Индивидуальный образовательный маршрут.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Околот Анастасия Владимировна

Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя:

Пояснительную записку.

По заключению ТПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.

АОП для ребенка составлена на 1 год обучения с опорой на адаптированную образовательную программу дошкольного учреждения (с учетом программы «Воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития», под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой). 

Целевой раздел.

1. Организация образовательной деятельности. 

2. Содержательный раздел (таблица с оценкой динамики)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obraz_marshrut.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут.

Пояснительная записка.

По заключению ТПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.

АОП для ребенка составлена на 1 год обучения с опорой на адаптированную образовательную программу дошкольного учреждения (с учетом программы «Воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития», под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой).

  1. Целевой раздел.

Организация образовательной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие:

- учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка);

-учить откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях;

-учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;

- формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней;

- формировать потребность эмоционально – личностного контакта со взрослым;

- учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;

- учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.

- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться);

-учить узнавать себя в зеркале, на фотографии.

Формирование игровой деятельности:

Обучение игре

- учить брать и ставить предметы на место;

- учить использовать игрушки по функциональному назначению;

- учить выполнять знакомые действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать, разгружать машину, катать коляску, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики);

- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;

- продолжать учить не совершать деструктивные действия с игрушками.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:

- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;

- учить снимать и вешать на место своё полотенце;

- учить застёгивать большие пуговицы;

- учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью;

- учить развешивать вещи на стульчик;

- учить пользоваться салфеткой;

- учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи;

- учить проситься в туалет, указывая жестом;

 

Физическое развитие (физическое здоровье):

- учить выполнять элементарные движения и действия по подражанию, с помощью педагога;

- обучать элементарным правилам подвижных игр;

- учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом;

- учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом;

- учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога;

- учить ползать по гимнастической скамейке, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;

- учить ходить и бегать стайкой за педагогом.

Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание:

- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»);

- учить соотносить предметы с их изображением;

- учить сличать парные предметы и картинки;

- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);

- учить сличать геометрические фигуры;

- учить выбирать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

- учить различать объёмные формы – кубик, шар;

- знакомить с названиями цветов (красный, жёлтый);

- учить сличать основные цвета и некоторые оттенки;

- учить складывать разрезную предметную картинку из 5- 6 частей;

- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);

- учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).

Формирование мышления:

- формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»);

- учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;

- учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач.

Формирование количественных представлений:

- учить составлять группы из одинаковых предметов;

- учить выделять один и много предметов из группы;

- учить соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев.

Ознакомление с окружающим:

- знакомить с животными и частями их тела (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт);

- учить узнавать отдельные фрукты и овощи;

- учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду.

- знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды;

- учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе.

Развитие ручной и мелкой моторики:

- учить нанизывать на шнурок крупные бусины;

- учить выполнять действия с крупной шнуровкой;

- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого;

- учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим);

- учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги;

- учить откручивать детали игрушек, конструктора;

- учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд.

Речевое развитие:

 - учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции (дай, сиди, возьми, на...);

- учить выполнять простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых стихотворений, потешек;

- учить слушать адаптированные тексты, рассматривать иллюстрации к ним, узнавать и показывать знакомых героев;

- учить воспроизводить некоторые знакомые звукоподражания и слова («гав», «дай», «на»).

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка:

- учить сидеть за столом в процессе выполнения работы;

- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом;

- учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога;

- учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом.

 Аппликация:

- учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;

- учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку);

- учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога.

Рисование:

- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок;

- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);

- учить подбирать цвет краски в соответствии с цветом контура предмета.

Конструирование:

- учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по подражанию педагогу;

- учить выкладывать из счётных палочек простые изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка).

- учить собирать макси-пазлы из 25 частей.

 Развитие музыкально-ритмических навыков:

- учить выполнять движения под музыку сопряжено со взрослым, а затем по показу;  

- учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием;

- развивать микромоторику пальцев рук;

- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан);

- вовлекать в хороводные игры с детьми.

- учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;

- закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, носки, шапку, штаны), обувь;

 

II. Содержательный раздел

         

В начале года

В середине года

В конце года

Социально-коммуникативное развитие

Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на лаковое обращение знакомого взрослого.

Давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции.

Давать положительный эмоциональный отклик на проявление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки).

Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении.

Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым:

- принимать помощь взрослого,

- разрешать дотрагиваться до своих рук,

- принимать поглаживание по голове.

Выполнять со взрослыми совместное действия (мытье рук, пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.)

Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней.

Прослеживать перемещение игрушки по горизонтали на расстояние до 30 см.

Прослеживать перемещение игрушки по вертикали на расстояние до 30 см.

Откликаться на свое имя.

Называть свое имя.

Узнавать себя в зеркале.

Узнавать себя на индивидуальной фотографии.

Положительно реагировать на приход в группу воспитателя и взаимодействовать с ним.

Положительно реагировать на одного из сверстников (друга, подругу), выделять его среди других детей.

Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта.

Выполнять предметно-бытовые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения.

Выполнять по речевой инструкции и 3-4 элементарных действия игрушками.

Обучение игре.

Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними.

Выполнять-предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим.

Не совершать неадекватные действия с куклой и машиной.

Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле.

По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия – кормить куклу, катать в коляске.

Нагружать в машинку игрушки, перевозить их.

Культурно-гигиенические навыки.

Проситься на горшок

Самостоятельно спускать штанишки и садиться на горшок.

Не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами.

Мыть руки.

Пользоваться своим полотенцем.

Самостоятельно вытирать руки.

Вытирать рот и руки салфеткой.

Не выходить из-за стола, не окончив еды.

Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место.

Пользоваться помощью взрослого.

Благодарить за оказанную помощь.

Речевое развитие.

Пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки.

Проявлять интерес к окружающим:

- людям.

Рассказывать об окружающем.

Слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых:

- рассказам

- стихам

- потешкам

- песенкам

Воспроизводить знакомые звукоподражания

Отвечать на простые вопросы:

- о себе

- о ближайшем окружении.

Познавательное развитие.

Сенсорное развитие.

Различать свойства и качества предметов:

- мокрый – сухой

- большой – маленький

- сладкий – горький

- горячий – холодный

Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов:

- большой – маленький

- горячий – холодный

- кубик – шарик

Дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из трех).

Конструирование.

Положительно относится к процессу и результатам конструирования

Узнавать и называть знакомые постройки и конструкции

Создавать простейшие постройки и конструкции

Создавать простейшие постройки из строительного материала

Создавать простейшие постройки из палочек

Проявлять интерес к выполнению коллективных построек

Совместной игре с ними

Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе

Играть, используя знакомые постройки.

Ознакомление с окружающим.

Называть свое имя

Отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»

Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос: «Покажи, чем ты ходишь?», «Покажи, чем смотришь?», «Чем ты слушаешь?»

Показывать или называть отдельные предметы

- одежды

- посуды

- игрушки

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

Активно реагировать на предложение взрослого полепить.

Соотносить лепные поделки с реальными предметами.

Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы и прямыми движениями (колбаску, баранку).

Раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями (колобок).

Положительно относиться к результатам своей работы.

Аппликация

Наклеивать заготовку

Соотносить аппликацию с реальными объектами

Положительно относиться к результату своей работы.

Рисование

Изображать знакомые предметы

Обследовать предмет перед рисованием

Обводить по контуру

Проводить прямые линии

Проводить прерывистые линии

Проводить волнистые линии

Проводить закругленные линии различными изобразительными средствами

Соотносить рисунки с реальными объектами, называть их.

Положительно относиться к результату своей работы.

Музыкальное воспитание

Различать знакомые музыкальные воспроизведения

Прислушиваться к словам песен

Подпевать отдельные слова и слоги песен

Выполнять простейшие танцевальные движения под музыку

Сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности.

Участвовать в коллективной досуговой деятельности.

Физическое развитие

Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.

Тихо входить в спортивный зал и строится в шеренгу, ориентируясь на опору – стену, веревку, ленту, палку.

Выполнять движения по подражанию взрослому.

Бросать мяч по мишени.

Ходить друг за другом, держать за веревку рукой.

Ходить по дорожке и следам.

Спрыгивать с доски.

Ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске

Проползать под веревкой

Проползать под скамейкой

Критерии оценивания:

+

выполняет

!

с помощью педагога

___

не выполняет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....