Сценарий организованной образовательно-развлекательной деятельности по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. «Путешествие в весенний лес или как ребята помогли разбудить медведя». (В СОАВТОРСТВЕ С ЕВТУХОВИЧ А.С. - МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВО
методическая разработка по коррекционной педагогике
Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения туловища, головы, рук, ног сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей.
Актуальность данного занятия, обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер - занятия логопедической ритмикой, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений. На занятиях формируются представления о музыкальных, двигательных, речевых ритмах.
В игровой форме дети овладевают движениями артикуляционной, общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с артикуляционными укладами звуков и с элементарными приемами самомассажа. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Такое построение занятия позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всей деятельности и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Логопедическая ритмика проводилась в виде игры-путешествия в весенний лес, являлось итоговым занятием (результат работы за 1 год).
Лексическая тема: «Весна».
Цель: Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- Коррекционные:
А) Неречевые:
- Развитие координации движений
- Развитие пространственной ориентировки
- Развитие слухового внимания, памяти, динамического слуха
- Развитие общей моторики
- Перераспределение мышечного тонуса
- Нормализация ритма и темпа движений
- Развитие плавности движений
- Нормализация переключаемости движений
- Развитие артикуляционной моторики
- Развитие мимической моторики
- Развитие мелкой моторики
Б) Речевые:
- Развитие координации слова с движением
- Координация темпа и ритма движения и музыки
- Развитие речевого дыхания
- Развивающие задачи:
- Закрепление основных движений
- Развитие музыкального слуха
- Развитие памяти, внимания, мышления
- Образовательные задачи:
- уточнять знания детей о характерных признаках весны, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида диких животных и перелетных птиц;
-совершенствовать грамматический строй речи: совершенствование умения правильно употреблять в речи предлоги: ЗА; ОКОЛО; НА; ПОД.
- Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- продолжать развивать активность и инициативу;
-продолжать формировать у детей эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности;
- поощрять желание помогать, развивать эмпатию у детей.
Материалы и оборудования: картинки с признаками весны и осени, проектор и мультимедийная презентация с видеофрагментами, компьютерная игра «Дикие животные», аудиозаписи животных и звуки природы, ковер, разрезная картинка-пазл «Солнце» на магнитах, магнитная доска, деревянные палочки (по количеству детей), большие грецкие орехи (по количеству детей), Су-Джок шарики (по количеству детей), ортопедические кочки (16 шт).
Место: музыкальный зал.
Форма одежды: спортивная
Время: 30 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_logoritmika.doc | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
-
СЦЕНАРИЙ ООД ПО ЛОГОРИТМИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «Весна»
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС ИЛИ КАК РЕБЯТА ПОМОГЛИ РАЗБУДИТЬ МИШУ».
- ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Упражнения на различные виды ходьбы и бега.
Дети входят в зал друг за другом с деревянными палочками под музыку. Выполняют ходьбу, и стучат палочками друг о друга под музыкально-ритмическую игру «Стоп, идем», под акцент в музыке останавливаются…, снова идут...
Педагог предлагает детям сесть на стульчики.
Педагог:
- Какое сейчас время года? Какие признаки весны вы знаете?
Педагог:
- У вас под стульчиками по две картинки с признаками разных времен года, выберите только одну картинку с признаком весны, назовите признак полным предложением.
Пример: «Весной тает снег».
- Ответы детей.
2. Упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Педагог:
- Покажите, как на речке трескается лед, и плывут льдины – двигать нижней челюстью вправо-влево;
Пускаем кораблики – попеременно поднимать уголки губ вправо-вверх, влево-вверх; сосулька тает – чередование широкого и узкого языка, лопаются почки на деревьях – пощелкать; звери проснулись после зимней спячки – зевание, широко открывая рот.
На слайде появляется Маша из мультфильма «Маша и медведь» и слышится плач.
Педагог:
- Ой, вы слышали это?
(Дети узнают Машу).
Педагог:
-Как вы думаете, почему она грустная?
Дети:
- Ответы детей.
Включается запись, на которой Маша рассказывает о том, что пришла весна, а медведь никак не просыпается.
Педагог:
- Маша, а ты его будила?
Маша (аудиозапись):
- Я его итак будила, и так будила…..
Включается видео-фрагмент мультфильма «Маша и медведь», в котором Маша пытается, безуспешно, разбудить медведя).
Маша снова плачет.
Педагог:
- Маша, давай, мы с ребятами тебе поможем?
Маша (аудиозапись):
- А вы справитесь? Ведь это очень непросто!!! Надо пройти через дремучий лес, собрать все подсказки??
Дети:
- ответы детей.
Маша (запись):
-Жители леса охраняют подсказки и отдадут только тем, кто справится с их сложными заданиями. Вы готовы отправиться в лес?
Дети:
-Да!
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Основа завязана на музыкальной игре «Мы идем» М. Шуть.
Педагог:
- Отправляемся в лес! (Дети встают вкруг, в середине коврик с необходимыми для занятия атрибутами: деревянные палочки, орешки, кочки, Су-джок –шарики)
3. Упражнение на координацию речи с движениями.
Включается отрывок композиции «Мы идем» - дети выполняют движения в соответствии со словами.
ОСТАНОВКА ЛЕС. Музыка выключается (На экране картинка весеннего леса).
Педагог:
-Ребята, мы пришли в лес! Какой здесь свежий воздух! Давайте подышим?
4.Упражнения на развитие дыхания.
Педагог:
-Вдох через нос - задержка дыхания - озвученный выдох:
«А-ах!».
- «А, какой сильный ветер!»
Упражнение «Ветер качает деревья»
Дети поднимают руки вверх и, произнося на выдохе «У-у-у…», раскачиваются вправо и влево.
Педагог:
- Молодцы!
Включается аудиозапись «фырканье ежа».
Педагог:
- Кто это? (Дети отгадывают на слух)
Дети:
- Это ежик! На экране картинка ежика.
Ежик (аудиозапись):
- Здравствуете, ребята! У меня подсказка есть! Вы ребята, меня удивите, и подсказку свою получите!
Педагог:
- Ой, ребята, как же нам ежика удивить? Давайте погладим ежика?
(педагог предлагает взять детям су-ждок шарики и поиграть с ними)
5. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук (с Су-Джок шариками)
«Колючий ежик»
Гладь мои ладошки, ежик!
Ты колючий, ну и что же?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
(Проговариваем слова, катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальчиками до колючек).
На слайде появляется картинка шара, такой же шар выкатывается к детям, в э шаре первая подсказка – часть пазла (шар открывающийся).
Педагог:
-Видимо, удивили мы ежика, первая подсказка наша. Берут с собой шар
и идут дальше. Продолжается музыкальная игра «Мы идем..»
Дети выполняют движения в соответствии со словами в песне до следующей остановки, передвигаясь по кругу, вокруг коврика.
ОСТАНОВКА ПОЛЯНА. На слайде картинка полянки.
Педагог:
-Давайте присядем на полянку?
(дети садятся на коврик). Включается аудиозапись «Звуки белки».
- Как вы думаете, что это?
-ответы детей.
На экране появляется белочка.
Дети:
- Это белка!
Белка (аудиозапись):
- «Я орешки все грызу, скучно стало мне в лесу, поиграть сейчас хочу, вы меня развеселите и подсказку получите»
Музыкальный руководитель предлагает поиграть белке с орешками:
-Давай, ребята тебя научат одной веселой игре? Ребята, поиграем?
Дети:
- Да
6. Упражнение на развитие координации руки и глаза, развитие темпа, ритма.
Игра «Взял – отдал» под музыку Wasky Busy Jon-Happy.
Дети произносят слова: «У меня, у соседа, взял – отдал», одновременно передают орех соседу справа и получают орех от соседа слева (по часовой стрелке).
Музыкальный руководитель:
-Молодцы!
Белка исчезает, появляется шар со 2 подсказкой – часть пазла.
Продолжается музыкальная игра «Мы идем», дети встают и продолжают выполнять действия в соответствии со словами песни: «Мы идем, мы идем, никогда не устаем, все преграды мы пройдем……, вдруг повстречались страшные звери»….Дети слышат вой волка.
Педагог:
- А это кто?
- ответы детей. На слайде появляется волк.
Волк (аудиозапись):
- «Так подсказку вам не взять, надо в прятки нам сыграть, если всех найдете – шар с подсказкой заберете»!
Педагог включает авторскую компьютерную игру «Дикие животные».
7. Упражнение на развитие внимания, памяти, речи, отработка предлогов.
На слайде дикие животные.
Педагог:
- Витя, кого ты видишь? Как можно назвать их одним словом?
Витя:
- это дикие животные.
Педагог:
- Поиграем в прятки? Ребята, посмотрите внимательно и запомните, кто, где находится. Сейчас все животные спрячутся и будут появляться, если вы правильно скажите, где они были.
Дима, где сидела белка?
Дима:
- Белка сидела на елке!
(на слайде появляется белка)
Педагог:
- Катя, где была лиса?
Катя:
- Лиса была за деревом.
(На слайде появляется лиса)
Педагог:
- Варя, где сидел ежик?
Варя:
- Ежик сидел на пеньке.
(На слайде появляется ежик)
Педагог:
-Игорь, где стоял волк?
Игорь:
- Волк стоял около ручейка.
(На слайде появляется волк)
Педагог:
- Молодцы! Всех животных нашли, задание выполнено.
Выкатывается 3 шар, в котором 3 часть пазла.
Педагог:
- Идем дальше, ребята.
Продолжается музыкальная игра «Мы идем»…
ОСТАНОВКА ОПУШКА.
Педагог:
- Давайте сядем, отдохнем? Садятся на коврик.
Какие звуки природы вы слышите?
8. Упражнение на развитие слухового внимания.
Дети слушают и отгадывают звуки природы:
Вода,
Ветер,
Лягушка,
Птица.
Педагог:
- Дети, а все ли птицы сейчас в лесу? А где они?
- ответы детей.
Педагог:
- Интересно, хорошо ли вы знаете перелетных птиц? Поиграем?
Педагог предлагает поиграть в игру 4-ый лишний. Картинки птиц на слайде.
1 картинка: ворона, синица, ласточка, кукушка.
2 картинка: кукушка, соловей, дятел, ласточка.
Дети называют лишнюю птицу и объясняют свой выбор. После беседы о дятле, слышится стук дятла (аудиозапись), на экране появляется картинка дятла.
Дятел (аудиозапись):
- «Я по дереву стучу, червячка добыть хочу и деревья все лечу, вы стучать мне помогите, и подсказку получите, шарик в дереве найдите и к медведю вы пойдете».
Музыкальный руководитель предлагает сесть вкруг на коленки и взять деревянные палочки.
9. Упражнение на развитие темпа, ритма, музыкального слуха.
Включается музыкальная композиция «Летка-Енка» финская народная полька. Дети с музыкальным руководителем под музыку стучат палочками.
После выполнения упражнения на экране картинка дерева с дуплом – в нем шар. 4 Шар - подсказка выкатывается к детям – в нем 4 часть пазла.
Педагог:
-Молодцы какие, все подсказки собрали, а вот и берлога медвежья! На экране картинка дома медведя.
Осталось, через ручей перебраться, давайте по кочкам прыгать, чтобы не замочиться?
ОСТАНОВКА РУЧЕЙ.
10. Упражнение на развитие речевого внимания.
«Ручеек»
(На слово «Ух» - надо перепрыгнуть на соседнюю кочку по кругу.)
Педагог:
- Все перепрыгнули! Никто не промок. Давайте откроем шары и посмотрим, что в них! (Дети открывают шары, находят в них части - пазлы на магнитах, собирают на магнитной доске).
Дети:
-Получилось солнце!
Маша (айдиозапись):
-Кажется, я поняла, солнце поможет разбудить Мишу!
11. Упражнение на развитие мимической моторики.
На экране солнышки с разными эмоциями.
Логопед:
- Солнышко удивилось, что мы так легко справились с заданиями, а потом нахмурилось. Сделайте так же. Оно долго не может сердиться, вот уже подмигивает нам – и вы подмигните. А сейчас, оно важно надуло щеки и улыбнулось – улыбнитесь в ответ.
Педагог:
Мы с вами дошли до Мишкиной берлоги. Солнце ярко светит.
Включается музыкальная композиция, дети выполняют танец с солнышками.
«Солнышко, солнышко, пожалуйста, вернись» Детский хор «Великан»
На экране картинка спящего Миши.
Включается фрагмент мультфильма, где медведь просыпается.
На слайде радостная Маша.
Включается озвученный видеофрагмент, где Маша и медведь благодарят детей и убегают в лес.
Педагог:
- Ребята, вы помогли Маше разбудить медведя, а теперь пора возвращаться в детский сад!
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Педагог:
- Устали? Я видела самолет у медведя за домом? Давайте обратно полетим на самолете, будет быстрее?
12. Упражнение на релаксацию «Самолеты» Включается музыкальная игра «Самолеты»
Затем дети готовят парашют, раскрывают и легонько приземлятся на коврик.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Путешествие в весенний лес»
Целью занятия является формирования у дошкольников интереса к живой природе. В занятие включены элементы театрализованной деятельности в рамках работы по технологии театрального творчества....
Конспект образовательной деятельности по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе логоритмической игры «Путешествие в зимний лес»...
Конспект образовательной деятельности по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста.
Создание социальной ситуации развития в логоритмической игре...
Сценарий организованной познавательно-игровой программы для родителей и детей старшего дошкольного возраста по теме: «Веселый пешеход»
Цель мероприятия – создание условий для формирования у дошкольников устойчивых умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Повышение компетенции родителей в области безопасной жи...
Конспект НОД с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Космическое путешествие к Далекой планете".
Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную, мелкую и общую моторику; координацию речи с движением....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: игра – путешествие по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»
конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема:игра -путешествие по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветоч...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие по весеннему лесу".
Конспект содержит методические разработки по реалиизации модуля речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР....