Технологические карты по развитию речи, ФЭМП для детей с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике
Занятия для детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_snegiri_._1_2.docx | 27.16 КБ |
matematicheskie_predstavleniya.pdf | 477.49 КБ |
kartoteka_igr_zpr_na_sayt.pdf | 1.19 МБ |
tehnologicheskaya_karta._srednyaya._ptitsy.pdf | 510 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
коррекционного занятия учителя-дефектолога по теме:
«Поможем снегирям» для детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Тема: «Поможем снегирям».
Форма: подгрупповая.
Цель: Коррекция и развитие познавательных психических процессов при закреплении лексической темы: «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- закрепить знания о зимующих птицах, отмечать их характерные признаки; определять особенности питания птиц зимой.
- формировать умение наблюдать, закрепить умение классифицировать птиц, понимать вопрос «сколько?», соотносить количество с предметом.
- формировать знания о глаголах, обозначающие пение птиц.
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательные психические процессы: зрительного и слухового восприятия, концентрации и распределения внимания, памяти, мышления, речи, творческого воображения;
- развивать артикуляционный аппарат; развивать умение соотносить существительное с числительным, умение координировать слово с движением;
- развивать познавательную активность, проявляющейся в интересе и мотивации к совместной деятельности;
- развивать мелкую моторику, общей моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес и бережное отношение к животному миру, зимующим птицам;
- прививать желание заботится о птицах.
Активизация словаря: чернокрылый, красногрудый, тинькает.
Предварительная работа: беседы о зимующих птицах, о местах обитания зимующих птиц, просмотр видеофильма «Чем питаются зимующие птицы?», кормление на участке детского сада птиц, наблюдение на прогулке «Птицы в кормушке»; разучивание пальчиковой гимнастики «Снегири», физминутки «Снегири», дидактическая игра «Подбери количество», прослушивание пения зимующих птиц, рассматривание строение тела зимующих птиц.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Педагогическая технология: метод системно-деятельностного подхода «Ситуация».
Дидактические материалы для детей: картинки с изображением птиц, воздушный пластилин.
Дидактические материалы для педагога: мультимедийная презентация, изображение снегиря, аудиозапись пения птиц, обруч с шарами, изображение ветки рябины на ватмане.
Предполагаемый результат:
- дети называют зимующих птиц, знают особенности их пения, чем питаются; умеют образовывать глаголы от звукоподражаний; соотносить количество с предметом;
- проявляют познавательную активность, умение различать пение птиц на слух; удерживают внимание на поставленной задаче, отвечают полным предложением на вопросы учителя-дефектолога; координируют слова с движением;
- проявляют желание заботиться о птицах.
Этапы деятельности | Содержание деятельности | Деятельность детей | Результат |
1 этап Введение в ситуацию | Приветствие. «Улыбку природа придумала мудро, с нее начинать надо каждое утро!». - Дети, а у вас какое настроение? Улыбнемся друг другу. Артикуляционная гимнастика «Улыбка». Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Широка Ока-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. Беседа - Ребята, на выходных я побывала в лесу и услышала песенку. Вы хотите её послушать? - Красивая песня? - Вам интересно, кто пот эту песенку? А чтобы узнать, чья это песня, для этого нужно отгадать загадку. Загадка Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! (снегирь). Выставляется картинка снегиря. Беседа - Как вы догадались? Снегиря легко узнать по окрасу оперения. В оперении снегиря два основных цвета. - Какие это цвета? (черный и красный). - Как в стихотворении описали снегиря (чернокрылый, красногрудый,). Повторите вместе со мной. -Ребята, мне кажется, я научилась понимать пение птиц. Снегирь спел нам песенку о том, что зимой в лесу птицам нелегко находить корм во время сильных морозов. Эта птица просит нас о помощи. - Ребята, мы сможем помочь снегирям? - Что мы можем для этого сделать? | Охотно идут на контакт со сверстниками и со взрослым. Улыбаются друг другу. Выполняют артикуляционную гимнастику (удерживают губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы). Проявляют интерес к рассказу учителя-дефектолога. Отгадывают загадку. Рассматривают изображение снегиря, называют слова «чернокрылый», «красногрудый». Проявляют эмоции сожаления к птице и проявляют мотивацию помочь птице. Отвечают на вопросы, включаются в беседу. | Развитие артикуляционного аппарата. Укрепление мышц губ и развитие их подвижности. Закрепление знаний об особенностях строения снегиря.
Появляется потребность у детей помочь снегирям. |
2 этап Актуализация знаний и умений | - Чтобы помочь снегирям, нам нужно отправиться в лес. Вы готовы? Логоритмическое упражнение «Мы шагаем по сугробам». Мы шагаем по сугробам. По сугробам по сугробам Поднимаем выше ногу. Топ-топ, топ-бух. Отряхнулись, встали и шагаем дальше. Мы шагаем по сугробам, По сугробам, по сугробам. Поднимаем выше ногу. Проложи другим дорогу. Шли мы, шли, В снежный лес пришли. Дидактическая игра «кого не стало?». Цель: развивать слуховое внимание в распознавании пения зимующих птиц (синица, сорока, дятел, снегирь). Зимний лес стоит печальный. Кто под снегом спрятал тайны? Почему река молчит? Птичья песня, чья звучит? Осторожно в лес входите, Тайны леса не будите. -Ребята, вы слышите? Какие птицы поют нам свою песенку? Внимательно послушаем и угадаем. Дидактическая игра «Кого не стало». Цель: развитие внимание и памяти - Ребята, посмотрите кто прилетел на ветку и пел нам свои красивые песни? - Синица Снегирь Дятел -Какие мы молодцы, давайте похлопаем себе. -Ребята, мы с вами так громко хлопали, что спугнули одну из птиц. - Посмотрите, какая птица улетела? -Правильно, ребята! Молодцы! -предлагаю вам закрыть сейчас глаза! Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. -посмотрите, кажется опять какая- то из птиц улетела. Ребята, какая птица улетела? Молодцы! А если мы сейчас закроем глаза, интересно улетит ли птица? - Попробуем закрыть глаза? Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. -Ну что ребята? Все птицы на месте или кто-то улетел? Раз, два, три, четыре, пять Будем птиц сейчас считать. Дидактическая игра «Сколько птиц?». Цель: продолжать развивать умение соотносить количество с предметом. -ребята, подскажите, кто на ветке у нас остался? (дятел) Давайте, посчитаем? - один дятел (повторяем все вместе, затем спрашиваем по одному) и т.д. Молодцы! | Выполняют движения. Внимательно слушают, угадывают птиц по их пению. Дети повторяют название птиц глаголы. Радуются выполненному заданию
Соотносят существительное с числительным | Смена статической позы на динамическую. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие познавательного интереса. Развитие творческого воображения в процессе двигательной деятельности. Развитие слухового восприятия. Закрепление знаний о зимующих птицах, особенностях их пения. Формирование умения наблюдать, правильно произносить числительные, Тренировка памяти.
Развитие умения обобщать. Развитие зрительного восприятия. Закрепление умений понимать вопрос «сколько?», соотносить существительное с числительным. |
3 этап Затруднение в ситуации | Беседа - Ребята, а чем же питаются птицы в лесу? - Правильно, синица и дятел питаются семенами шишек. Зимой в лесу очень много хвойных деревьев, поэтому этим птицам есть корм. - А чем же питается снегирь? Почему он просил у нас помощи? | Называют: шишки, ягоды. | Закрепление знаний об особенностях питания птиц зимой. Тренировка памяти. Проявление желания решить проблему. |
4 этап Открытие нового знания | -Хочу открыть вам секрет, что снегири очень любят полакомиться рябиной. Физминутка «Снегири». Раз, два, три, Раз, два, три, Налетели снегири На мою рябину. Ягод половину С аппетитом съели: Вкусно в самом деле… Беседа - Посмотрите, в лесу не осталось ни одной ягодки рябины, ветви пустые. - Что же делать? Неужели снегири останутся голодными и погибнут? - Мы сможем им подготовить угощение? | Играют. Соотносят движения со словами. Проявляют желание помочь снегирям. | Смена статической позы на динамическую. Снятие психоэмоционального напряжения. |
5 этап Включение нового в систему знаний | - Из чего мы можем сделать ягоды рябины? - Предлагаю вам сейчас размять наши пальчики, чтобы у нас получилось слепить красивые ягодки. Пальчиковая гимнастика «Снегири». Вот на ветках посмотри, В красных майках снегири. Распустили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят, вертят, Улететь они хотят. Кыш! Кыш! Улетели! Продуктивная деятельность «Лепка ягод рябины». - Чтобы слепить ягоды рябины, мы должны вспомнить, какой она формы (круглой). Учитель-дефектолог показывает, как правильно слепить шарики, напоминает о том, что ягодки маленькие. | Правильно выполняют движения пальцев. Дети лепят ягоды рябины. В конце деятельности прикрепляют ягоды на ветку рябины. | Развитие мелкой моторики. Проявление желания заботиться о птицах. |
6 этап Осмысление | -Молодцы ребята, много ягод вы сделали для снегирей, теперь прикрепим на веточку, у нас получится целая гроздь рябины. - Теперь у снегирей много корма и они не погибнут от голода. - В лесу зимой здорово, но теперь нам пора возвращаться в детский сад. Логоритмическое упражнение «Мы шагаем по сугробам». Мы шагаем по сугробам, По сугроба, по сугробам. Поднимаем выше ногу Проложи другим дорогу Шли мы шли, И в детский сад пришли. | Оценивают результаты своей деятельности. Выполняют движения за учителем-дефектологом под музыку. | Проявляют удовлетворение от оказанной помощи снегирям. Смена статической позы на динамическую. Снятие психоэмоционального напряжения. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по развитию речи детей средней группы " Путешествие по сказке "Рукавичка"
Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста...
Технологическая карта по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Дети играют в кубики"
НОД по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Дети играют в кубики".Образовательная область: Социально -коммуникативное развитие.Цель: Рассказ по картине «Дети игра...
Технологическая карта по развитию речи для детей старшей возрастной группы «Широкая масленица»
Цели знакомить детей с традициями и обычаями русского народа, сформировать знания детей о русском народном празднике «Масленица»ЗадачиОбразовательные:- Расширять знания детей о народн...
Конспект (Технологическая карта) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
В данном конспекте дети учатся составлять звуковой анализ слова «дом» и «дым». Осваивают действия звукового анализа слов, сравнивают слова по звуковому составу. А также знакомя...
Технологическая карта по развитию речи в младшей группе "Рассматривание сюжетных картины «Дети играют». Дидактическое упражнение на звукопроизношение дидактическая игра «Что изменилось»"
Цель: Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение з...
Технологическая карта по развитию речи детей дошкольного возраста
Технологическая карта по развитию речи детей дошкольного возрастаСредняя группа, 4-5 лет....