Технологические карты по развитию речи, ФЭМП для детей с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике

Соловьева Нина Васильевна

Занятия для детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 коррекционного занятия учителя-дефектолога по теме:

«Поможем снегирям» для детей 5-6 лет с задержкой психического развития

Тема: «Поможем снегирям».

Форма: подгрупповая.

Цель: Коррекция и развитие познавательных психических процессов при закреплении лексической темы: «Зимующие птицы».

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • закрепить знания о зимующих птицах, отмечать их характерные признаки; определять особенности питания птиц зимой.
  • формировать умение наблюдать, закрепить умение классифицировать птиц, понимать вопрос «сколько?», соотносить количество с предметом.
  • формировать знания о глаголах, обозначающие пение птиц.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать познавательные психические процессы: зрительного и слухового восприятия, концентрации и распределения внимания, памяти, мышления, речи, творческого воображения;
  •  развивать артикуляционный аппарат; развивать умение соотносить существительное с числительным, умение координировать слово с движением;
  • развивать познавательную активность, проявляющейся в интересе и мотивации к совместной деятельности;
  • развивать мелкую моторику, общей моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес и бережное отношение к животному миру, зимующим птицам;
  • прививать желание заботится о птицах.

Активизация словаря: чернокрылый, красногрудый, тинькает.

Предварительная работа: беседы о зимующих птицах, о местах обитания зимующих птиц, просмотр видеофильма «Чем питаются зимующие птицы?», кормление на участке детского сада птиц, наблюдение на прогулке «Птицы в кормушке»; разучивание пальчиковой гимнастики «Снегири», физминутки «Снегири», дидактическая игра «Подбери количество», прослушивание пения зимующих птиц, рассматривание строение тела зимующих птиц.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Педагогическая технология: метод системно-деятельностного подхода «Ситуация».

Дидактические материалы для детей: картинки с изображением птиц, воздушный пластилин.

Дидактические материалы для педагога: мультимедийная презентация, изображение снегиря, аудиозапись пения птиц, обруч с шарами, изображение ветки рябины на ватмане.

Предполагаемый результат:

  • дети называют зимующих птиц, знают особенности их пения, чем питаются; умеют образовывать глаголы от звукоподражаний; соотносить количество с предметом;
  • проявляют познавательную активность, умение различать пение птиц на слух; удерживают внимание на поставленной задаче, отвечают полным предложением на вопросы учителя-дефектолога; координируют слова с движением;
  • проявляют желание заботиться о птицах.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Деятельность детей

Результат

1 этап

Введение в ситуацию

Приветствие.

«Улыбку природа придумала мудро,

с нее начинать надо каждое утро!».

- Дети, а у вас какое настроение? Улыбнемся друг другу.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка».

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Широка Ока-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Беседа

- Ребята, на выходных я побывала в лесу и услышала песенку. Вы хотите её послушать?  

- Красивая песня?

- Вам интересно, кто пот эту песенку?

А чтобы узнать, чья это песня, для этого нужно отгадать загадку.

Загадка

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут! (снегирь).

Выставляется картинка снегиря.

Беседа

- Как вы догадались? Снегиря легко узнать по окрасу оперения. В оперении снегиря два основных цвета.

- Какие это цвета? (черный и красный).

- Как в стихотворении описали снегиря (чернокрылый, красногрудый,). Повторите вместе со мной.

-Ребята, мне кажется, я научилась понимать пение птиц. Снегирь спел нам песенку о том, что зимой в лесу птицам нелегко находить корм во время сильных морозов. Эта птица просит нас о помощи.

- Ребята, мы сможем помочь снегирям?

- Что мы можем для этого сделать?

Охотно идут на контакт со сверстниками и со взрослым. Улыбаются друг другу.

Выполняют артикуляционную гимнастику (удерживают губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы).

Проявляют интерес к рассказу учителя-дефектолога.

Отгадывают загадку.

Рассматривают изображение снегиря, называют слова «чернокрылый», «красногрудый».

Проявляют эмоции сожаления к птице и

проявляют мотивацию помочь птице.

Отвечают на вопросы, включаются в беседу.

Развитие артикуляционного аппарата. Укрепление мышц губ и развитие их подвижности.

Закрепление знаний  об особенностях строения снегиря.

 

Появляется потребность у детей помочь снегирям.

2 этап

Актуализация знаний и умений

- Чтобы помочь снегирям, нам нужно отправиться в лес. Вы готовы?

Логоритмическое упражнение «Мы шагаем по сугробам».

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам по сугробам

Поднимаем выше ногу.

Топ-топ, топ-бух.

Отряхнулись, встали и шагаем дальше.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам, по сугробам.

Поднимаем выше ногу.

Проложи другим дорогу.

Шли мы, шли,

В снежный лес пришли.

Дидактическая игра «кого не стало?».

Цель: развивать слуховое внимание в распознавании пения зимующих птиц (синица, сорока, дятел, снегирь).

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня, чья звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

-Ребята, вы слышите? Какие птицы поют нам свою песенку? Внимательно послушаем и угадаем.

Дидактическая игра «Кого не стало».

Цель: развитие внимание и памяти

- Ребята, посмотрите кто прилетел на ветку и пел нам свои красивые песни? -

Синица

Снегирь

Дятел

-Какие мы молодцы, давайте похлопаем себе.

-Ребята, мы с вами так громко хлопали, что спугнули одну из птиц.

- Посмотрите, какая птица улетела?

-Правильно, ребята! Молодцы!

-предлагаю вам закрыть сейчас глаза!  

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. 
Наши глазки отдыхают, 
Упражнения выполняют. 

-посмотрите, кажется опять какая- то из птиц улетела. Ребята, какая птица улетела?

Молодцы! А если мы сейчас закроем глаза, интересно улетит ли птица?

- Попробуем закрыть глаза?

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. 
Наши глазки отдыхают, 
Упражнения выполняют. 

-Ну что ребята? Все птицы на месте или кто-то улетел?

Раз, два, три, четыре, пять

Будем птиц сейчас считать.

Дидактическая игра «Сколько птиц?».

Цель: продолжать развивать умение соотносить количество с предметом.

-ребята, подскажите, кто на ветке у нас остался?

(дятел)

Давайте, посчитаем?

- один дятел (повторяем все вместе, затем спрашиваем по одному) и т.д.

Молодцы!

Выполняют движения.

Внимательно слушают, угадывают птиц по их пению.

Дети повторяют название птиц глаголы. Радуются выполненному заданию

 

Соотносят существительное с числительным

Смена статической позы на динамическую. Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие познавательного интереса.

Развитие творческого воображения в процессе двигательной деятельности.

Развитие слухового восприятия.

Закрепление знаний о зимующих птицах, особенностях их пения.

Формирование умения наблюдать, правильно произносить числительные, Тренировка памяти.

 

Развитие умения обобщать.

Развитие зрительного восприятия.

Закрепление умений понимать вопрос «сколько?», соотносить существительное с числительным.

3 этап

Затруднение в ситуации

Беседа

- Ребята, а чем же питаются птицы в лесу?

- Правильно, синица и дятел питаются семенами шишек. Зимой в лесу очень много хвойных деревьев, поэтому этим птицам есть корм.

- А чем же питается снегирь? Почему он просил у нас помощи?

Называют: шишки, ягоды.

Закрепление знаний об особенностях питания птиц зимой.

Тренировка памяти.

Проявление желания решить проблему.

4 этап

Открытие нового знания

-Хочу открыть вам секрет, что снегири очень любят полакомиться рябиной.

Физминутка «Снегири».

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Налетели снегири

На мою рябину.

Ягод половину

С аппетитом съели:

Вкусно в самом деле…

Беседа

- Посмотрите, в лесу не осталось ни одной ягодки рябины, ветви пустые.

- Что же делать? Неужели снегири останутся голодными и погибнут?

- Мы сможем им подготовить угощение?

Играют. Соотносят движения со словами.

Проявляют желание помочь снегирям.

Смена статической позы на динамическую. Снятие психоэмоционального напряжения.

5 этап

Включение нового в систему знаний

- Из чего мы можем сделать ягоды рябины?

- Предлагаю вам сейчас размять наши пальчики, чтобы у нас получилось слепить красивые ягодки.

Пальчиковая гимнастика «Снегири».

Вот на ветках посмотри,                          

В красных майках снегири.                    

Распустили перышки,                                

Греются на солнышке.                            

Головой вертят, вертят,                          

Улететь они хотят.                                  

Кыш! Кыш! Улетели!

Продуктивная деятельность «Лепка ягод рябины».

- Чтобы слепить ягоды рябины, мы должны вспомнить, какой она формы (круглой).

Учитель-дефектолог показывает, как правильно слепить шарики, напоминает о том, что ягодки маленькие.

Правильно выполняют движения пальцев. 

Дети лепят ягоды рябины.

В конце деятельности прикрепляют ягоды на ветку рябины.

Развитие мелкой моторики.

Проявление желания заботиться о птицах.

6 этап

Осмысление

-Молодцы ребята, много ягод вы сделали для снегирей, теперь прикрепим на веточку, у нас получится целая гроздь рябины.

- Теперь у снегирей много корма и они не погибнут от голода.

- В лесу зимой здорово, но теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Логоритмическое упражнение «Мы шагаем по сугробам».

Мы шагаем по сугробам,

По сугроба, по сугробам.

Поднимаем выше ногу

Проложи другим дорогу

Шли мы шли,

И в детский сад пришли.

Оценивают результаты своей деятельности.

Выполняют движения за учителем-дефектологом под музыку.

Проявляют удовлетворение от оказанной помощи снегирям.

Смена статической позы на динамическую. Снятие психоэмоционального напряжения.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по развитию речи детей средней группы " Путешествие по сказке "Рукавичка"

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста...

Технологическая карта по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Дети играют в кубики"

НОД  по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Дети играют в кубики".Образовательная область: Социально -коммуникативное развитие.Цель: Рассказ по картине «Дети игра...

Технологическая карта по развитию речи для детей старшей возрастной группы «Широкая масленица»

Цели знакомить детей с традициями и обычаями русского народа, сформировать знания детей о русском народном празднике «Масленица»ЗадачиОбразовательные:- Расширять знания детей о народн...

Конспект (Технологическая карта) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В данном конспекте дети учатся составлять звуковой анализ слова «дом» и «дым». Осваивают действия звукового анализа слов, сравнивают слова по звуковому составу. А также знакомя...

Технологическая карта по развитию речи в младшей группе "Рассматривание сюжетных картины «Дети играют». Дидактическое упражнение на звукопроизношение дидактическая игра «Что изменилось»"

Цель: Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение з...

Технологическая карта по развитию речи детей дошкольного возраста

Технологическая карта по развитию речи детей дошкольного возрастаСредняя группа,  4-5 лет....