Можно ли обучать ребенка с нарушением интеллекта в массовой школе? Об инклюзии
консультация по коррекционной педагогике
Можно ли обучать ребенка с нарушением интеллекта в массовой школе? Об инклюзии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozhno_li_rebenku_obuchatsya_v_obychnoy_shkole.docx | 96.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Можно ли обучать ребенка с нарушением интеллекта в массовой школе? Об инклюзии
Сегодня поговорим о таком понятии, как инклюзия для ребенка с умственной отсталостью.
Инклюзия – это «включение» особенного ребенка в образовательный процесс массовой школы по адаптированной программе, и в идеале – с дополнительными коррекционными занятиями со специалистами.
Эффективна ли инклюзия в том случае, если ребенок имеет умственную отсталость? Давайте разбираться.
В своей статье я буду говорить о ребенке с лёгкой умственной отсталостью, потому как о необходимости коррекционной школы для ребенка с более тяжелыми формами умственной отсталости вряд ли будут возникать сомнения.
Процесс обучения любого особенного ребенка отличается от процесса обучения обычного ребенка. А в данном случае – имеет серьезные, фундаментальные отличия.
Во-первых – объем программы.
В коррекционной школе за 9 лет обучения ребенок проходит объем примерно 5-6 лет массовой школы, т.е. объем сокращен. Сокращение касается как сложности материала, так и отсутствия отдельных предметов, таких как физика, химия, иностранные языки, алгебра (заменена на математику).
Это сокращение происходит не просто так, а исходит от особенностей и возможностей данной группы детей – от того, что они могут усвоить, понять, осмыслить, и в дальнейшем уметь применить свои знания на практике. Весь остальной объем программы массовой школы оказывается детям недоступен в силу их особенностей, и в силу методов и темпа прохождения программы в обычной школе. Поэтому перегружать детей этими знаниями и предметами – бессмысленно, и отрицательно сказывается на мотивации к обучению, и как следствие от перегрузки – на их здоровье.
Во-вторых – отсутствие необходимых предметов.
Главная задача коррекционной школы – социальная адаптация ребенка с нарушением интеллекта и успешная интеграция его в общество. С этой целью в программу введены такие предметы, как социально-бытовая ориентировка и труд. На таком предмете, как социально-бытовая ориентировка, дети знакомятся с окружающим социальным миром, учатся взаимодействовать с ним. В основном это практические занятия. Это и умение готовить, накрывать на стол, гладить, стирать, убираться, и умение сходить в магазин, пользоваться общественным транспортом, знание, куда обращаться в определенных ситуациях. Уделяется ли пристальное внимание этой области знаний в массовой школе?
Теперь об уроках по труду. По сравнению с массовой школой, в коррекционной – значительно увеличено количество часов в неделю, отводимое на труд. Если в массовой школе труд проводится 2 раза в неделю, то в коррекционной – 5-12 часов в неделю. Труд имеет профессиональную направленность. Это очень важно для подготовки детей к дальнейшей самостоятельной жизни. После выпуска из коррекционной школы ребенок получает начальную профессиональную подготовку (столяр, маляр, швея.. - зависит от школы), которую может продолжить в центрах профессионального обучения (училища, техникумы). То есть выпускник коррекционной школы по умениям и навыкам качественно отличается от того же выпускника массовой школы. Выпускник коррекционной школы – практически готовый специалист, умеющий выполнять свою работу и владеющий необходимыми теоретическими сведениями в рамках своей профессии. А кем станет ребенок с нарушением интеллекта, выпустившись из массовой школы? Какими знаниями, умениями и навыками он будет владеть? Что будет уметь делать? Будет ли готов к самостоятельной жизни?
В-третьих – отсутствие (неиспользование) тех методов и приёмов обучения, которые облегчают, и по сути, являются единственными эффективными и действенными для усвоения новых знаний ребенком с нарушением интеллекта.
В коррекционной школе существует большое количество наглядных пособий – как иллюстративных (картинки, изображения), так и натуральных предметов. Без их использования добиться прочного усвоения (а вместе с тем и понимания, осмысления) знаний и представлений у такого ребенка невозможно. В противном случае сообщаемые знания будут весьма поверхностными, неосмысленными, либо эти представления будут полностью отсутствовать. Вопрос родителям – будет ли учитель массовой школы в свободное от работы время и за свои средства искать необходимую наглядность для особенного ребенка, чтобы облегчить ему усвоение нового материала?
Для того, чтобы ребенок с нарушением интеллекта запомнил новую информацию, правило, или сформировал какой-то навык, необходимо большое количество повторений. Гораздо большее, чем в обычной школе. Таким образом, в коррекционной школе одной теме может быть посвящено несколько уроков, на которых происходит знакомство с новой информацией, отработка новых умений. Также, чтобы приобретенные знания и умения не были забыты, происходит постоянное повторение уже изученного материала. Будет ли учитель массовой школы заниматься многократным повторением изученного, будет ли озабочен уровнем знаний и умений, уровнем развития особенного ребенка?
И в четвертых – социальная дезадаптация.
У ребенка с нарушением интеллекта, обучающегося в массовой школе, неизбежно возникнет комплекс неполноценности из-за того, что он не может выполнять то, что делают все остальные дети класса. При этом также необходимо помнить о том, что детский коллектив – достаточно жесток по своей природе, и удержаться от насмешек и обзывательств в сторону особенного ребенка, скорее всего, не сможет. В результате этого ребенку будет не хватать дружеского общения со сверстниками, ребенок не сможет чувствовать себя комфортно и свободно, будет чувствовать свою отчужденность, отгороженность, и в итоге замкнется в себе.
Уважаемые родители, подумайте, кого вы хотите вырастить из своего ребенка – общительного, умеющего задавать и отвечать на вопросы, дружелюбного, уверенного в себе, свободно и комфортно чувствующего себя среди окружающих человека, или замкнутого в себе, неуверенного, имеющего комплекс неполноценности, не умеющего общаться с окружающими, который не может правильно задать вопрос, а также ответить на него? Второй вариант развития событий неизбежно произойдет, если вы выберете массовую школу для обучения своего ребенка, подумайте об этом.
Подводя итог, родителям особенных детей хочется сказать: если вы действительно желаете для своего ребенка только самого лучшего - не бойтесь коррекционной школы. Бойтесь остаться в массовой школе, упустить драгоценное время и не научить ребёнка необходимым навыкам, не подготовить его к дальнейшей жизни, и не вырастить из него самостоятельного, уверенного в себе человека, который не боится окружающего мира, не прячется от него, а смело взаимодействует с ним, потому что знает, как это делать. Кто, если не вы, подумает о будущем вашего ребенка?
Ведь если вы оставите ребенка в обычной школе – он не перестанет от этого быть особенным, не станет усваивать информацию также, как и остальные дети, и все проблемы и трудности, возникшие в самом начале обучения – со временем не исчезнут, а будут лишь увеличиваться и углубляться, становиться всё серьезнее. И с каждым годом, потерянным таким ребенком в массовой школе, будет всё сложнее наверстать упущенное.
Подумайте об этом, и без тени сомнений и колебаний, сразу же, отдавайте ребенка в коррекционную школу. Вы увидите, результат обучения не заставит себя ждать.
Опережая Ваши вопросы, хочу сказать, что инклюзия - плоха только в общеобразовательной системе. В кружках и секциях инклюзия не только возможна, но ещё и полезна как для особенного ребенка, так и для обычных детей.
Дополнительное образование в виде кружков и секций, как раз потому и называется дополнительным, поскольку не несёт такой ежедневной, фундаментальной значимости для ребенка, как школа. Дополнительное образование, безусловно нужно, если Вы заметили у ребенка склонность к какому-либо виду деятельности, которому не уделяется время в школе, и в котором ребенок может раскрыться и получать от него удовольствие. Единственное, что нужно будет потратить время на нахождение такого кружка, в котором ребенку будет комфортно, где его примут педагоги и будут готовы работать с ним, и уделять, возможно, чуточку больше времени, чем другим детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мышления и речи у ребенка с нарушением интеллекта
В статье описаны особенности развития речи и мышления у ребенка с нарушением интеллекта в сравнении с нормально развивающимся ребенком....
Конспект индивидуального занятия по формированию элементарных математических представлений для ребенка с нарушением интеллекта
Конспект индивидуального занятия по формированию элементарных математических представлений для ребенка с нарушением интеллекта (подготовительная к школе группа) Тема: «Путешествие в сказочный лес...
Особенности развития ребенка с нарушением интеллекта в раннем возрасте
Особенности развития ребенка с нарушением интеллекта в раннем возрасте...
алгоритм разработки АОП для ребенка с нарушением интеллекта ( из опыта работы)
В презентации указаны все этапы разрабртки Адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
В статье рассказывается об особенностях развития ребенка с нарушениями интеллекта....
Индивидуальное коррекционно-развивающие занятие С ребенком с нарушениями интеллекта, третьего года обучения
Тема занятия «В гости к солнышку»Цель занятия: формирование сенсорных представлений через дидактические игры.Задачи:Образовательные:Продолжать учить дифференцировать основные цвета, исполь...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушениями интеллекта и тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) в детском саду.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – определенная последовательность предъявления ребенку содержания образовательной программ, рекомендованной ПМПК конкретному обучающемуся. ИОМ формал...