Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формирования у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения математике детей с легкой формой умственной отсталости заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
К целям обучения математике можно отнести: формирование мышления, пространственного воображения, освоение начальных математических знаний.
Программа адресована обучающимся 1«Б» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи образовательно-коррекционной работы в процессе изучения математике в дополнительном классе состоят в следующем:
- формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих задач;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
- формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Учебный предмет «математика», предназначенный для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1 классе, представляет собой интегрированный курс, состоящий из арифметического материала и элементов наглядной геометрии.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4. Коррекция произвольного внимания.
5. Коррекция мышц мелкой моторики.
6. Развитие самостоятельности, аккуратности.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Алышева Т.В. Математика. 1 класс. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2017
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Утверждаю: Приказ № 140 «31» августа 2022г И.о.директора ______/Т.В.Гагарина / | Согласовано: Зам.директора по УВР:______________ /И.В.Вдовенкова / «31» августа 2022г. | Принята на педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2022г. | Рассмотрено: на заседании МО протокол №1 от «31» августа 2022г. руководитель МО: _________________ /Л.В. Мартыненкова/ |
Рабочая программа по учебному предмету
«Математика»
для обучающихся
1 «Б» класса
на 2022/ 2023 учебный год
Программу составила:
Алферова Людмила Владимировна
учитель начальных классов
I категории
г. Смоленск
2022г
1. Пояснительная записка
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска;
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
- УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. №2080.
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формирования у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения математике детей с легкой формой умственной отсталости заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
К целям обучения математике можно отнести: формирование мышления, пространственного воображения, освоение начальных математических знаний.
Программа адресована обучающимся 1«Б» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи образовательно-коррекционной работы в процессе изучения математике в дополнительном классе состоят в следующем:
- формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих задач;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
- формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Учебный предмет «математика», предназначенный для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1 классе, представляет собой интегрированный курс, состоящий из арифметического материала и элементов наглядной геометрии.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4. Коррекция произвольного внимания.
5. Коррекция мышц мелкой моторики.
6. Развитие самостоятельности, аккуратности.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Алышева Т.В. Математика. 1 класс. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2017
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования (вариант 1)
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
- умение соблюдать правила поведения на уроке математике (с помощью учителя);
- положительное отношение к урокам математики;
- умение вступать в общение с учителем и сверстниками, вслушиваться в слова учителя и сверстников, повторять их; воспринимать обращение учителя и реагировать на него; отвечать на вопросы учителя на доступном уровне;
- доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся;
- слушать указания и инструкции учителя по выполнению учебного задания, следовать им при организации практической деятельности (с помощью учителя);
- умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции (с помощью учителя);
- проговаривать вслух производимые действия, опираясь на вопросы учителя;
- умение с помощью учителя соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами выполнения учебного задания;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий и действий одноклассников;
- первоначальные навыки сотрудничества (конструктивного взаимодействия) с учителем и сверстниками (с помощью учителя) в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке математики;
- умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания (с помощью учителя);
- умение принимать оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
- умение составить с помощью учителя и высказать фразу с использованием математической терминологии на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций;
- начальные навыки работы с учебником математики;
- понимание записей с использованием математической символики;
- начальные элементарные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении;
- начальные навыки применения элементарных математических представлений в самообслуживании.
Планируемые предметные результаты к окончанию 1 класса:
Минимальный уровень:
- знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих велечину, размер, форму предметов, их массу, количественные отношения предметных совокупностей, положение предметов в пространстве, на плоскости и перемещать их в указанное положение; знание частей суток, понимание в речи учителя элементарной временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно);
- знание количественных числительных в пределах 10, умение записать числа с помощью цифр, откладывание чисел в пределах 10 с использованием счетного материала (с помощью учителя);
- знание числового ряда в пределах 10 в прямом порядке; место каждого числа в числовом ряду в пределах 10 (с помощью учителя);
- осуществление с помощью учителя счета предметов в пределах 10, обозначение числом количества предметов в совокупности;
- выполнение сравнения чисел в пределах 10 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей (с помощью учителя);
- умение с помощью учителя разложить числа 2-10 на две части (два числа) с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями;\
- умение с помощью учителя назвать, записать и прочитать единицы измерения стоимости, длины;
- узнавание монет, называние их достоинства, осуществление с помощью учителя замены и размена монет в пределах 10р.
- знание количества и названий суток в неделе; умение с помощью учителя воспроизвести порядок дней недели;
- знание названий арифметических действий «сложение», «вычитание»;
- выполнение арифметических действий в пределах 10 с опорой на предметно-практические действия;
- выделение в арифметической задаче условия, вопроса, решение с помощью учителя;
- различение плоскостных и объемных фигур, соотнесение знакомых предметов с геометрическими фигурами;
- построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам), с помощью учителя.
Достаточный уровень:
- знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих велечину, размер, форму предметов, их массу, количественные отношения предметных совокупностей, положение предметов в пространстве, на плоскости и перемещать их в указанное положение; знание частей суток, понимание в речи учителя элементарной временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно);
- знание названий, порядка дней недели, количество суток в неделе;
- знание арифметических действий, составление числовых выражений;
- решение простых задач;
- умение самостоятельно выполнить, поставленную учителем, задачу.
Базовые учебные действия:
Личностные:
- наличие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
3. Содержание программного материала
Состоит из следующих разделов:
1. Нумерация –
2. Единицы измерения и их соотношения -
3. Арифметические действия –
4. Арифметические задачи –
5. Геометрический материал –
Выбор тем и порядок их изучения определяется с учетом специфики учащихся, способности к обучению.
4. Календарно-тематическое планирование
по математике на 2022/2023 учебный год
1 «Б» класс
Учитель: Алферова Л.В. 4 ч в неделю; 132 ч за год
Количество часов: на первое полугодие на второе полугодие
Всего 64 ч., в неделю 4 ч. Всего 68 ч., в неделю 4 ч.
Учебник: Алышева Т.В. Математика. 1 класс. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). В 2-х ч. ч. 1 – М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная литература: Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1. 1 дополнительный, 1 классы. М.: Просвещение, 2018. 544с.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов по плану | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
I четверть – 32 часа | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Повторение. Числа 1-5 | 10 | 01.09 05.09 06.09 07.09 08.09 12.09 13.09 14.09 15.09 19.09 | |
11. | Точка, линии. | 1 | 20.09 | |
12. | Овал. | 1 | 21.09 | |
13. 14. | Число и цифра 0. | 2 | 22.09 26.09 | |
15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. | Число и цифра 6. | 8 | 27.09 28.09 29.09 03.10 04.10 05.10 06.10 10.10 | |
23. 24. 25. | Построение прямой линии через одну, две точки. | 3 | 11.10 12.10 13.10 | |
26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. | Число и цифра 7. | 8 | 17.10 18.10 19.10 20.10 24.10 25.10 26.10 27.10 | |
34. 35. 36. | Отрезок. | 3 | 28.10 29.10 | |
II четверть – 28 часов | ||||
37. 38. 39. | Сутки, неделя. | 3 | 07.11 08.11 09.11 | |
40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. | Число и цифра 8. | 9 | 10.11 14.11 15.11 16.11 17.11 21.11 22.11 23.11 24.11 | |
49. 50. | Построение треугольника, квадрата, прямоугольника | 2 | 28.11 29.11 | |
51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. | Число и цифра 9. | 9 | 30.11 01.12 05.12 06.12 07.12 08.12 12.12 13.12 14.12 | |
60. 61. 62. 63. 64. | Повторение, обобщение пройденного | 5 | 15.12 19.12 20.12 21.12 22.12 | |
III четверть – 40 часов | ||||
65. 66. 67. 68. | Числа 1- 9. | 4 | 09.01 10.01 11.01 12.01 | |
69. 70. 71. | Мера длины – сантиметр. | 3 | 16.01 17.01 18.01 | |
72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. | Число 10. | 9 | 19.01 23.01 24.01 25.01 26.01 30.01 31.01 01.02 02.02 | |
81. 82. 83. | Меры стоимости. | 3 | 06.02 07.02 08.02 | |
84. 85. | Мера массы – килограмм. | 2 | 09.02 13.02 | |
86. 87. | Мера ёмкости – литр. | 2 | 14.02 15.02 | |
88. 89. 90. | Повторение пройденного материала. | 3 | 16.02 27.02 28.02 | |
91. 92. 93. | Число 11. | 3 | 01.03 02.03 06.03 | |
94. 95. 96. | Число 12. | 3 | 07.03 09.03 13.03 | |
97. 98. 99. | Число 13. | 3 | 14.03 15.03 16.03 | |
100. 101. 102. | Число 14. | 3 | 20.03 21.03 22.03 | |
103. 104. | Повторение | 2 | 23.03 | |
IV четверть – 28 часов | ||||
105. 106. 107. | Число 15. | 3 | 03.04 04.04 05.04 | |
108. 109. 110. | Число 16. | 3 | 06.04 10.04 11.04 | |
111. 112. 113. | Число 17. | 3 | 12.04 13.04 17.04 | |
114. 115. 116. | Число 18. | 3 | 18.04 19.04 20.04 | |
117. 118. 119. | Число 19. | 3 | 24.04 25.04 26.04 | |
120. 121. 122. 123. 124. 125. | Число 20. | 6 | 27.04 02.05 03.05 04.05 10.05 11.05 | |
126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. | Итоговое повторение. | 7 | 15.05 16.05 17.05 18.05 22.05 23.05 24.05 25.05 |
Пояснение к программе:
I четверть – 33 часа:
1.«Отрезок» - уплотнение темы с 3 часов до 2, так как первая рабочая неделя неполная.
II четверть – 28 часов:
III четверть – 39 часов:
1.«Повторение» - уплотнение темы с 2 часов до 1, так как 8 марта выходной праздничный день.
IVчетверть – 29 часов:
1.« Итоговое повторение» - расширение темы с 7 часов до 8, так как пятая рабочая неделя сдвоенная.
Итого: 129 часов.
Справку составила ____________ /Алферова Л.В. /
(подпись) (расшифровка подписи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с ОВЗ (логопедические группы) на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога Учреждения отражает современные подходы к организации коррекционно-образовательного процесса...
Рабочая программа воспитателя средней группы (4 - 5 лет) общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 учебный год срок реализации 1 учебный год
Рабочая программа по развитию детей средней группы (далее Программа), разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовател...
Рабочая программа воспитателя средней группы (4 - 5 лет) общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 учебный год
Рабочая программавоспитателя средней группы (4 - 5 лет) общеразвивающей направленностина 2022 – 2023 учебный год...
Рабочая программа группы раннего возраста МБОУ " Шурышкарская СОШ"ОЦ" (дошкольное отделение) 2022-2023 учебный год
Рабочая программа группы раннего возраста МБОУ " Шурышкарская СОШ"ОЦ" (дошкольное отделение) 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа кружка «Пластилиновая живопись» для детей 4-5 лет на 2022-2023 учебный год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка«Пластилиновая живопись» ...