Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике
Чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Утверждаю: Приказ № 140 «31» августа 2022г И.о.директора ______/Т.В.Гагарина / | Согласовано: Зам.директора по УВР:______________ /И.В.Вдовенкова / «31» августа 2022г. | Принята на педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2022г. | Рассмотрено: на заседании МО протокол №1 от «31» августа 2022г. руководитель МО: _________________ /Л.В. Мартыненкова/ |
Рабочая программа по учебному предмету
«Чтение»
для обучающихся
1 «Б» класса
на 2022/ 2023 учебный год
Программу составила:
Алферова Людмила Владимировна
учитель начальных классов
I категории
г. Смоленск
2022г
1. Пояснительная записка
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599;
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
- УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. №2080.
Чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Цель:
- привитие навыков учебной деятельности;
- формирование общеречевых навыков;
- развитие слухового, фонематического и зрительного восприятия;
- развитие устной речи.
Для достижения поставленных целей изучения обучения грамоте необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:
- формирование у учащихся интереса к языку и первоначальных языковых обобщений;
- развитие умений пользоваться речью как средством общения;
- отработка четкости произносительных навыков, необходимого словаря, точности построения структуры предложения, связности устного высказывания;
- обучение учащихся правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных для понимания текстов, обеспечение постепенного перехода на более совершенные способы чтения;
- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа по уточнению и развитию слухового восприятия ученика, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Программа адресована обучающимся 1«Б» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Содержание учебного предмета «Чтение» в 1 классе разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами: подготовка к усвоению грамоты, включающем развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхательную гимнастику и артикуляционные упражнения, работу над звукопроизношением, речевое развитие. Букварный период представлен разделом обучение грамоте
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4. Коррекция произвольного внимания.
5. Коррекция мышц мелкой моторики.
6. Развитие самостоятельности, аккуратности.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкина М.И. Букварь (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) .1 класс. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2017.
2. Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).- Просвещение, 2017.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования (вариант 1)
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать в слух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- оценка совместно с учителем результатов своих действий и действий одноклассников;
- умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;
- называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.
Планируемые предметные результаты на конец 1 класса:
Предметные результаты:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
|
|
Базовые учебные действия:
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться к людям.
Регулятивные:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные:
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
3. Содержание программного материала
1. Добукварный период (16ч.)
Привитие учащимся навыков учебной деятельности. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работе.Развитие устной речи учащихся. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Деление простого предложения на слова. Деление простых слов на слоги. Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м), различение их в словах.Уточнение и различение зрительного восприятия учащихся.
2. Букварный период (83ч.)
1 – й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
2 – й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
3 – й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и. з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
4 – й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих; твёрдых и мягких.
3. Устная речь
Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе). Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.). Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса. Повторение пройденного материала
4. Календарно-тематическое планирование
по чтению на 2022/2023 учебный год
1 «Б» класс
Учитель: Алферова Л.В. 3ч в неделю; 99ч за год
Количество часов: на первое полугодие на второе полугодие
Всего 45 ч., в неделю 3 ч. Всего 54 ч., в неделю 3 ч.
Учебник: Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкина М.И. Букварь (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).1 класс. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная литература: Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1. 1 дополнительный, 1 классы. М.: Просвещение, 2018. 544с.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов по плану | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
I четверть – 24 часа | ||||
1. | Выявление представлений детей о празднике школы 1 сентября. | 1 | 01.09 | |
2. | Различение неречевых звуков окружающей действительности. Сказка «Курочка Ряба». | 1 | 05.09 | |
3. | Выявление представлений детей о цвете предметов окружающей действительности. | 1 | 06.09 | |
4. | Выявление представлений детей о форме предмета. Закрепление понятия «слово». | 1 | 08.09 | |
5. | Закрепление понятия «форма предмета». Закрепление понятия слово. | 1 | 12.09 | |
6. | «Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию. | 1 | 13.09 | |
7. | Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и их детёныши» с последующим кодированием и «чтением». | 1 | 15.09 | |
8. | Знакомство с делением предложения, состоящего из трёх слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение». | 1 | 19.09 | |
9. | Составление и «запись» условно-графического изображения предложения из трёх слов. | 1 | 20.09 | |
10. | Деление слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов. | 1 | 22.09 | |
11. | Выделение в слове начального звука [а], фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | 1 | 26.09 | |
12. | Выделение слов, начинающихся со звука [у], их условно-графическое изображение | 1 | 27.09 | |
13. | Выделение в слове начального звука [м], фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | 1 | 29.09 | |
14. | Выделение в слове начального звука [с], фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | 1 | 03.10 | |
15. | Выделение слов, начинающихся со звука [с], их условно-графическое изображение. | 1 | 04.10 | |
16. | Составление по сказке «Заячья избушка» предложений из двух, трёх слов, их условно-графическая запись. | 1 | 06.10 | |
17. | Звук и буква А. | 1 | 10.10 | |
18. | Звук и буква У. | 1 | 11.10 | |
19. | Чтение звукоподражательных слогов ау, уа. | 1 | 13.10 | |
20. | Звук и буква М. | 1 | 17.10 | |
21. | Составление и чтение обратных слогов с буквой М. | 1 | 18.10 | |
22. | Составление и чтение обратных и прямых слогов. Закрепление пройденного материала. | 1 | 20.10 | |
23. | Звук и буква О | 1 | 24.10 | |
24. | Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, М м, Оо. | 1 | 25.10 | |
25. | Звук и буква X. Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами. Закрепление пройденного материала | 1 | 27.10 | |
II четверть – 21 час | ||||
26. | Звук и буква С. | 1 | 07.11 | |
27. | Чтение и сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов. Закрепление пройденного материала | 1 | 08.11 | |
28. | Звук и буква Нн | 1 | 10.11 | |
29. | Дифференциация звуков М и Н . Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами | 1 | 14.11 | |
30. | Звук и буква Ыы | 1 | 15.11 | |
31. | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденногоматериала. | 1 | 17.11 | |
32. | Звук и буква Лл. | 1 | 21.11 | |
33. | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. | 1 | 22.11 | |
34. | Звук и буква Bв. | 1 | 24.11 | |
35. | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. | 1 | 28.11 | |
36. | Звук и буква Ии | 1 | 29.11 | |
37. | Дифференциация звуков [ы] и [и]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами | 1 | 01.12 | |
38. | Звук и буква Шш | 1 | 05.12 | |
39. | Составление, чтение слогов, слов, предложений с буквой Шш . Закрепление пройденного материала. | 1 | 06.12 | |
40. | Дифференциация звуков [с] и [ш]. | 1 | 08.12 | |
41. | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. | 1 | 12.12 | |
42. | Звук и буква Пп | 1 | 13.12 | |
43. | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала | 1 | 15.12 | |
44. | Звук и буква Тт | 1 | 19.12 | |
45. 46. | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. | 2 | 20.12 22.12 | |
III четверть – 30 часов | ||||
47. | Звук и буква Кк. | 1 | 09.01 | |
48. | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. | 1 | 10.01 | |
49. | Звук и буква Зз. | 1 | 12.01 | |
50. | Дифференциация звуков [з] и [с]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | 1 | 16.01 | |
51. | Звук и буква Рр. | 1 | 17.01 | |
52. 53 | Дифференциация звуков [р] и [л]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | 2 | 19.01 23.01 | |
54. | Звук и буква Ий. | 1 | 24.01 | |
55. | Дифференциация звуков [и] и [й].6Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | 1 | 26.01 | |
56. | Звук и буква Жж. | 1 | 30.01 | |
57. 58 | Дифференциация звуков [ж] и [ш]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | 2 | 31.0 02.02 | |
59. 60. | Звук и буква Бб. | 1 | 06.02 | |
Дифференциация звуков [б] и [п]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | 1 | 07.02 | ||
61. | Звук и буква Дд. | 1 | 09.02 | |
62. | Дифференциация звуков [д] и [т]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | 1 | 13.02 | |
63. | Звук и буква Гг. | 1 | 14.02 | |
64. | Дифференциация звуков [г] и [к]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | 1 | 16.02 | |
65. | Буква ь. | 1 | 27.02 | |
66. | Чтение слов с ь. | 1 | 28.02 | |
67 | Чтение слов со стечением согласных. Закрепление пройденного материала. | 1 | 02.03 | |
68. | Буква Ее. | 1 | 06.03 | |
69. 70 | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. | 2 | 07.03 09.03 | |
71. | Буква Яя. | 1 | 13.03 | |
72. 73. | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация букв А и Я. | 2 | 14.03 16.03 | |
74. | Буква Юю. | 1 | 20.03 | |
75. 76. | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация У и Ю. | 2 | 21.03 23.03 | |
IV четверть – 24 час | ||||
77. | Буква Ёё. | 1 | 03.04 | |
78. 79. | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. | 2 | 04.04 06.04 | |
80 | Звук и буква Чч | 1 | 10.04 | |
81. 82. | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Практические упражнения в чтении слов с ча и чу. | 2 | 11.04 12.04 | |
83. | Звук и буква Фф. | 1 | 17.04 | |
84. 85. | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация слогов и слов с В и Ф. | 2 | 18.04 20.04 | |
86. | Звук и буква Цц. | 1 | 24.04 | |
87. 88. | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация слогов и слов с Ц и С. | 2 | 25.04 27.04 | |
89. 90 | Звук и буква Ээ. | 1 | 02.05 04.05 | |
91 92. | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. | 2 | 11.05 15.05 | |
93 | Звук и буква Щщ. | 1 | 16.05 | |
94. 95 | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Практические упражнения в чтении слов с ча, ща, чу, щу | 2 | 18.05 22.05 | |
96. | Буква ъ | 1 | 23.05 | |
97. 98 99 | Чтение и дифференциация слов с ь и ъ. Закрепление пройденного материала. Чтение текстов | 3 | 25.05 |
Пояснение к выполнению рабочей программы
В I четверти:
1.«Звук и буква X. Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами. Закрепление пройденного материала» - уплотнение тем с 3 часов до 1 часа (учебный год начался с четверга).
В IV четверти :
1.«Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур» - уплотнение тем с 2 часов до 1 часа (майские праздничные дни).
2.« Чтение и дифференциация слов с ь и ъ. Закрепление пройденного материала. Чтение текстов» - уплотнение тем с 3 часов до 1 часа (майские праздничные дни).
В I четверти – 25 часов.
Во II четверти – 21 час
В III четверти – 30 часов.
В IV четверти – 21 час
В году 98 часов.
Тематическое планирование составила _____________ /Алферова Л.В./
(подпись) (расшифровка подписи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с ОВЗ (логопедические группы) на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога Учреждения отражает современные подходы к организации коррекционно-образовательного процесса...
Рабочая программа воспитателя средней группы (4 - 5 лет) общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 учебный год срок реализации 1 учебный год
Рабочая программа по развитию детей средней группы (далее Программа), разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовател...
Рабочая программа воспитателя средней группы (4 - 5 лет) общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 учебный год
Рабочая программавоспитателя средней группы (4 - 5 лет) общеразвивающей направленностина 2022 – 2023 учебный год...
Рабочая программа группы раннего возраста МБОУ " Шурышкарская СОШ"ОЦ" (дошкольное отделение) 2022-2023 учебный год
Рабочая программа группы раннего возраста МБОУ " Шурышкарская СОШ"ОЦ" (дошкольное отделение) 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа кружка «Пластилиновая живопись» для детей 4-5 лет на 2022-2023 учебный год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка«Пластилиновая живопись» ...