Презентация "Особенности планирования и проведения коррекционной работы с детьми с ЗПР"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Светлана Игоревна Курова

Освещены основные направления коррекционной работы с детьми с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx2.41 МБ
Файл vystuplenie_na_temu.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Особенности планирования и проведения коррекционной работы с детьми с ЗПР» Подготовила учитель-дефектолог Курова С.И. Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Слайд 2

Классификация по принципу происхождения К. С. Лебединской выделает 4 типа ЗПР : конституционного происхождения (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции ) соматогенного происхождения (ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др .) психогенного происхождения (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др .) церебрально-органического происхождения (психическая неустойчивость или тормозивность , выражающие как в гиперактивности , так и в неуверенности, боязливости, медлительности).

Слайд 3

Шаг 1 . Определение структуры дефекта и планирование работы по формированию базовых составляющих психического развития. - стимуляция познавательной активности ; -развитие общей и ручной моторики ; -обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия; -развитие работоспособности ; -формирование готовности к сотрудничеству со взрослым; - стимуляция речевого развития ребенка.

Слайд 4

Шаг 2 . Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций

Слайд 5

Лексические темы рассматриваются на протяжении ни одной, а нескольких недель, допускаются повторения в течение года. На занятиях не используются многофункциональные упражнения. Инструкции педагога содержат точные указания, простые инструкции, определенную цель игры. Используется обязательная система поощрений (наклейка и др.) Обязательным являются упражнения на снятие мышечного напряжения. На занятиях присутствуют предметы-помощники. У детей формируются ритуалы начала и окончания занятия.

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Особенности планирования и проведения коррекционной работы с детьми с ЗПР»

           Задержка психического развития (ЗПР). В классической психологии и педагогике ― это темповое отставание в  развитии всех или  отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы.  Иными словами,  психическое развитие ребенка отстает и не соответствует  принятым нормам и показателям, свойственным определенному возрасту.

            Нельзя  планирование свою коррекционно-развивающую работу ,не зная причин, закономерностей развития  данной категории детей. Поэтому уместно, вспомнить о причинах и классификации ЗПР.

   Современная наука выделяется две группы основных причин:

-биологические причины, связанные с функционированием организма ребенка и его родителей;

-социальные причины ЗПР .

        Классификация по принципу происхождения

 К. С. Лебединской выделает 4 типа ЗПР:

  • конституционного происхождения

 (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники:   незрелая эмоционально-волевая сфера,  игровые мотивы преобладают над познавательными,  поверхностные эмоции);

  • соматогенного происхождения 

(ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др.);

  • психогенного происхождения

 (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др.);

  • церебрально-органического происхождения 

(психическая неустойчивость или тормозивность, выражающие как в гиперактивности, так и в неуверенности, боязливости, медлительности).

        Главное, что должен помнить специалист- ЗПР ― это именно тот вид дизонтогенеза, который имеет огромный шанс компенсироваться в дошкольном возрасте. В любом случае адекватная коррекционная работа приблизит развитие ребенка к возрастной норме. В чем же состоит трудность построения коррекционной работы?

   

        Проблема заключается в  многообразии проявлений ЗПР, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированностью познавательной деятельности

        Шаг 1.

Определение структуры дефекта и планирование работы по  формированию базовых составляющих психического развития – предпосылок  для развития высших психических функций.  Занятия направлены на:

 -стимуляцию познавательной активности;

-развитие общей и ручной моторики;

-обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия

-развитие работоспособности;

-формирование готовности к сотрудничеству со взрослым;

-стимуляцию речевого развития ребенка.

        Тем самым мы подготавливаем ребенка к обучению, правильному восприятию.

Мы формируем, актуализируем знания и способности детей, на базе которых и будет строится дальнейшее обучение детей.

        Шаг 2.

Непосредственно коррекционная  работа осуществляется в нескольких направлениях. Одним из самых важных является развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

-формирование мыслительной деятельности:

стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного, в том числе, элементарного умозаключающего мышления;

-развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;

-формирование пространственно-временных представлений;

-развитие творческих способностей;

-совершенствование мнестической деятельности;

-развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков;

-целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);

-создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

-формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

-стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения;

-всестороннее развитие предметно-практической деятельности;

-развитие игровой деятельности;

-формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа.

        При разработке коррекционных планов работы с  детьми с ЗПР мы руководствуемся несколькими принципами:

  1. По причине замедленного темпа усвоения нового материала детьми лексические темы рассматриваются на протяжении ни одной, а нескольких недель, допускаются повторения в течение года.
  2. На занятиях не используются многофункциональные упражнения. Незрелость, несформированность процессов, низкая работоспособность, недостатки внимания не позволяют выполнять подобные упражнения.
  3. Инструкции педагога содержат точные указания, простые инструкции, определенную цель игры.
  4. Используется обязательная система поощрений (наклейка и др.)
  5. Обязательным в системе работы являются упражнения на снятие мышечного напряжения. Это достигается легкими физическими упражнениями (динамическими паузами) или занятиями по коррекционной ритмике.
  6. На занятиях присутствуют предметы-помощники (например, при письме «дельфинчик», позволяющий правильно держать карандаш)
  7. У детей формируются ритуалы начала и  окончания   занятия.

   Учитель-дефектолог Курова С.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.

Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.В дошкольные учреждения поступают дети, начиная с двух лет. Если ребенок неговорящий, ...

Подготовка и проведение праздников как одна из форм привлечения родителей к содержанию коррекционной работы с детьми с ОНР.

         Праздники  — яркое и радостное событие в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и со...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ

В настоящее время проблемы обучения и вопитания детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. Процессы обучения и воспитания детей данной категории, инклюзированных в общеобразовател...

консультация для родителей детей с РАС и педагогов в ДОУ: "Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми"

в консультации даны основные подходы в работе с воспитателями и родителями, имеющих детей с РАС....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приоб...

Консультация для педагогов: «Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми»

     Проблема коррекционной помощи  детям с РДА в последнее время в России встает все острее, так как по данным психиатров, уровень аутистических синдромов повысился и соста...