Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике
Уроки обучения изобразительному искусству направлены на:
- всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
- развитие умения пользоваться полученными практическими навыками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Утверждаю: Приказ № 140 «31» августа 2022г. И.о.директора _______/Т.В.Гагарина./ | Согласовано: Зам.директора по УВР:______________ /И.В.Вдовенкова / «31» августа 2022г. | Принята на педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2022г. | Рассмотрено: на заседании МО протокол №1 от «31» августа 2022г. руководитель МО: _________________ Л.В. Мартыненкова |
Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
для обучающихся
1 «Б» класса
на 2022/ 2023 учебный год
Программу составила:
Алферова Людмила Владимировна
учитель начальных классов
I категории
г. Смоленск
2022г.
1. Пояснительная записка
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
- УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. №2080.
Уроки обучения изобразительному искусству направлены на:
- всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
- развитие умения пользоваться полученными практическими навыками.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
- коррекция познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положении в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать, формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
- коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приёмов рисования, лепки и выполнения аппликации;
- развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного
мышления, представления и воображения.
Основные задачи изучения предмета:
- Воспитание интереса к изобразительному искусству.
- Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека.
- Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
- Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства. - Расширение художественно-эстетического кругозора.
- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своё мнение о них. - Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
- Обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
- Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
- Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности. - Формирование умения создавать простейшие художественные образы
с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. - Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
- Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать
в группах, выполняя определённый этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная
аппликация»).
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4. Коррекция произвольного внимания.
5. Коррекция мышц мелкой моторики.
6. Развитие самостоятельности, аккуратности.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М. : Просвещение, 2017. – 111 с.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования (вариант 1)
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
- положительно отношение и интерес к занятиям изобразительной деятельностью;
- понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой деятельности;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- овладение элементарными навыками коммуникации;
- развитие эстетических потребностей и чувств.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- организация рабочего места в зависимость характера выполняемой работы;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы; - владение некоторыми приёмами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображённых предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых
в рисовании, лепке и аппликации; - знание выразительных средств изобразительного искусства: изобрази-
тельная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объём; - знание способов лепки;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя;
- оценка результатов собственной деятельности;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния.
Базовые учебные действия
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться к людям.
Регулятивные:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные:
- эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
- группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;
- владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста.
4. Содержание программного материла
Программа содержит 4 раздела:
1. Обучение композиционной деятельности.
2. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи.
4. Обучение восприятию произведений искусства.
Календарно-тематическое планирование
по «Изобразительной деятельности» на 2022/2023 учебный год
1 «Б» класс
Учитель:Алферова Л.В.1ч в неделю; 33ч за год
Количество часов: на первое полугодие на второе полугодие
Всего 15 ч., в неделю 1 ч. Всего 18 ч., в неделю 1ч.
Учебник: Изобразительное искусство. 1 класс : учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М. : Просвещение, 2017. – 111 с.
Дополнительная литература: Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1. 1 дополнительный, 1 классы. М.: Просвещение, 2018. 544с.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов по плану | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
I четверть – 8 часов | ||||
1. | Осень золотая наступает. Аппликация. | 1 | 07.09 | |
2. | Солнце на небе. Травка на земле. Рисование. | 1 | 14.09 | |
3. | Фрукты, овощи разного цвета. Рисование. | 1 | 21.09 | |
4. | Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование. | 1 | 28.09 | |
5. | Линия. Точка. Пятно. Рисование | 1 | 05.10 | |
6. | Изображаем лист сирени. Рисование | 1 | 12.10 | |
7. | Лепим лист сирени. | 1 | 19.10 | |
8. | Лепим. Матрешка. Рисуем куклу-неваляшку. | 2 | 28.10 | |
II четверть – 7 часов | ||||
9. | Деревянный дом в деревне. Лепка. | 1 | 09.11 | |
10. | Деревянный дом из бревен. Аппликация. | 1 | 16.11 | |
11. | Аппликация «Рыбки в аквариуме». | 1 | 23.11 | |
12. | Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка. | 1 | 30.11 | |
13. | Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация. | 1 | 07.12 | |
14. | Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека. | 1 | 14.12 | |
15. | Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. | 1 | 21.12 | |
III четверть – 10 часов | ||||
16. | Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. | 1 | 11.01 | |
17. | Рассматривание картин художников. | 1 | 18.01 | |
18. | Пирамидка. Рыбка. Аппликация. | 1 | 25.01 | |
19. | Ваза с цветами. Аппликация. | 1 | 01.02 | |
20. | Колобок. Нарисуй картинку. | 1 | 08.02 | |
21. | Дома в городе. Аппликация. | 1 | 15.02 | |
22. | Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка. | 1 | 01.03 | |
23. | Многоэтажный дом. Аппликация. | 1 | 15.03. | |
24, 25. | Весна пришла. Яркое солнце. Почки на деревьях. Рисование. | 2 | 22.03 | |
IV четверть – 8 часов | ||||
26. | Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование. | 05.04. | ||
27. | Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование. | 1 | 12.04 | |
28. | Узор в полосе. Аппликация. | 1 | 19.04 | |
29. | Весна. Праздник. Хоровод. | 1 | 26.04 | |
30. | Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование. | 1 | 03.05. | |
31. | Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация. | 1 | 10.05 | |
32. 33. | Придумай свой рисунок. | 2 | 17.05 23.05 |
Пояснение к выполнению рабочей программы
Пояснение к программе:
I четверть – 8 часов:
1. «Лепим. Матрешка. Рисуем куклу-неваляшку» - уплотнение темы с 2 часов до 1, так как первая рабочая неделя сдвоенная.
III четверть – 9 часов:
1. «Весна пришла. Яркое солнце. Почки на деревьях. Рисование» - уплотнение темы с 2 часов до 1, из-за праздничного дня выходного дня 8 марта.
I четверть – 8 часов:
II четверть – 7 часов:
III четверть – 9 часов:
IV четверть – 8 часов:
Итого: 32 часа.
Тематическое планирование составила _____________ /Алферова Л.В./
(подпись) (расшифровка подписи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Детский сад № 198" 2022-2023 учебный год
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из кото...
Рабочая программа МБДОУ ЦРР ДС № 15 второй младшей группы № 18 «Солнышко» на 2022– 2023 учебный год
Цель программы:Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, развитие основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым усло...
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
Чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Х...
Рабочая программа воспитателя первой младшей группы общеразвивающей направленности (2-3 лет) на 2022-2023 учебный год
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка 2 – 3 лет. Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноце...
Рабочая программа образовательной деятельности в 1 младшей группе "Лучик" общеразвивающей направленности на 2022 - 2023 учебный год
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26800879","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] С...
Рабочая программа воспитателя первой младшей группы общеразвивающей направленности (2-3 лет) на 2022-2023 учебный год
1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка 2 – 3 лет. Ведущие цели Прогр...