Культурная Образовательная практика "Волшебные комочки"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Попова Елена Михайловна, воспитатель МБДОУ№9
КОП «Волшебные комочки» Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста.
Период работы над темой: 2019-2020 учебный год.
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2020г.
Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, держать предметы, передавать предметы из рук в руки, выполнять задачи требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой плохо держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, с трудом собирают рассыпавшиеся мелкие детали конструктора, мозаики. У детей недостаточная координация движения рук, кисти рук не гибкие, скованность движений, слабый нажим, не (уверенные линии). Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, через мерно замедленны или, напротив, импульсивны На занятии по продуктивным видам деятельности часто наблюдаются у таких детей отказ от деятельности. Несовершенство тонкой(мелкой) моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания. Ведь в быту ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит качество его жизни. Таким образом, можно сказать, что развитие мелкой моторики детей можно назвать приоритетным и имеет важное значение. Работа с бумажными комочками позволяет ребенку научиться выполнять точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных речевых центров головного мозга, что очень важно для детей с нарушением интеллекта.
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать координацию и точность движений руки и глаза;
- развивать мелкую моторику пальцев, гибкость рук;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Этапы проработки материала:
- Изучение литературы по теме.
- Учет индивидуальных и психофизических особенностей ребенка.
- Разработка наглядного материала.
- Работа с родителями:
- помощь родителей в обеспечении реализации программы;
- организация выставок;
- презентация работы в виде газеты;
- участие в конкурсах;
- оформление фотоальбома с детскими работами.
Формы и методы проведения:
- Совместная деятельность педагога с детьми.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Консультативная работа с родителями.
Методы:
Словесный - комментирование собственных действий и детей, пояснение, поощрение.
Наглядный - рассматривание заготовок - картинок, показ действий;
Практический –присоединение деталей салфеток к основе;
Приемы:
- индивидуальный темп работы и нагрузка для ребенка;
- индивидуальный объем предлагаемых заданий;
- использование сопряженных действий с педагогом;
-дозированная помощь;
- организация самостоятельной деятельности.
Коррекционную работу по развитию мелкой моторики рук у дошкольников я проводила с использованием нетрадиционной технике по аппликации (скрученные в комочки салфетки ) - это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Для того чтобы моя работа была более эффективной и продуктивной (закрепление знаний), мне потребовались мои помощники - родители, для которых я провела родительское собрание в котором говорилось о важности развития мелкой моторики у детей и провела мастер – класс с родителями по изготовлению комочков из цветных салфеток. Родители меня поддержали и активно включились в наше совместное творчество( приобрели двустронний скотч, цветные салфетки, в домашних условиях накрутили салфеток – заготовок , кто- то вместе с детьми), я подготовила шаблоны и с сентября наш проект начал действовать. Деятельность проводилась индивидуально после дневного сна, в спокойной обстановке, под спокойную музыку(песни и мелодии которые позволили сосредоточить внимание детей )я показывала ребенку разные шаблоны, а ребенок самостоятельно выбирал шаблон на выбор. Совместно с воспитанником я помогала (а кто- то и самостоятельно) приготовить ребенку рабочее место (положить коврик на стол, приготовить салфетки по цвету). Дети с удовольствием работали с бумагой, потому что она легко поддавалась обработке(скручивание ее в комок ,кто мог скатывать, прикреплялась к липкой основе). Необычное сочетание материалов(липкая лента) по которой дети проводили пальчиком и играли с ней(липкое или нет), что пробуждало у ребенка чувство радости и положительный настрой на дальнейшее сотрудничество ребенка с педагогом. Простая техника исполнения ( взять один комочек и присоединить его к картонной основе) позволила детям быстро достичь желаемого результата, что очень важно чтобы ребенок не смог устать и не потерять интерес к своей деятельности. Изготавливали поделки к праздника, участвовали в выставках, изготавливали подарки для родителей, украшали ёлочку, участвовали в конкурсах.
Для лучшего результата по развитию мелкой моторики рук у дошкольников коррекционную работу проводила регулярно в разных видах деятельности. Проводила физкультминутки под аудиозапись, простые пальчиковые игры со стихами с поочередным загибанием пальцев на руке от мизинца до большого пальца,(этот пальчик дедушка),учила водить указательным пальцем правой руки круговые движения по ладони левой руки(Сорока- Белобока) учила сжимать и разжимать кулаки. Массаж ладоней проводила с помощью массажных мячиков, шишек. Использовала пальчиковый театр, дидактические игры, в нетрадиционной технике рисования использовала штампы, ватные палочки, отпечатки пальцев. «Бусы для Маши» - нанизывали предметы на шнурок, играли с мелкими предметами в воде «Достань из воды по называнию» (от киндер яйца использовала фигурки животных и героев мультфильмом)
Главным показателем эффективности моей работы по развитию мелкой моторики стало:
- улучшилась мелкая моторика пальцев рук (захват предметов щепотью);
- улучшилась зрительно-двигательная координация;
-движения рук стали более координированными и более точными;
- научились доводить начатую работу до конца;
- улучшились элементарные навыки самообслуживания;
- улучшилось зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий педагога;
Я считаю, что такая положительная динамика моих воспитанников свидетельствует об эффективности реализованной мной ОП.
Наши работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия формирования единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья», воспитатель Свичкарь Надежда Николаевна
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы...
Организация единого культурно-образовательного и духовно-нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи и взрослого населения.
. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Детство – это уд...
Приказ СОИРО от 15.12.2014 г замучастие в рамках XX юбилейной международной научно-практической конференции «Взаимодействие образовательных организации и социальных институтов по развитию культурно-образовательного пространства региона»
Приказ СОИРО от 15.12.2014 г замучастие в рамках XX юбилейной международной научно-практической конференции «Взаимодействие образовательных организации и социальных институтов по развитию ...
Статья "«Систематизация опыта работы в ДОУ по парциальной культурно-образовательной программе «Кругозор». Диссеминация в ДОУ методов, техник и технологий музейной педагогики. Разработка и апробация части программы, формируемой участниками образовательных
В данной статье систематизируется опыт работы педагога по дополнительным общеразвивающим программам "Наш Кругозор" и "Сказка-календарь"....
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Комочек серых перышек, Веселый наш воробушек…»
Интегрированная образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности – ЗПР (5-7 лет)...
Методическая разработка культурной (культурно – образовательной) практики.«Занятие с применением нетрадиционной техники рисования (рисование ладошками)
В целом данная практика позволила проявить инициативу по выбору цвета. Рисования ладошками самый простой из видов рисования с маленькими детьми. Такая техника рисования даёт малышам ощущение непосредс...
Родительское собрание в старшей группе на тему: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ДОШКОЛЬНИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Родительское собрание в старшей группе на тему: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ДОШКОЛЬНИКАСАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»...