуального подхода в обучении.

Можно сделать вывод, что результатом моей работы в детском саду является создание целостной, системно-организованной деятельности, в процессе которой созданы социально-психологические, педагогические и специальные (коррекционные) условия для успешного развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе взаимодействия в дошкольной образовательной среде. А также участие воспитанников в различных конкурсах (VII Всероссийский фестиваль творчества с международным участием для детей с ограниченными возможностями здоровья «Наши дети!» 3 этап, первое место в номинации «Инструментальное творчество»- дошкольная возрастная категория, и участие в  1 и 2 этапе; участие в ХХIV городского фестиваля-конкурса художественного творчества инвалидов «Искусство дарует радость».)

Тьюторское сопровождение позволяет мне организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, что любой ребенок, независимо от его физических, психических или других особенностей, может быть включен в общую систему образования вместе со здоровыми сверстниками.

Используемая литература

1. «Нарушение психического развития в детском возрасте», В. В. Лебединский. - М. : Издательский центр «Академия», 2003 г.

2. «Специальная педагогика», под ред. Назаровой Н. М. (10-е изд., стер.). – М. Издательский центр «Академия», 2010 г.

3. «Суть и содержание традиционной модели тьюторства», Е. А. Андреева, М. : «Образовательные технологии», 2011 г.

4. «Тьютор и воспитанник. Педагогическое взаимодействие систем ценностей», С. В. | Яковлев, М. : Инфра-М, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Цель сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) в дошкольной образовательной организации - создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастны...

Особенности тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в ДОО

Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является  социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимоде...

"Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии"

В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования....

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Состояние здоровья и физического развития детей младшего возраста вызывает особую озабоченность государства и общества. Демографическая ситуация в нашей стране  складывается неблагоприятно. Важно...