Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению: изобразительное искусство «Нетрадиционные техники рисования»
рабочая программа

Суркова Марина Рувимовна

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению: изобразительное искусство «Нетрадиционные техники рисования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx50.34 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

по направлению: изобразительное искусство

«Нетрадиционные техники рисования»

Суркова Марина Рувимовна,

Москва 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению: изобразительное искусство «Творческая мастерская. Нетрадиционные техники рисования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе разработок В.Л. Стрелкиной «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» и М. С. Вальдес Одрисолла «Арттерапия в работе с подростками».

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков, с использованием методик изотерапии.

Кроме того, представленная программа представляет собой одно из направлений работы по здоровье сбережению школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству, курса «Нетрадиционные техники рисования».

Ключевым понятием программы является техника изотерапии, как часть арттерапии, с целью коррекции эмоционального состояния подростков посредствам техник нетрадиционного рисования.

Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Творческая мастерская. Нетрадиционные техники рисования» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий.

Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в Интернете, книгах, словарях, справочниках.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.

НАПРАВЛЕННОСТЬ – художественное творчество, изотерапия 

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

РЕЖИМ РАБОТЫ. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по одному учебному часу.

Реализация программы внеурочной деятельности основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству, изотерапии.

Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях рисования дети также научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - развитие художественно-творческих способностей посредством изобразительной деятельности, с применением методик изотерапии.

ЗАДАЧИ:

  • Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
  • ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
  • создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
  • развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
  • формирование чувства цвета;
  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
  • содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

При реализации данной программы дети приобщаются к поисковой работе и умении использовать её в своём творчестве, применяются методики изотерапии.

Актуальность заложена в реализации основной цели преподавания изобразительного искусства в школе; формирование внутреннего мира человека, эмоциональной отзывчивости , приобщение к ценностям и традициям народной культуры, кроме того, используются техники изотерапии. Этому способствуют чередование видов деятельности; поисковая: конструктивно-практическая, познавательная.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип 
научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип 
поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип 
динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип 
сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип 
выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип 
сотрудничества (совместная работа родителями);

  МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Кроме того, использование различных техник изотерапии на уроке и внеурочной деятельности даёт положительный эффект. Занятия по изотерапии проводяться во внеурочное время, можно проводить в школе на уроках искусства, на занятиях дополнительного образования, дома.

На своих занятиях я преследую следующие цели

Цели изотерапии:

1. Выпустить накопившуюся агрессию.

2. Настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции.

3. Развитие самоконтроля и рефлексии.

4. Налаживание отношений между детьми.

5. Изотерапия естественным и первоначальным образом развивает художественно-эстетический вкус и способности. Если у ребенка получается работа он будет удовлетворен, это вызовет положительные эмоции.

Основные особенности изотерапии, которые я соблюдаю на занятиях с детьми во внеурочное время:

1. Чтобы обеспечить свободное течение творчества, руководитель (учитель) должен как можно меньше всего в него вмешиваться.

2. Детям надо сказать, чтобы они открыто выражали свои чувства и не беспокоились о художественных достоинствах своего произведения.

3. Если при этом у кого-то из участников обнаружится скрытая художественная одарённость – прекрасно, но для изотерапевтического процесса это не имеет значения.

4. Руководитель группы не обязательно должен быть художником. Здесь гораздо важнее чувствовать интерес к художественному творчеству.

Кроме того, в своей работе по изотерапии я придерживаюсь определенных правил проведения занятий.

1.Приветствие  (1-3 мин.)


Создать атмосферу доверия и принятия. Коллективные упражнения, направленные на сплочение группы определяются учителем или придумываются, импровизируются самими детьми.
2.Разминка ( 5 мин.)


Настройка на продуктивную групповую деятельность активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное возбуждение. Изобразительные упражнения направлены на установление эмоционального контакта между всеми участниками.

Например, такое упражнение как: «Моё эмоциональное состояние», целью которого является в выражении, выплеске эмоции с помощью красок или других художественных материалов.
3. Основной этап (20-25 мин.)


Собственная творческая деятельность детей с использованием различных техник как традиционного так и нетрадиционного рисования, различных художественных материалов. В терапевтических целях во время рисования необходимо акцентировать внимание детей на их ощущениях, чувствах, настроении. Рисунки выполняются быстро, эмоционально, экспрессивно.


4.Заключение (10-12 мин.)

Оценка занятия, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости уверенности в себе у детей. Анализ каждого рисунка (рисунок переходит из рук в руки, дети высказываются о том, что им нравится в рисунке, а что можно изменить, дополнить).
Выставка рисунков.

Обсуждение (детям задаются вопросы такого типа):1. Какие чувства испытывал каждый участник? 2. Какие были трудности, а что было легко? 3. Какие чувства, настроение испытывает каждый участник в конце занятия? (Как изменилось внутреннее состояние?).

Следует отметить, что этот этап является не менее важным, чем основной, т.к. наибольший эффект оказывает именно процесс проговаривания своих чувств и отражение в сознании ребенка положительных эмоций и нового позитивного опыта.

Представляем некоторые методики изотерапии, которые применяются в данной экспериментальной работе.

На занятиях используются следующие методики изотерапии

Спонтанное рисование.

Смысл этого упражнения в том, что, выполняя его, спонтанно выражаются текущие переживания. По окончании этого процесса участникам предлагают попытаться определить, что означают загогулины, предметы или фигуры, которые явились им из подсознания.

Индивидуальное рисование.

Это упражнение прекрасно подходит для начала занятий. Оно будит творческое начало в участниках группы, позволяет им осознать свои эмоции.

Задача ребенка – символически изобразить, своё состояние, как бы он ни чувствовал себя – на подъёме или упадке. Пусть рисует всё ,что придет ему в голову. Когда дети заканчивают рисование, они могут обменяться впечатлениями о своих и чужих работах, при этом, не давая им оценок.

Каждый использует это упражнение с целью разбудить свою фантазию, отразить в образах своё внутреннее состояние.

Парное рисование.

Каждый ребёнок выбирает себе партнёра. Между ними кладётся большой лист бумаги, и каждый получает множество цветных мелков. Бумага пространство для совместного рисования. Партнёры начинают спонтанное рисование на общем листе бумаги, выражая, таким образом, свои чувства. Общаются они только посредством линий, фигур и цветов.

Окончив рисование, партнёры могут обсудить свои впечатления.

Групповое рисование.

Это упражнение позволяет каждому внести свой вклад в создание рисунка.

Каждый ученик берёт лист бумаги и  цветные карандаши. Все усаживаются в круг. Каждый начинает рисовать то, что сочтёт нужным. По сигналу руководителя все передают свои начатые рисунки соседям слева и получают чужие рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево и получают справа и полученные дорисовывают. Так продолжается пока каждый не получит рисунок, который он начинал. Наконец учащиеся обсуждают свои впечатления.

Пальцевая живопись.

Это упражнение приносит положительный результат – снимает страх перед ошибкой, снимает напряжение. Мазки или печати создаются фалангами пальцев, испачканных в краске. Пальцевая живопись также включает в себя рисование пластилином.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка, снижение эмоциональной нагрузки с помощью техник изотерапии.

Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная
4. Гуашь.
5. Восковые мелки.
6. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки. 
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Аптечный парафин или восковые свечи.

Содержание программы

Программа рассчитана на 1 год обучения ( 34 часа) и состоит из 5 разделов.

Раздел 1. Введение. Нетрадиционные техники рисования. 9 часов.

«Шаблонография» – данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит.

«Знакомая форма» - («новый образ») – карандашом обводится выбранный предмет (ножницы, очки, вилка, степлер, ложка и т.д.). Затем превращают его во что-то другое, путём дорисовывания любыми подходящими материалами. Можно обновить любые предметы, а также кисти рук и ступни ног.)

Вариант 2. (ожившие предметы). Изображаются разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т.д. Которые, вдруг «ожили».  При этом сохранить форму рисуемых объектов, придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды бантики, галстуки, шляпки и др.

«Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья  можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок.

«Рисование методом тычка» - (ватным тампоном) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.

«Тычок (жёсткой полусухой кистью)» - используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется  по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Раздел 2. Нетрадиционная живопись. 7 часов.

«Кляксография» - капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

«Набрызг» - (рисование зубной щёткой). На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д.

«Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце.

«Рисование по мокрой бумаге». Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

Техника «Пуантилизм». Рисование маленькими мазками на белой бумаге с просветами.

«Монотопия» - (отпечаток)- лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.

Техника «Акватипия». Отпечаток на бумаге.

Раздел 3. Смешанные техники рисования. Синтез. 10 часов.

«Фотокопия» - рисунок находится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

«Витраж» (клеевые картинки) – клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для подсыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть. Одним цветом несколько участков в разных местах, а только после этого менять цвет.

Раздел 4. Техника простой печати. 3 часа.

«Оттиск пробкой» - используются различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).

«Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом» - способ получения изображения одинаков, что и выше перечисленный. Правило – не используется вода.

«Печать по трафарету» - поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью

Раздел 5. Аппликации. Техника коллажа. 5 часов.

«Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

«Обрывание бумаги» – отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.

Техника «Мозайка» («Коллаж») располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, понимания цвета и его преобразования, воспитывают аккуратность и терпеливость.

Техника «Пластилинография».

Мягкость, пластичность, простота использования, доступность и дешевизна – вот свойства, которыми обладает пластилин. Из пластилина можно делать и простые фигурки, и панно и, даже, целые картины. Для этого нужны лишь фантазия, художественный вкус и умелые руки.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения

Кол-во часов

Примерный срок

Четверть 1. Раздел 1. Введение. Нетрадиционные техники рисования. 9 ч.

1

«Воздушные шарики»

Рисование с натуры и по представлению «Шаблонография»

1

 1 неделя, сентябрь

2

«Тарелочка» Композиция в круге

Рисование с натуры и по представлению «Шаблонография»

1

2 неделя, сентябрь

3

Простые очертания «Овощи»

Обводка, лекало раскраски. «Знакомая форма»

1

 3 неделя, сентябрь

4-5

Разнообразные листья. Панно «Осенний лес». «Осенний букет»

Обводка по контуру, рисование по памяти. Техника «Отпечатки листьев»

2

 4 неделя, сентябрь, 5 неделя, октябрь

6

«Дары природы.»

Метод «Тычка». Рисование с натуры и по представлению

1

6 неделя, октябрь

7

«Гроздь рябины»

Метод «Тычка». Рисование с натуры и по представлению

1

7 неделя, октябрь

8

«Разнообразные фактуры»

Техника «Сухой кисти»

1

8 неделя, октябрь

9

«Дождь идет»

Техника «по мокрому» + «набрызг»

1

9 неделя, октябрь

Четверть 2. Раздел 2. Нетрадиционная живопись. 7 ч.

10

«Мои любимые краски» «Краски осени»

Техника «Набрызг». Техника «Акватипия», «Пальцевая живопись»

1

 10 неделя, ноябрь

11

«Овощи и фрукты»

Техника «Пуантилизм»

1

 11 неделя, ноябрь

12

«Пейзаж – настроение»

Техника «Живопись по сырому»

1

12 неделя, ноябрь

13

«Разноцветные пятна»

Техника

« Кляксография»

1

 13 неделя, ноябрь

14

«Мир полон украшений» «Бабочка»

Техника «Гуашь на тонированной бумаге» Рисование по представлению. Предметная монотипия.

1

 14 неделя, декабрь

15

«Красавица-зима»

Техника «Акварель + белый восковой мел».

Техника «Рисование ластиком»

1

 15 неделя, декабрь

16

«Новогодняя Ёлка» «Праздничный салют»

Техника «Смешанная живопись» .Техника «Пуантилизм»

1

 16 неделя, декабрь

Четверть 3. Раздел 3. Смешанные техники рисования. Синтез. 10 ч.

17

«Праздничный сказочный дворец»

Техника «Витраж». Бумагопластика.

1

 17 неделя, январь

18

«Постройки бывают разные»

Аппликация из кусочков бумаги. Техника «Мозайка»

1

 18 неделя, январь

19-20

«Холодные и теплые цвета»

Техника «Смешанная»

2

 19 неделя, январь,20 неделя, февраль

21

«Любимые игрушки»

Рисование с натуры по представлению. Техника «Рисунки с помощью трафарета»+ «Смешанная»

1

 21 неделя, февраль

22

«Наши друзья животные»

Рисование с натуры и по представлению. Техника «Рисование по- мокрому»+ «Фотокопия»

1

 22 неделя, февраль

23

«Подводный мир»

Техника «Акватипия»

1

 23 неделя, февраль

24

«Солнышко»

Техника «Мозайка». «Витраж»

1

 24 неделя, март

25

«Разноцветные жуки»

Техника «Смешанная»

1

25 неделя, март 

26

«Разные птицы»

Рисование по представлению Техника «Сухая кисть»+ «Смешанная»

1

 26 неделя, март

Четверть 4. Раздел 4. Техника простой печати. 3 ч.

27

«Весенние цветы»

«Печать по трафарету»

1

 27 неделя, апрель

28

«Веселый орнамент»

Техника «Оттиск пробкой»

1

28 неделя, апрель

29

«Сказочные рыбки» «Золотая рыбка»

Рисование с натуры и по представлению. Техника «Печать по трафарету» +«Сухая кисть»

1

 29 неделя, апрель

Раздел 5. Аппликации. Техника коллажа. 5 ч.

30

«Веселый клоун»

Техника «Аппликации». «Обрывание бумаги»

1

30 неделя, апрель

31

«Корзина подснежников»

Техника «Аппликации

1

31 неделя, май

32

«Постройки бывают разными»

Техника «Мозайки»

1

32 неделя, май

33

«Весеннее настроение»

Техника «Скатывание бумаги»

1

33 неделя, май

34

«Здравствуй, лето»

Рисование с натуры и по представлению Техника «Смешанная»

1

 34 неделя, май

Способы и показатели оценки результативности программы

В результате использования изотерапии во внеурочной деятельности постепенно проявляются следующие результаты:

  1. Занятия изотерапией дают возможность социально приемлемому выходу агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом “ выпустить пар” и разрядить напряжение.
  2. Облегчается процесс коррекции эмоционального состояния детей. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их.
  3. Налаживаются отношения между детьми. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  4. Развивается чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и

картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

  1. Концентрируется внимание на ощущениях и чувствах в процессе создания рисунка.

Развиваются художественные способности и повышается самооценка

По мнению исследователя С.Г. Корниенко, «структуру эстетической воспитанности можно представить в виде последовательной цепочки взаимообусловленных составляющих: потребность-мотив-знание (представления, понятия, факты) - суждение-убеждение (вкус) - действия - деятельность - поведение - привычка (пронизана эстетическим чувством).

О.П. Котикова и В.Г. Кухаронак в эстетической воспитанности личности выделяют следующие сущностные объекты: «развитие эмоциональной сферы личности, передача учащимся необходимых художественных знаний и развития их творческого потенциала»

Эстетическая воспитанность личности, без сомнений имеет интегрированный характер. На основе нормативно-программных документов и педагогических исследований были выделены основные компоненты эстетической воспитанности школьников среднего звена. Их структура имеет следующие элементы:

1) когнитивный: эстетические представления и знания учащихся, (информированность) в области искусства;

2) эмоционально-побудительный: эстетическая направленность личности, интересы, склонности, предпочтения;

3) деятельностный: практические умения и навыки эстетико-предметной деятельности, проявление творческой активности.

Изучение степени сформированности этих компонентов позволяет судить об уровне эстетической воспитанности учащихся:

Когнитивный:

1. Запас чувственных эстетических впечатлений и представлений о прекрасном и безобразном;

2. Наличие основ знаний об эстетически значимых предметах и явлениях, их качествах (звуковых, колористических, пластических и т.д.);

3. Понимание особенностей выразительных средств различных видов искусства;

4. Способность к аргументированному эстетическому суждению, оценке произведений искусства и явлений действительности (проявление эстетического вкуса);

5. Умение выразить свое отношение к произведению искусства с посильным применением художественных терминов;

6. Эстетические взгляды, идеал (в стадии становления);

Эмоционально-побудительный:

1. Эмоционально-эстетическая отзывчивость (отклик на эстетические проявления действительности и искусства), чувство прекрасного;

2. Эстетико-ценностная направленность личности (эстетические потребности, интерес);

3. Любовь и интерес к искусству, стремление к получению знаний об искусстве, к эстетическому восприятию его произведений;

4. Уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению;

5. Интерес к мировому искусству и культуре других народов;

6. Потребность в эстетическом преобразовании окружающей среды;

7.Стремление к гармонии внутренней и внешней красоты, эстетизации жизнедеятельности;

Деятельностный:

1. Способность к эстетико-предметной деятельности по внесению красоты в жизнь, отношения между людьми;

2. Наличие умений и навыков эстетико-предметной творческой деятельности;

3. Способности к отдельным видам искусства;

4. Умения использовать средства художественной выразительности искусства;

5. Способность к художественно-творческому самовыражению (образная выразительность, содержательность и оригинальность продуктов творческой деятельности);

6. Творческая активность, соответствующая склонностям и способностям личности;

7. Проявление эстетических ценностно-художественных ориентации в творческой деятельности и поведении;

8. Культура труда.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

«Творческая мастерская»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.

Планируемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и возможностях техник нетрадиционного рисования, декоративно прикладного искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу года обучения дети будут знать:

  1. основные и дополнительные цвета;
  2. цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
  3. понятие симметрии;
  4. контрасты форм;
  5. свойства красок и графических материалов;
  6. соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
  7. работать в определённой гамме;
  8. доводить работу от эскиза до композиции;
  9. использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет); основные законы композиции;
  10. основы цветоведения;
  11. свойства различных художественных материалов;
  12. основные центры и виды декоративно-прикладного искусства;
  13. Основы работы в различных техниках нетрадиционного рисования

Уметь:

  1. выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
  1. смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  2. правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  3. грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  4. работать самостоятельно и в коллективе;
  5. соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
  6. работать в определённой гамме;
  7. доводить работу от эскиза до композиции;
  8. использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

у них получат развитие общеучебные умения

 и личностные качества:

  1. умение воспринимать конструктивную критику;
  2. способность к адекватной самооценке;
  3. умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
  4. трудолюбие, упорство в достижении цели;
  5. взаимопомощь.

Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  1. текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  2. промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  3. итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
  2. через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.





ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.. Вальдес Одрисола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности.М.: ВЛАДОС, 2007.

2. Вегнер А.Л. Психологические и рисуночные тесты: иллюстрированное пособие. М.: АЛАДОС-ПРЕСС, 2007.

4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

6. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. СПб. 2005.

7. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, 2001.

8. Лебедева Л.Д Арт-терапия в педагогике //педагогика, - 2000, -№9.

9. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М.: Гиппо. 2003.

10. Массанова М. В. Изотерапия как фактор формирования личности дошкольника / М. В. Массанова // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015.

11. Медведева Е.А, Левченко И.Ю., Комиссаров Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001 .

12. Стрелкина В.Л. Нетрадиционная техника изодеятельности в школе. 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Развитие мелкой моторики детей по средствам нетрадиционных техник рисования»

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников....

Рабочая Программа по развитию способностей детей средней группы «Нетрадиционные техники рисования»

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию дошкольников: с использованием нетрадиционных техник рисования «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на с...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Разноцветная Палитра» (нетрадиционные техники рисования)

Рабочая программадополнительной образовательной услуги –кружка «Разноцветная Палитра»(нетрадиционные техники рисования)...

Рабочая программа "Радуга красок" по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать....

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Азбука этикета»

Цель программы Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях; уважительного отношения к людям разных национальностей.Задачи программы:1....

Рабочая программа по «художественно- творческому развитию» «Время рисовать» (нетрадиционные техники рисования) для детей 4 – 7 лет

Рабочая программа по «художественно- творческому развитию»  «Время рисовать»  (нетрадиционные техники рисования)  для детей 4 – 7 лет...