«Комплекс игр на основе приемов сказкотерапии для детей дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития»
картотека по коррекционной педагогике
Сказочный мир, в котором живут чудеса, волшебство, тайны, всегда притягивает детей. Ребенок с радостью и энтузиазмом погружается в фантазийный мир, активно действует в нем, преобразуя и создавая его самостоятельно. Для ребенка в этом мире все реально и по-настоящему. Нам, как специалистам эта деятельность очень нужна, важна и является, как целью, так и средством развития ребенка с ОВЗ. Игровая деятельность стимулирует компенсаторные процессы развития речевых и психических функций. Таким образом, включение элементов сказкотерапии в коррекционную работу, благотворно влияет на психоречевое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря сказкотерапии, в том числе, у детей формируется лексико-грамматический строй речи, обогащается словарь, развивается память, внимание, мышление, позитивная социализация и индивидуализация.
Обратимся к некоторым наиболее эффективным играм с элементами сказкотерапии, для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития:
- «Сказочные бусы»;
- «Какие сказки спрятались за геометрическими фигурами?»;
- «Теремок»;
- «Удивительные палочки»;
- «Волшебные пробки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkaterapiya.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учителя-дефектолога Малых А.А. по теме:
«Комплекс игр с элементами сказкотерапии для детей дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития»
Сказочный мир, в котором живут чудеса, волшебство, тайны, всегда притягивает детей. Ребенок с радостью и энтузиазмом погружается в фантазийный мир, активно действует в нем, преобразуя и создавая его самостоятельно. Для ребенка в этом мире все реально и по-настоящему. Нам, как специалистам эта деятельность очень нужна, важна и является, как целью, так и средством развития ребенка с ОВЗ. Игровая деятельность стимулирует компенсаторные процессы развития речевых и психических функций. Таким образом, включение элементов сказкотерапии в коррекционную работу, благотворно влияет на психоречевое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря сказкотерапии, в том числе, у детей формируется лексико-грамматический строй речи, обогащается словарь, развивается память, внимание, мышление, позитивная социализация и индивидуализация.
Обратимся к некоторым наиболее эффективным играм с элементами сказкотерапии, для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития:
- «Сказочные бусы»;
- «Какие сказки спрятались за геометрическими фигурами?»;
- «Теремок»;
- «Удивительные палочки»;
- «Волшебные пробки».
1.Игра «Сказочные бусы» (для детей 5-7 лет).
Цель игры: Создать условия для развития логического мышления, творческого воображения.
Задачи игры:
- продолжать формировать умение детей последовательно передавать содержание литературного произведения;
- развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес, мелкую моторику рук;
- развивать связную речь, упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей, в употреблении разных типов предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;
- воспитывать любовь и интерес к художественной литературе, нравственно-эстетическое отношение к персонажам литературного произведения.
Материал: бусины (пластиковые пробки) с наклеенными сказочными героями, шнурки для нанизывания бусин, иллюстрации к сказкам «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».
Ход игры: Детям предлагается собрать сказочные бусы из бусинок (пластиковых пробок) на шнурок по сказкам («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»). В каждой бусине (пробке) 2 отверстия в боковых гранях. Бусины нанизываются по одной. Объяснить, что бусы на шнурке должны располагаться по сюжету сказки. Например, в сказке «Колобок» ребенок нанизывает бусину с изображением дедушки, бабушки, колобка, затем зайца, волка, медведя и лисы. После того как ребенок соберет все бусы, предложить рассказать сказку, описать героев, рассказать свою сказку, изменив последовательность раскладывания героев. Аналогично собираются бусы по сказкам «Теремок»: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь и «Заюшкина избушка»: заяц, лиса, собака, волк, медведь, петух (приложение №1).
2. Игра «Какие сказки спрятались за геометрическими фигурами?»
(для детей 6-7 лет).
Цель игры: Обобщать полученные ранее знания о сказочных персонажах, геометрических фигурах.
Задачи игры:
- способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
- развивать умение соотносить количество и цвет геометрических фигур с определенным сказочным героем;
- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Материал: иллюстрации к сказкам, карточки с разноцветными геометрическими фигурами.
Ход игры: На листе бумаги нарисованы разноцветные геометрические фигуры. За каждой фигурой спрятался определенный сказочный персонаж. Необходимо понять, кто спрятался, и сказать, как называется эта сказка, соотнося количество и цвет геометрических фигур с определенным сказочным героем. Например, один оранжевый треугольник – это лиса, а один серый прямоугольник – это журавль из сказки «Лиса и журавль». На карточках наклеены следующие фигуры:
- большой серый круг и семь маленьких треугольников («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»);
- три одинаковых прямоугольника разных размеров: большой, средний, маленький («Три медведя»);
- оранжевый треугольник и серый прямоугольник («Лиса и журавль», «Иван-царевич и серый волк»);
- 12 фигур одинаковой формы: 3 красных, 3 желтых, 3 голубых, 3 светло-зеленых круга («12 месяцев»);
- 7 кружков разного цвета («Цветик - семицветик») - (приложение №2).
3. Игра «Теремок» (для детей 5-7 лет).
Цель: Развивать речевую активность детей.
Задачи:
-совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными, глаголами и числительными;
-развивать связное речевое высказывание;
-развивать восприятие, внимание, мышление;
Материал: предметные картинки сказочных героев, изображение теремка, буквы, звуковые схемы.
Первый вариант игры «Вспомни сказку» (для детей 5-7 лет).
Цель: Развивать связную речь, упражнять в употреблении порядковых числительных.
Материал: предметные картинки сказочных героев, совпадающие с размером окошек теремка, изображение теремка.
Ход игры:
Педагог показывает предметные картинки героев сказки «Теремок».
- Угадай, из какой сказки пришли герои?
- Расставь героев сказки в теремке и расскажи эту сказку (самостоятельно или с помощью педагога). Дети накладывают на изображение теремка изображения сказочных героев.
- Кто первым нашёл теремок? Кто пришел вторым? Третьим? Четвертым? Пятым? Кто пришел последним и сломал теремок?
4. Игра «Удивительные палочки» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать умение соединять палочки для составления плоскостного предмета, опираясь на сюжет той или иной сказки.
Задачи игры:
- Развивать пространственное мышление, логику, воображение;
- Развивать концентрацию внимания, мелкую моторику, чувство цвета.
Материал: разноцветные деревянные палочки с наклеенной лентой-липучкой на концах, изображения сказочных героев.
Ход игры:
Ребенку предлагают выложить сказочные предметы или сказочных героев из деревянных разноцветных палочек с наклеенной контактной лентой (липучкой). Приклеенная лента помогает скрепить концы палочек в целостную фигуру. Примеры построения сказочных картинок: теремок, домики трех поросят, мельница из сказки «Кот в сапогах», репка, золотая рыбка, яблонька из сказки «Гуси-лебеди». Также из палочек можно выполнить:
- Построение лестниц, колодцев, железных дорог, дорожек с соблюдением ритма.
- Выкладывание из палочек первых и последних букв слов, обозначающих имена сказочных героев.
5. Игра «Волшебные пробки» (для детей 5-7 лет).
Цель: Развивать зрительно-моторную координацию, коммуникативные навыки, умение строить композицию по сюжету сказок («Теремок», «Аленький цветочек»).
Задачи игры:
-Развивать умение соотносить цвет предметов с цветом фона изображения;
- Формировать умение ориентироваться на плоскости листа;
- Закреплять навыки счета в пределах 10, 20;
- Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление.
Материал: разноцветные пластмассовые пробки с наклеенными изнутри цифрами, игральный кубик (2-3), карточки с изображениями цветка, теремка в цвете и с написанными цифрами.
С пластмассовыми крышками от бутылок можно устроить целую серию полезных и интересных математических игр с использованием сказочных сюжетов.
Первый вариант игры (для детей 5-6 лет).
Цель: Развивать умение соотносить цвет предметов с цветом фона изображения; формировать умение ориентироваться на плоскости листа.
Материал: разноцветные пластмассовые пробки с наклеенными изнутри цифрами, карточки с изображениями цветка, теремка в цвете и с написанными цифрами.
Ход игры:
Дети ставят разноцветные крышки на кружки с определенным цветом на карточках (теремок, аленький цветочек) или ставят крышки с цифрами на кружки с соответствующими цифрами на карточке (цветок, домик).
Второй вариант игры (для детей 6-7 лет).
Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости листа; закреплять навыки счета в пределах 10, 20;
Материал: разноцветные пластмассовые пробки с наклеенными изнутри цифрами, игральный кубик (2-3), карточки с изображениями цветка, теремка в цвете и с написанными цифрами.
Ход игры:
Детям предлагается использовать один или два игральных кубика. Дети бросают кубик, считают количество выпавших точек, выбирают полученное число, ставят соответствующую крышку на кружок с цифрой. Игра продолжается, пока весь рисунок не будет заполнен крышками. С последними цифрами придется постараться, дожидаясь, пока они выпадут, но это и хорошо, пусть ребенок тренирует навыки простого счета и понимание, что одно число можно составить из разных цифр. Можно упростить игру, убрав один кубик, или, напротив, усложнить её, добавив третий.
Сказочная форма игр способствует речевому развитию детей, развивает мышление, фантазию, воображение, формирует нормы поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми, развивает самосознание, способствует становлению собственной личности ребенка среди других людей, развивает социальные навыки в обращении с предметным миром.
Полученные результаты и предложенные игры могут быть использованы воспитателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, родителями как средство развития психических и эмоциональных процессов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети с диагнозом ЗПР.Кто они? Типы задержки психического развития.
Статья для родителей и педагогов....
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА К 8 МАРТА «Как медвежонок маму искал» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 -6 ЛЕТ (СТАРШАЯ ГРУППА) С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА К 8 МАРТА«Как медвежонок маму искал»ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 -6 ЛЕТ (СТАРШАЯ ГРУППА) С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДействующие лица: Взрослые: ВедущийДети: Медвежонок, Заяц, Зайчонок, Ли...
Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "А" для детей для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "А" для детей для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития...
Проект на тему: «Как жили наши предки» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития (ЗПР).
Актуальность организации педагогами проекта «Как жили наши предки», обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают...
Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»
Паспорт проекта Название проекта«Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»...
Методическая разработка_«Театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ( задержка психического развития)»
Методическая разработка...
Адаптированная основная общеобразовательная программа в группе комбинированной направленности для детей от 5 до 6 лет с задержкой психического развития «Сказка» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш» на
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в Учреждении и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их...