Статья на тему : "Роль дидактических игр в дошкольном образовании"
статья
Статья : «Роль дидактических игр в дошкольном образовании».
Воспитатель: Власова О.И.
ГБДОУ №89 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья Дидактические игры в ДОУ | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья : «Роль дидактических игр в дошкольном образовании».
Воспитатель: Власова О.И.
ГБДОУ №89 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Дидактическая игра - это такая коллективная , целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Дитактические игры создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления),закрепление элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает:
- Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
- Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
- Показ игровых действий.
- Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
- Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
1.Игры с предметами (игрушками).
2.Настольно-печатные игры.
3.Словесные игры.
Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.
1. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно - прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольное поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста- определять предмет на ощупь, старшие дошкольники- составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно - дидактические игры и игры - инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пекарня», закройщицы и швей в игре «Ателье» и др. Игры - инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела», « Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях (Путешествие в страну сказок») о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши»).
Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шариками, башенками. Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями - важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
2. Настольно - печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, старшим дошкольникам предлагают отыскивать пары предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.
В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», « Цветущие цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.
В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», « Герои мультфильмов» и др.
В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.
Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Чтобы сложить картинку из отдельных частей, ребенок должен догадаться, что «это длинное ушко»- от картинки с зайчиком, а кончик пушистого хвоста - от картинки с лисой, т.е. увидеть целое ( зайчика, лису) раньше частей. Для дошкольников складывания целого из частей- сложный процесс осмысления, работы воображения. Он облегчает подбор предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. В настоящее время пазлы (от англ. puzzle - игра на выдержку), где картинок разного содержания (изображения сценок из фильмов, животных, замков) разделены на множество частей (от 32 до 250).
3. Словесные игры отличаются тем, что в процессе решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуется мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач.
Методика организации дидактических игр.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях :подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения :углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей ,активизация психических процессов;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть , не мешая другим;
- определение количества играющих ;
- подготовка необходимого дидактического материала для игры;
- подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход игры ,свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка и игре детей: обогащение их знаниями , представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом ,который будет использован;
- объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая ,что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего ,болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры–это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно судить об его эффективности , о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.
Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения :какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит правильно организовать индивидуальную работу с ними . Дети малоактивные ,неуверенные в себе, менее подготовленные ,как правило в начале берут на себя роль болельщиков ,при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими , их высказываниями ,действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для себя информации .И это очень важно для его развития.
Литрература:
Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка //Мир психологии. – 1999. - №4. – с. 74-81.
Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве .-Форум,2009.- 144с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- Питер,2009.-237с.
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 62-70
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Роль дидактических игр в дошкольном образовании»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санк...
Статья на тему:«Роль дидактических игр в развитии дошкольников»
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...
Статья на тему: «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника»
laquo;Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника»...
Статья на тему: «Роль дидактических игр в изучении правил дорожного движения в детском саду»
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет ...
Статья на тему: "Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста".
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...
Статья на тему: "Роль тьюторского сопровождения в современном образовании"
Статья на тему: "Роль тьюторского сопровождения в современном образовании" Тьютор — это специалист, который изучает интересы ребёнка и создаёт среду для его развития....
Статья на тему: «Развивающие дидактические игры в дошкольном образовании: теория и практика»
Статья рассматривает актуальную тему применения развивающих дидактических игр в дошкольном образовании с учетом инновационных подходов. В статье анализируются теоретические основы развивающих игр, осо...