Презентация "Особенности планирования и проведения коррекционной работы с детьми с ЗПР"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)
Освещены основные направления коррекционной работы с детьми с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx | 2.41 МБ |
vystuplenie_na_temu.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классификация по принципу происхождения К. С. Лебединской выделает 4 типа ЗПР : конституционного происхождения (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции ) соматогенного происхождения (ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др .) психогенного происхождения (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др .) церебрально-органического происхождения (психическая неустойчивость или тормозивность , выражающие как в гиперактивности , так и в неуверенности, боязливости, медлительности).
Шаг 1 . Определение структуры дефекта и планирование работы по формированию базовых составляющих психического развития. - стимуляция познавательной активности ; -развитие общей и ручной моторики ; -обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия; -развитие работоспособности ; -формирование готовности к сотрудничеству со взрослым; - стимуляция речевого развития ребенка.
Шаг 2 . Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций
Лексические темы рассматриваются на протяжении ни одной, а нескольких недель, допускаются повторения в течение года. На занятиях не используются многофункциональные упражнения. Инструкции педагога содержат точные указания, простые инструкции, определенную цель игры. Используется обязательная система поощрений (наклейка и др.) Обязательным являются упражнения на снятие мышечного напряжения. На занятиях присутствуют предметы-помощники. У детей формируются ритуалы начала и окончания занятия.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Особенности планирования и проведения коррекционной работы с детьми с ЗПР»
Задержка психического развития (ЗПР). В классической психологии и педагогике ― это темповое отставание в развитии всех или отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. Иными словами, психическое развитие ребенка отстает и не соответствует принятым нормам и показателям, свойственным определенному возрасту.
Нельзя планирование свою коррекционно-развивающую работу ,не зная причин, закономерностей развития данной категории детей. Поэтому уместно, вспомнить о причинах и классификации ЗПР.
Современная наука выделяется две группы основных причин:
-биологические причины, связанные с функционированием организма ребенка и его родителей;
-социальные причины ЗПР .
Классификация по принципу происхождения
К. С. Лебединской выделает 4 типа ЗПР:
- конституционного происхождения
(ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции);
- соматогенного происхождения
(ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др.);
- психогенного происхождения
(вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др.);
- церебрально-органического происхождения
(психическая неустойчивость или тормозивность, выражающие как в гиперактивности, так и в неуверенности, боязливости, медлительности).
Главное, что должен помнить специалист- ЗПР ― это именно тот вид дизонтогенеза, который имеет огромный шанс компенсироваться в дошкольном возрасте. В любом случае адекватная коррекционная работа приблизит развитие ребенка к возрастной норме. В чем же состоит трудность построения коррекционной работы?
Проблема заключается в многообразии проявлений ЗПР, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированностью познавательной деятельности
Шаг 1.
Определение структуры дефекта и планирование работы по формированию базовых составляющих психического развития – предпосылок для развития высших психических функций. Занятия направлены на:
-стимуляцию познавательной активности;
-развитие общей и ручной моторики;
-обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия
-развитие работоспособности;
-формирование готовности к сотрудничеству со взрослым;
-стимуляцию речевого развития ребенка.
Тем самым мы подготавливаем ребенка к обучению, правильному восприятию.
Мы формируем, актуализируем знания и способности детей, на базе которых и будет строится дальнейшее обучение детей.
Шаг 2.
Непосредственно коррекционная работа осуществляется в нескольких направлениях. Одним из самых важных является развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:
-формирование мыслительной деятельности:
стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного, в том числе, элементарного умозаключающего мышления;
-развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
-формирование пространственно-временных представлений;
-развитие творческих способностей;
-совершенствование мнестической деятельности;
-развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков;
-целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);
-создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
-формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;
-стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения;
-всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
-развитие игровой деятельности;
-формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа.
При разработке коррекционных планов работы с детьми с ЗПР мы руководствуемся несколькими принципами:
- По причине замедленного темпа усвоения нового материала детьми лексические темы рассматриваются на протяжении ни одной, а нескольких недель, допускаются повторения в течение года.
- На занятиях не используются многофункциональные упражнения. Незрелость, несформированность процессов, низкая работоспособность, недостатки внимания не позволяют выполнять подобные упражнения.
- Инструкции педагога содержат точные указания, простые инструкции, определенную цель игры.
- Используется обязательная система поощрений (наклейка и др.)
- Обязательным в системе работы являются упражнения на снятие мышечного напряжения. Это достигается легкими физическими упражнениями (динамическими паузами) или занятиями по коррекционной ритмике.
- На занятиях присутствуют предметы-помощники (например, при письме «дельфинчик», позволяющий правильно держать карандаш)
- У детей формируются ритуалы начала и окончания занятия.
Учитель-дефектолог Курова С.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.
Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.В дошкольные учреждения поступают дети, начиная с двух лет. Если ребенок неговорящий, ...
Подготовка и проведение праздников как одна из форм привлечения родителей к содержанию коррекционной работы с детьми с ОНР.
Праздники — яркое и радостное событие в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и со...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ
В настоящее время проблемы обучения и вопитания детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. Процессы обучения и воспитания детей данной категории, инклюзированных в общеобразовател...
Памятка "Основные правила общения с детьми с КИ при проведении коррекционной работы"
Памятка по работе с детьми с КИ...
консультация для родителей детей с РАС и педагогов в ДОУ: "Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми"
в консультации даны основные подходы в работе с воспитателями и родителями, имеющих детей с РАС....
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приоб...
Консультация для педагогов: «Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми»
Проблема коррекционной помощи детям с РДА в последнее время в России встает все острее, так как по данным психиатров, уровень аутистических синдромов повысился и соста...