Мифы о том, почему ребёнок не разговаривает.
статья по коррекционной педагогике
Родители отлично понимают, что такое речевое развитие, поскольку всегда внимательно следят за появлением у малышей слов и фраз. Но некоторые взрослые неправильно представляют себе этапы развития речи у ребенка и способы, позволяющие устранить проблемы. Всё чаще приходится встречать родителей, слишком оптимистично оценивающих ситуацию и бездействующих.
Чтобы этого не происходило, я собрала несколько мифов о речевом развитии ребенка и почему не надо им верить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mify_o_tom_pochemu_rebyonok_ne_govorit.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему мы теряем драгоценное время ребёнка?
Родители отлично понимают, что такое речевое развитие, поскольку всегда внимательно следят за появлением у малышей слов и фраз. Но некоторые взрослые неправильно представляют себе этапы развития речи у ребенка и способы, позволяющие устранить проблемы. Всё чаще приходится встречать родителей, слишком оптимистично оценивающих ситуацию и бездействующих.
Чтобы этого не происходило, я собрала несколько мифов о речевом развитии ребенка и почему не надо им верить.
Мифы о речевом развитии:
Миф 1. Пойдёт в детский сад - заговорит.
Некоторые родители уповают на детский сад: дескать, в коллективе кроха быстрее освоит родной язык. Какая-то доля правды в этом есть — оказавшись среди более говорливых сверстников, малыши учатся у них. Но следует учесть, что игры у детей в раннем возрасте в основном предметные, т.е. дети манипулируют игрушками, играют в сенсорные игры (мозаика, кубики, игры-вкладыши, пирамидки) и подвижные игры, которые не предполагают речевого общения между малышами. Соответственно разговаривать детям со сверстниками пока не о чем, тем более, если собеседник молчит. В дальнейшем сверстники таких молчунов перестают брать в совместные игры. А логопед в детском саду занимается с детьми старшего дошкольного возраста. Поэтому, советуем при подготовке ребёнка к саду, позаботиться и о том, что б он смог попросить у взрослого о помощи и смог озвучить свои желания и нежелания тоже.
Миф 2. До школы всё равно заговорит, в школе все разговаривают.
Так рассуждают родители, которые никогда небыли в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
За речь отвечают определённые отделы коры головного мозга. Согласно материалам Московского института мозга, наиболее бурное увеличение территории вторичных и третичных зон коры отмечается в возрасте 2-3 лет, наиболее сложные лобные области созревают окончательно к 6-7 годам. То есть сенситивный период развития (период активного развития) речи ребёнка от 0 до 6 лет жизни. Из них более активное, лавинообразное развитие речи происходит в возрасте 2-3 лет. Поэтому, чем дольше вы ждёте, когда заговорит ваш ребёнок, тем дольше продлится коррекционный период.
Так же есть вероятность, что ребёнок не сможет осуществлять полноценную коммуникацию с окружающими никогда.
Миф 3. Мой ребёнок пошел в папу, он тоже долго не разговаривал.
По наследству может передаться темперамент или какие-то особенности нервной системы. Речь это высшая психическая функция, которая по наследству не передаётся. Речь – это вершина развития ребёнка, результат слаженной работы нескольких отделов коры головного мозга. И если Вы видите, что речь малыша не соответствует возрастным нормам, значит нужно незамедлительно обратиться к специалисту.
Возможно, ребёнок не говорит, потому что не понимает вас, то есть нарушено понимание речи при сохранном физическом слухе. В этом случае вам следует обратиться в первую очередь к сурдологу, что б проверить физический слух, а если слух в норме, к логопеду.
Миф 4. Мальчики всегда начинают разговаривать позже, чем девочки.
Всё верно, сроки развитие мальчиков и девочек немного отличается, но отличаются они в этом возрасте на недели, а не на месяцы и годы. Этот миф сформировалось из-за того, что дети с речевыми нарушениями примерно в 80% случаев мальчики. Но такая статистика связана не с темпами развития, а скорей с особенностями развития головного мозга.
Миф 5. Он просто ленится разговаривать.
Умение коммуницировать со взрослыми очень облегчает жизнь ребёнку, поэтому это не тот навык, овладев которым ребёнок будет лениться. Ведь ребёнок не ленится ползать, ходить, бегать, хотя этот навык требует более сильного физического напряжения.
Причиной отсутствия речи может быть, например, нарушение или полное отсутствие физического слуха. Поэтому, советуем обратиться к сурдологу.
Миф 6. У ребёнка «уздечка» короткая, а подрезать, сказали ещё рано.
Короткая подъязычная связка несомненно влияет на речь, но лишь только на её звуковую сторону, т.е. на чистое звукопроизношение. Так же короткая подъязычная связка влияет на полноценное жевание и формирование правильного зубного ряда. Но! На умение говорить в целом, то есть на возможность произносить слова, словарный запас и связную речь, она не влияет ни как. Обратитесь к логопеду для того, что б он помог определить настоящую причину молчания малыша.
Миф 7. Нам сказали, нужно обращаться к логопеду после 5 лет, раньше бесполезно.
Согласна, если у трёхлетки нет звука Р, то это уже и не миф, а правда. У каждого звука, в соответствии с онтогенезом, есть свои сроки становления, и к 3 годам органы артикуляции могут быть не готовы к произнесению того или иного звука. Но в случае грубого нарушения речи или отсутствия её – ни в коем случае ждать до 5 лет нельзя. Необходимо внимательно следить за развитием малыша, и, если оно вызывает опасения, искать логопеда для систематических занятий, даже если крохе 1.5-2 года. Если вдруг специалист сказал что, вы пришли рано, значит, он просто не работает с детьми такого возраста, ищите другого.
Миф 8. Если развивать пальчики, появится речь сама.
Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка сильно преувеличено. Действительно, моторные и речевые зоны в коре больших полушарий мозга находятся рядом. Но связь мелкой моторики и речи лишь косвенная, а никак не прямая. Переоценка значимости игр на развитие мелкой моторики пальцев рук ведет к насильственному внедрению их в жизнь малыша. Развитие речи нельзя ускорить или замедлить с помощью (или при отсутствии) пальчиковой гимнастики. Мелкую моторику обязательно развивать нужно и полезно, это пригодится в школе для красивого письма, но считать такие игры панацеей при задержке речи не стоит.
Миф 9. Достаточно пройти лечение у невролога, и речь появится без логопедических занятий.
Конечно, если ваш малыш молчит, то на это есть причины. Хорошо если они социального характера (недостаток общения, билингвизм в семье, гаджеты и т.д), но если на это биологические причины, то без медикаментозной помощи не обойтись. Но медицинские препараты и физио процедуры бессильны в формировании речи без логопеда или дефектолога.
Уважаемые родители, помните задержка речи всегда имеет причину, которую должны обнаружить профессионалы, чтобы предложить Вам и ребенку необходимую помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Почему ребёнок не хочет идти в детский сад?» (о значении режима дня в жизни ребёнка)
Часто дети капризничают после выходных или после длительного отсутствия в детском саду (в связи с болезнью или с отпуском родителей). Особенно много капризов бывает в понедельник до обеда....
Ребёнок не разговаривает
Консультация для родителей...
Ребёнок не разговаривает.
Консультация для родителей....
Консультация для родителей "Почему ребенок не разговаривает в 2 года и что делать?"
Содержание• 1 Что должен уметь говорить ребенок в 2 года• 2 Как могут выглядеть серьезные нарушения со здоровьем у ребенка• 3 Как развивать речь ребенка в 2 годаo 3.1 Полезные советыo 3...
Статья "Почему дети плохо разговаривают: отсутствие общения и гаджеты".
Современные дети все хуже выговаривают слова. В своей статье я даю несколько советов о профилактике нарушения речи....
Консультация для педагогов по теме "Алалия. Почему ребенок не разговаривает?"
Алалия – это патологическое состояние, характеризующееся недоразвитием или полным отсутствием речи. Как правило, проблема возникает на фоне поражения определенных участков коры головного мозга, ...