Консультация для педагогов "Формирование просодической стороны речиу детей дошкольного возраста с дизартрией"
консультация по коррекционной педагогике
Формирование просодической стороны речиу детей дошкольного возраста с дизартрией
Подготовила: учитель- дефектолог, логопед
Баранова Е.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_vosp.prosodikamicrosoft_office_word.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Формирование
просодической стороны речи
у детей дошкольного возраста с дизартрией
Подготовила: учитель- дефектолог, логопед
Баранова Е.П.
В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.
В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции дизартрии, нет ни одной методики направленной на формирование просодической стороны речи. В существующих методиках по коррекции дизартрии, исследования имеют фрагментарный характер, который не уделяет средствам должного внимания.
В программе обучения дошкольников Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, логопедическая работа направлена на коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, расширение словарного запаса и т.д. Но в ней не выделено раздела посвященного формированию просодической стороны речи.
В настоящей время поднимается проблема формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Основные компоненты просодической стороны речи.
Рассмотрев структурные компоненты просодической стороны речи, мы все же остановимся на тех компонентах, особенности которых целесообразно рассмотреть у детей 5-6 лет на первом году обучения, а именно: речевое дыхание; темпо-ритмическая организация речи; интонация; голосовые модуляции (сила и высота голоса); тембр речи.
Выделенные нами структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:
- речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;
- речевой выдох ослаблен;
- речь монотонна, маловыразительна;
- темп речи замедленный или ускоренный;
- ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
- голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;
- голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
- тембр чаще низкий;
Для того, чтобы выявить степень сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией, можно воспользоваться методиками Е.Ф Архиповой, которые подобраны с учетом онтогенетического принципа, структуры дефекта и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Воздействовать на формирование просодических компонентов речи предлагаю при помощи комплекса упражнений логопедической ритмики. Который, направлен на обучение и воспитание детей дошкольного возраста с дизартрией, посредством движения, слова и музыки, а так же на преодоление выделенных особенностей просодики у детей дошкольного возраста.
Логоритмические упражнения должны проводиться на разных этапах занятий: перед началом занятий, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре, а также включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Эта работа не должна заканчиваться даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там эту работу продолжают родители, следуя рекомендациям логопеда.
Традиционную утреннюю гимнастику целесообразно заменить занятием продолжительностью 10-15 мин, включающим в себя элементы логопедической ритмики, что послужит в свою очередь базой для проведения логоритмических занятий.
Содержание занятия должно быть напрямую связано с изучаемой лексической темой, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.
Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Бабушкиной Р.Л., Власовой Т.М., Емельяновой Л.Ф., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В., Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптировали приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.
Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.
Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
1 этап | 2 этап | 3 этап |
Подготовительный | Основной | Заключительный |
1. Работа над речевым дыханием. | 1. Формирование общих представлений об интонации. | 1. Работа над интонацией повествовательного предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста
Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста...
Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....
ПРОЕКТ: «Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий »
Данный проект расчитан на один год индивидуальных коррекционных занятий в старшей или подготовительной к школе группе....
Формирование семантической стороны речи детей дошкольного возраста.
Формирование семантической стороны речи детей дошкольного возраста....
Теоретические основы развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста
К. Д. Ушинский ввёл звуковой анализ как средство познания звуковой стороны языка и ознакомления со звуковым значением букв, складыванием слов, следующего за разложением на звуки, поэтому его считают р...
Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста. Реферат
Цель исследования: изучить и теоретически обосновать систему работы по развитию фонематической стороны речи детей дошкольного возраста.Объект исследования: процесс развития фонематической стороны речи...