Использование нейропсихологии в автоматизации звуков.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Ребенок с общим недоразвитием речи имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени ..
Для повышения результативности логопедической работы целесообразно использование достижений психологии и нейропсихологии, интеграция этих областей знаний в практике логопедической работы.
Нейропсихология – научное направление, созданное на грани нейронауки и психологии, которое занимается изучением функционирования структур головного мозга, их связи с психическими процессами и поведением человека [1]. Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций [3, 4, 5]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi_imeet_narushennoe_zvukoproiznoshenie.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нейропсихологии в автоматизации звуков.
.
Ребенок с общим недоразвитием речи имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени (I-IV уровни речевого развития по Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой) [6].
Практика показывает, что логопед не всегда может начать продуктивную коррекционную работу раньше четырехлетнего возраста ребенка, а нескольких лет до школы часто не хватает для полной коррекции речевых нарушений. Возникает вопрос, как оказать необходимую помощь в становлении речи ребенка в рамках данного временного промежутка и подготовить его к школе. Как известно [2] уровень речевого развития ребенка является важным компонентом его психологической готовности к школьному обучению.
Для повышения результативности логопедической работы целесообразно использование достижений психологии и нейропсихологии, интеграция этих областей знаний в практике логопедической работы.
Нейропсихология – научное направление, созданное на грани нейронауки и психологии, которое занимается изучением функционирования структур головного мозга, их связи с психическими процессами и поведением человека [1]. Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций [3, 4, 5].
Нейропсихология изучает развитие психики в сравнении - то есть, в норме и при патологии. Она даёт возможность раскрыть причины речевых нарушений, сформировать базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма.
Некоторые приемы использования нейропсихологии в логопедии при автоматизации звуков.
- Изолированное произнесение поставленного звука. Листы с двумя полями для левой и правой руки, на которых изображены дорожки для автоматизации звука. Ребенок одновременно двумя руками ведет по дорожкам и проговаривает автоматизированный звук.
- Автоматизация звука в открытых и закрытых слогах, слогах со стечением согласных. Листы с двумя полями для левой и правой руки. На которых изображены слоги. Ребенок проговаривает слоги и одновременно двумя руками, показывая их на листе. В разных направления, отхлопывает, притопывает.(и др.задания)
- Автоматизация звука в словах. Листы с двумя полями для левой и правой руки. В которых повторяющиеся картинки. Ребенок одновременно двумя руками показывает на одинаковые картинки и называет их. (и др. задания)
- Автоматизация звука в словосочетаниях и стихах с использованием мнемотаблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
Логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих элементов. Автоматизация звука Р "Весенняя звуковая полянка"
Индивидуальное (подгрупповое) занятие на автоматизацию звука Р. В ходе занятия дети в игровой форме закрепляют произношение звука Р в слогах, словах и связной речи. Параллельно идет развитие фон...
Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности с использованием игровой технологии "Автоматизация звука "л".
Представленный конспект может быть использован на занятии по автоматизации звука"л" в слогах, словах и предложениях...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием компьютерной презентации "Автоматизация звука [р] в слогах и словах"
В данном материале подробно изложен ход индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах и словах у ребёнка 6-7 лет с ОНР. Использование компьютерной презентации позволит сд...
Использование мнемотаблиц при автоматизации звуков
Мнемотехника – система различных приёмов и методик, ускоряющих запоминание с увеличинием памяти благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....
Индивидуальное занятие с использованием мультимедийной презентации «Автоматизация звука Р в словах и предложениях»
Конспект индивидуального занятия с использованием мультимедийной презентации «Автоматизация звука Р в словах и предложениях»...
Методическая разработка «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста»
Майзель Т. А. «Использование лэпбука для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста». – Краснокаменск: МАДОУ Детский сад № 14...