«Основные подходы к проведению коррекционной работы с детьми с ЗПР».
консультация по коррекционной педагогике

Абдуллаева Елена Николаевна

Характерные особенности детей с задержкой психического развития.

Дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.

Таким образом, можно выделить признаки ЗПР.

Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух. Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.

Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.

Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение.

Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.

Коррекционно- развивающая работа с детьми дошкольного возраста с ЗПР.

Коррекционно-образовательная работа с дошкольниками с ЗПР в числе прочих имеет специфическую особенность - чем меньше возраст детей, тем больше удельный вес приобретают задачи развивающего характера.  Работа строится с учетом индивидуально-типологических и психологических особенностей ребенка. Если работа с ребенком начинается в старшем дошкольном возрасте, то коррекционные и развивающие задачи начинают занимать одинаковое место в работе с ним.

Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника специального детского сада.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории.

Стоит отметить, что не маловажной является задача по развитию моторики. Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота.

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

• Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и камешков).

• Рисование, раскрашивание картинок.

• Изготовление поделок из бумаги (аппликации).

• Изготовление поделок из природного материала.

• Конструирование.

• Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

• Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

• Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.

• Нанизывание бус и пуговиц.

• Плетение косичек из ниток, венков из цветков.

• Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать).

• «Показ стихотворения» (ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенкуразвивают его руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Необходимым направлением коррекционной работы является развитие восприятия.

Так же хочу отметить, что существуют альтернативные виды коррекции ЗПР.

Альтернативные, нетрадиционные методы рекомендуется применять лишь как дополнение к основным видам коррекционной деятельности, потому что нет никакой статистики, в том числе научной, о результатах их воздействия на психофизическое развитие больного ребенка.

• Кинезитерапия

• Дельфинотерапия

• Иппотерапия

• Арт-терапия

• Песочная терапия

• Фитотерапия

И так, в настоящее время специалисты-дефектологи, занимающиеся коррекционно-педагогической работой с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей. Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми необходимо учитывать:

- структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;

- информацию о здоровье ребенка

- микросоциальные условия в семье;

возраст ребенка, в котором он поступил в специальный детский сад;

- предполагаемую длительность пребывания ребенка в ДОУ компенсирующего вида и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Основные подходы к проведению коррекционной работы с детьми с ЗПР».

Характерные особенности детей с задержкой психического развития.

Дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.

Таким образом, можно выделить признаки ЗПР.

Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух. Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.

Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.

Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение.

Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.

Коррекционно- развивающая работа с детьми дошкольного возраста с ЗПР.

Коррекционно-образовательная работа с дошкольниками с ЗПР в числе прочих имеет специфическую особенность - чем меньше возраст детей, тем больше удельный вес приобретают задачи развивающего характера.  Работа строится с учетом индивидуально-типологических и психологических особенностей ребенка. Если работа с ребенком начинается в старшем дошкольном возрасте, то коррекционные и развивающие задачи начинают занимать одинаковое место в работе с ним.

Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника специального детского сада.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории.

Стоит отметить, что не маловажной является задача по развитию моторики. Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота.

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

• Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и камешков).

• Рисование, раскрашивание картинок.

• Изготовление поделок из бумаги (аппликации).

• Изготовление поделок из природного материала.

• Конструирование.

• Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

• Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

• Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.

• Нанизывание бус и пуговиц.

• Плетение косичек из ниток, венков из цветков.

• Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать).

• «Показ стихотворения» (ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенкуразвивают его руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Необходимым направлением коррекционной работы является развитие восприятия.

Так же хочу отметить, что существуют альтернативные виды коррекции ЗПР.

Альтернативные, нетрадиционные методы рекомендуется применять лишь как дополнение к основным видам коррекционной деятельности, потому что нет никакой статистики, в том числе научной, о результатах их воздействия на психофизическое развитие больного ребенка.

• Кинезитерапия

• Дельфинотерапия

• Иппотерапия

• Арт-терапия

• Песочная терапия

• Фитотерапия

И так, в настоящее время специалисты-дефектологи, занимающиеся коррекционно-педагогической работой с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей. Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми необходимо учитывать:

- структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;

- информацию о здоровье ребенка

- микросоциальные условия в семье;

возраст ребенка, в котором он поступил в специальный детский сад;

- предполагаемую длительность пребывания ребенка в ДОУ компенсирующего вида и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ

В настоящее время проблемы обучения и вопитания детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. Процессы обучения и воспитания детей данной категории, инклюзированных в общеобразовател...

консультация для родителей детей с РАС и педагогов в ДОУ: "Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми"

в консультации даны основные подходы в работе с воспитателями и родителями, имеющих детей с РАС....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приоб...

Консультация для педагогов: «Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми»

     Проблема коррекционной помощи  детям с РДА в последнее время в России встает все острее, так как по данным психиатров, уровень аутистических синдромов повысился и соста...

Консультация для педагогов и специалистов "Основные подходы к проведению коррекционной работы с РАС"

Консультация для педагогов и специалистов"Основные подходы к проведению коррекционной работы с РАС".Методические приёмы коррекционной работы....

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ «Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми».

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ«Основные подходы к проведению коррекционной работыс аутичными детьми».В материале описаны методы и приемы коррекционной работы с обучающими...

Консультация для воспитателей «Основные подходы к проведению коррекционной работы с детьми с ЗПР».

Основные подходы к проведению коррекционной работы с детьми с ЗПР...