Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Разговоры о важном»
рабочая программа по коррекционной педагогике

Алферова Людмила Владимировна

Цель программы:

- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи программы:

- выявлять взаимосвязь общепринятых духовно-нравственных ценностей с ценностями и ориентирами современных школьников;

- привлекать учащихся к активному участию в жизни класса и Центра, обучать навыкам общественно-полезной деятельности;

- формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности;

- воспитывать высоконравственную культуру, доброту, любовь и уважение к себе и другим людям на примере образов положительных героев прошлых лет и современности;

- развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки

Скачать:


Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №______

от «31» августа 2022 г.

и. о. директора Центра:

________________

Т.В. Гагарина

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_____________

 Л.В. Рыбакова

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

РАССМОТРЕНО:

 на МО классных руководителей

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

руководитель МО:

__________  Л.В. Рыбакова

Рабочая программа внеурочной деятельности по

духовно-нравственному направлению

«Разговоры о важном»

для обучающихся для 0 «Б», 1«Б» классов

с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

 (I вариант)

 

на 2022 – 2023 учебный год

Программу составила:

Алферова Людмила  Владимировна 

учитель

первой квалификационной категории

Смоленск 2022

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС).

- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г (для ФГОС).

-   Письма Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.

- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

-  Примерной рабочей программы по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)

Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (I вариант) и направлена на достижение ими планируемых результатов освоения АООП.

Цель программы:

- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи программы:

- выявлять взаимосвязь общепринятых духовно-нравственных ценностей с ценностями и ориентирами современных школьников;

- привлекать учащихся к активному участию в жизни класса и Центра, обучать навыкам общественно-полезной деятельности;

- формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности;

- воспитывать высоконравственную культуру, доброту, любовь и уважение к себе и другим людям на примере образов положительных героев прошлых лет и современности;

- развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

Программа адресована обучающимся 0 «Б», 1«Б» классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Занятия проводятся 1 раз в неделю: 33 часа в год.

          В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:

1) соответствие датам календаря;

2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.

         Даты календаря можно объединить в две группы:

1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, День народного единства, День защитника Отечества, Рождество, День учителя, День российской науки и т.д.

2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского, 160 лет со дня рождения К. С. Станиславского.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления должно обеспечиваться:

- приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;  

- переживание обучающимися опыта духовно-нравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса);

- привитие обучающимся нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности.

        В рамках реализации данной программы формируются личностные результаты.

В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.

В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

         Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания

предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:

Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

 Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать и  использовать информацию, делать простейшие выводы.

Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, организации (Центру), родному краю, России, её

истории и культуре, природе; сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и Интернете, получения информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в Интернете и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.

Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.

Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.

Технология: сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.

Физическая культура: сформированность общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном»:

Личностные БУД:

- способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нём, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;

- воспринимать мир целостно, социально ориентировано в единстве его природной и социальной частей;

- понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность безопасно вести себя в обществе.

 Регулятивные БУД:

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с образцом;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Познавательные БУД:

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение и т.д.).

Коммуникативные БУД:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.

Содержание программного материала.

         Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества. Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с шести с половиной лет учиться в школе.

         Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к Отчизне.

         К. Э. Циолковский — выдающийся учёный, открывший дорогу к космическим полётам. Преемственность поколений в научных достижениях. Страницы истории российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса.

         Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.

         Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя — социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда.

         Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как гражданин; мужские профессии, участие в трудовой деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных семейных ценностей.

         Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни.

         Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая и досуговая деятельность. Пётр и Феврония Муромские — символ любви и взаимопонимания в семейной жизни.

         Рождение праздника День народного единства. Проявление любви к Родине: объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости за подвиги граждан земли Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой Отечественной войне. Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений — основа развития общества и каждого человека. Патриотизм — чувство, которое есть у каждого поколения.

         Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время присутствует мама — человек, чьё сердце

бьётся чаще и сильнее, чем у других людей.

         Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать символы. Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к государственной символике России — обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага.

         Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта.

        С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края.

        Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей членами общества.

         История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России.

         Новый год — замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в Новый год.

        Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? Плюсы и минусы виртуального мира. Правила безопасного пользования интернет-ресурсами.

        Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили.

        Первые театры в России. К. С. Станиславский — великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. С чего начинается театр? Кто самый главный в театре.

        Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце.

        Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры

для всего мира.

        Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и в мирное время: всегда есть место подвигу. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.

        Доброта — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность, пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных религиях.

        Международный женский день — праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Нет на свете профессии, которой не может научиться женщина. Великие женщины в истории России: Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач). Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова,

М. Плисецкая, Л. Зыкина.

        Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России. Правила слушания и исполнения гимна. С. В. Михалков — выдающийся поэт ХХ века, автор стихов, которые дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской литературы. Слушаем и читаем стихи Михалкова.

        Крым — природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелёная растительность. Природные достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка, Чёрное и Азовское моря. Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма».

        Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники,

композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов.

Умеем ли мы фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для тканей, посуды, расписывать игрушки.

        Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал: „Поехали!“» — первый полёт человека в космос; Ю. А. Гагарин — Герой Советского Союза. Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.

        Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и офицеры. 11 апреля - Международный день освобождения  узников концлагерей.

        Особо охраняемые территории в России — заповедники, национальные парки. Экологические тропы — что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой Арктический заповедник, в заповедник «Чёрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов). Таймыр — родной дом северных оленей. Окский заповедник — журавлиный питомник.

        Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь?

        Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов, защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны.

Связь (преемственность) поколений: Бессмертный полк — помним, любим,

гордимся. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей

Родины?

        Детская общественная организация — мы вместе, и мы делаем добрые

дела. Друзья необходимы каждому человеку. Добрые дела, которые можно

сделать вместе. Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым.

        Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир на Земле, здоровье близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья? Можно ли им поделиться?

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

 «Разговоры о важном»

на 2022/2023 учебный год  

0 «Б», 1«Б»  класс

Количество часов:

34

на первое полугодие всего:                          15 ч., в неделю 1 ч.

на второе полугодие всего:

19 ч., в неделю 1 ч.

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

I четверть – 8 часов

1.

День знаний.

«Зачем я учусь?»

Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу.

Знания — основа успешного развития человека и общества.

Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний.

Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с шести с половиной лет учиться в школе.

1

05.09

2.

Наша страна —

Россия.

«Где мы живём?»

Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России.

Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к Отчизне.

Труд людей в разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности защищать родную землю.

1

12.09

3.

165 лет

со дня рождения

К. Э. Циолковского.

«Мечтаю летать».

К. Э. Циолковский — выдающийся учёный, открывший дорогу к космическим полётам. Преемственность поколений

в научных достижениях. Страницы истории российской комонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса.

1.

19.09

4.

День пожилых

людей.

«Традиции моей

семьи».

Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и де-

душкам, забота о них

1.

26.09

5.

День учителя.

«Если бы я был

учителем».

Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя — социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников.

Оценка учительского труда.

1.

03.10

6.

День отца.

«Отчество — от слова „отец“».

Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как гражданин; мужские профессии, участие в трудовой деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных семейных ценностей.

1.

10.10

7.

День музыки.

 «Я хочу увидеть музыку».

Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки.

Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать

и понимать музыку.

1.

17.10

8.

Традиционные

семейные ценности.

«Я и моя семья».

Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая и досуговая деятельность.

1

24.10

II четверть – 7 часов

9.

День народного

Единства.

«Что такое единство

народа?»

Рождение праздника «День народного единства». Проявление любви к Родине: объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости за подвиги граждан земли Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой Отечественной войне.

1.

07.11

10.

Мы разные,

мы вместе.

«Память времён».

Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений — основа развития общества и каждого человека. Патриотизм — чувство, которое есть

у каждого поколения.

1.

14.11

11.

День матери.

«Самое главное слово на земле».

Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще

и сильнее, чем у других людей.

1.

21.11

12.

Символы России:

Государственный

гимн, герб, флаг.

«Какие в нашей стране есть символы?»

Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать символы. Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к государственной символике России — обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага.

1.

28.11

13.

День добровольца.

«Если добрый ты,

это хорошо».

Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность,

доброта. Как я могу проявить добрые чувства

к другим людям?

1.

05.12

14.

День Героев Отечества.

«С чего начинается

Родина…»

С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга.

Малая Родина: родная природа, школа,

друзья, культура и история родного края.

1.

12.12

15.

День Конституции.

«Где записаны права и обязанности человека?»

Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей членами общества.

1.

19.12

III четверть – 11 часов

16.

Рождество.

«Светлый праздник

Рождества».

История праздника Рождества Христова.

Рождественские традиции в России.

1.

09.01

17.

Новый год.

Семейные

праздники и мечты.

«Умеем ли мы

мечтать?»

Новый год — замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали

в Новый год.

1.

16.01

18.

Цифровая безопасность и гигиена школьника.

«Виртуальный я —

что можно и что

нельзя?»

Что такое виртуальный мир и кто его создаёт?

Плюсы и минусы виртуального мира. Правила безопасного пользования интернет-ресурсами.

1.

23.01

19.

День снятия блокады Ленинграда.

«…осталась одна

Таня…»

Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба...

Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети блокадного города.

Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили.

1.

30.01

20.

Великие люди

России: К. С. Станиславский.

«Мы идём в театр.

А что это значит?»

Первые театры в России. К. С. Станиславский — великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности.

С чего начинается театр? Кто самый главный в театре.

1.

06.02

21.

День российской

науки.

«Как становятся

учёными?»

Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце.

1.

13.02

22.

Россия и мир.

«Россия и мир».

Роль нашей страны в современном мире.

Значение российской культуры для всего мира.

1.

20.02

23.

День защитника

Отечества

(День Армии).

«Кому я хочу сказать

„спасибо“»?»

(ко Дню защитника

Отечества)

Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине.

Армия в годы войны и мирное время: всегда есть место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.

1.

27.02

24.

Забота о каждом.

«Заряд на добрые

дела».

Доброта — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено.

Добрые дела граждан России в прошлые

времена: благотворительность; пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных религиях.

1.

06.03

25.

Международный

женский день.

«Мамы разные

важны».

Международный женский день — праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Нет на свете профессии, которой не может научиться женщина.

Великие женщины в истории России: Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач).

Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова, М. Плисецкая, Л. Зыкина.

1.

13.03

26.

110 лет со дня

Рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов Российской

Федерации и СССР

С. В. Михалкова.

«Поэт, который писал для детей и о детях».

Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России. Правила слушания и исполнения гимна.

С. В. Михалков — выдающийся поэт ХХ века, автор стихов, которые дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской литературы. Слушаем и читаем стихи Михалкова

1.

20.03

IV четверть – 8 часов

27.

День воссоединения Крыма с Россией.

«Путешествие по Крыму».

Крым — природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелёная растительность.

Природные достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка, Чёрное и Азовское моря.

Симферополь — столица Республики

Крым, «ворота Крыма».

1.

03.04

28.

Всемирный день

Театра.

«Что на что похоже:

зачем человеку воображение?»

Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов.

Умеем ли мы фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для тканей, посуды, расписывать игрушки.

1.

10.04

29.

День космонавтики. Мы — первые.

 «Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос).

Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал: „Поехали!“» — первый полёт человека в космос; Ю. А. Гагарин — Герой Советского Союза. Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый длительный по-

лёт в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.

1.

17.04

30.

Память о геноциде

советского народа

нацистами и их пособниками.

 «Надо ли вспоминать прошлое?»

Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагеря как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и офицеры. 11 апреля — день освобождения узников концлагерей.

1.

24.04

31.

День Земли.

«Где можно увидеть

нетронутую природу?»

Особо охраняемые территории в России — заповедники, национальные парки. Экологические тропы — что это такое?

Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой Арктический заповедник, в заповедник «Чёрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов). Таймыр — родной дом северных оленей.

Окский заповедник — журавлиный питомник.

1.

15.05

32.

День труда.

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту?

Профессии моих родителей, бабушек и дедушек.

Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь?

1.

22.05

33.

День Победы.

Бессмертный полк.

«Мужество, честь, отвага. Что это и откуда берётся в человеке?»

Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов, защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. Связь (преемственность) поколений: бессмертный полк — помним, любим, гордимся. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины?

1.

29.05

ИТОГО:

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»

Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...

Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности

В основу программы  «Родник» положены следующие принципы:  - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса объединения «Волшебный мир оригами»

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответству...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не вс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»

Цели и задачи программы:Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление ...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Азбука этикета»

Цель программы Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях; уважительного отношения к людям разных национальностей.Задачи программы:1....

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению: изобразительное искусство «Нетрадиционные техники рисования»

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению: изобразительное искусство «Нетрадиционные техники рисования»...