Сценарий организованной образовательно-развлекательной деятельности по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. «Путешествие в весенний лес или как ребята помогли разбудить медведя». (В СОАВТОРСТВЕ С ЕВТУХОВИЧ А.С. - МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВО
методическая разработка по коррекционной педагогике

Котюрова Юлия Андреевна

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения туловища, головы, рук, ног сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей.

Актуальность данного занятия, обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

     Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер - занятия логопедической ритмикой, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений. На  занятиях   формируются  представления  о  музыкальных,   двигательных,  речевых  ритмах.

 В  игровой форме  дети   овладевают  движениями артикуляционной,   общей  и  мелкой  моторики,  учатся  находить  ритмическую  организацию  в  музыке  и  речи,  знакомятся с артикуляционными укладами звуков и   с  элементарными  приемами  самомассажа. Сюжетно-тематическая  организация  занятий  позволяет  каждому  ребенку  чувствовать  себя  комфортно,  уверенно,  так как  в  игре  максимально  реализуются потенциальные возможности  детей.  Такое   построение  занятия   позволяет  добиться  устойчивого внимания  на  протяжении всей  деятельности и  соответственно  повышает  результативность  в  усвоении знаний.  

 

 Логопедическая ритмика проводилась в виде игры-путешествия в весенний лес, являлось итоговым занятием (результат работы за 1 год).

 

Лексическая тема: «Весна».

Цель: Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  1. Коррекционные:

А) Неречевые:

  • Развитие координации движений
  • Развитие пространственной ориентировки
  • Развитие слухового внимания, памяти, динамического слуха
  • Развитие общей моторики
  1. Перераспределение мышечного тонуса
  2. Нормализация ритма и темпа движений
  3. Развитие плавности движений
  4. Нормализация переключаемости движений
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие мимической моторики
  • Развитие мелкой моторики

Б) Речевые:

  • Развитие координации слова с движением
  • Координация темпа и ритма движения и музыки
  • Развитие речевого дыхания
  1. Развивающие  задачи:
  • Закрепление основных движений
  • Развитие музыкального слуха
  • Развитие памяти, внимания, мышления
  1. Образовательные задачи:

- уточнять знания детей о характерных признаках весны, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида диких животных и перелетных птиц;

-совершенствовать грамматический строй речи: совершенствование умения правильно употреблять в речи предлоги: ЗА; ОКОЛО; НА; ПОД.

  1. Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение друг к другу;

- продолжать развивать активность и инициативу;

-продолжать формировать у детей эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности;

- поощрять желание помогать, развивать эмпатию у детей.

Материалы и оборудования: картинки с признаками весны и осени, проектор и мультимедийная презентация с видеофрагментами,  компьютерная игра «Дикие животные», аудиозаписи животных и звуки природы, ковер, разрезная картинка-пазл «Солнце» на магнитах, магнитная доска, деревянные палочки (по количеству детей), большие грецкие орехи (по количеству детей), Су-Джок шарики (по количеству детей), ортопедические кочки (16 шт).

Место: музыкальный зал.

Форма одежды: спортивная

Время: 30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_logoritmika.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

-

СЦЕНАРИЙ  ООД ПО ЛОГОРИТМИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «Весна»

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС ИЛИ КАК РЕБЯТА ПОМОГЛИ РАЗБУДИТЬ МИШУ».

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1. Упражнения на различные виды ходьбы и бега.

Дети входят в зал друг за другом с деревянными палочками под музыку. Выполняют ходьбу, и стучат палочками друг о друга под музыкально-ритмическую игру «Стоп, идем», под акцент в музыке останавливаются…, снова идут...

Педагог предлагает детям сесть на стульчики.

Педагог:

- Какое сейчас время года? Какие признаки весны вы знаете?

Педагог:

- У вас под стульчиками по две картинки с признаками разных времен года, выберите только одну картинку с признаком весны, назовите признак полным предложением.

Пример: «Весной тает снег».

- Ответы детей.

2. Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

Педагог:

- Покажите, как на речке трескается лед, и плывут льдины – двигать нижней челюстью вправо-влево;

Пускаем кораблики – попеременно поднимать уголки губ вправо-вверх, влево-вверх; сосулька тает – чередование широкого и узкого языка, лопаются почки на деревьях – пощелкать; звери проснулись после зимней спячки – зевание, широко открывая рот.

На слайде появляется Маша из мультфильма «Маша и медведь» и слышится плач.

Педагог:

- Ой, вы слышали это?

(Дети узнают Машу).

Педагог:

-Как вы думаете, почему она грустная?

Дети:

- Ответы детей.

Включается запись, на которой Маша рассказывает о том, что пришла весна, а медведь никак  не просыпается.

Педагог:

- Маша, а ты его будила?

Маша (аудиозапись):

- Я его итак будила, и так будила…..

 Включается видео-фрагмент мультфильма «Маша и медведь», в котором Маша пытается, безуспешно, разбудить медведя).

Маша снова плачет.

Педагог:

- Маша, давай, мы с ребятами тебе поможем?

Маша (аудиозапись):

- А вы справитесь? Ведь это очень непросто!!! Надо пройти через дремучий лес, собрать  все подсказки??

Дети:

- ответы детей.

Маша (запись):

-Жители леса охраняют подсказки и отдадут только тем, кто справится с их сложными заданиями. Вы готовы отправиться в лес?

Дети:

-Да!

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Основа завязана на музыкальной игре «Мы идем» М. Шуть.

Педагог:

- Отправляемся в лес! (Дети встают вкруг, в середине коврик с необходимыми для занятия атрибутами: деревянные палочки, орешки, кочки, Су-джок –шарики)

3. Упражнение на координацию речи с движениями.

Включается отрывок композиции «Мы идем» - дети выполняют движения в соответствии со словами.

ОСТАНОВКА ЛЕС. Музыка выключается (На экране картинка весеннего леса).

Педагог:

-Ребята, мы пришли в лес! Какой здесь свежий воздух! Давайте подышим?

4.Упражнения на развитие дыхания.

Педагог:

-Вдох через нос - задержка дыхания  - озвученный выдох:

 «А-ах!».

- «А, какой сильный ветер!»

Упражнение «Ветер качает деревья»

 Дети поднимают руки вверх и, произнося на выдохе «У-у-у…», раскачиваются вправо и влево.

Педагог:

- Молодцы!

Включается аудиозапись «фырканье ежа».

Педагог:

- Кто это? (Дети отгадывают на слух)

Дети:

- Это ежик! На экране картинка ежика.

Ежик (аудиозапись):

- Здравствуете, ребята! У меня подсказка есть! Вы ребята, меня удивите, и подсказку свою получите!

Педагог:

- Ой, ребята, как же нам ежика удивить? Давайте погладим  ежика?

(педагог предлагает взять детям  су-ждок шарики и поиграть с ними)

5. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук (с Су-Джок шариками)

«Колючий ежик» 

Гладь мои ладошки, ежик!

Ты колючий, ну и что же?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

(Проговариваем слова, катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальчиками до колючек).

На слайде появляется картинка шара, такой же шар выкатывается к детям, в э шаре первая подсказка  – часть пазла (шар открывающийся).

Педагог:

-Видимо, удивили мы ежика, первая подсказка наша. Берут с собой шар

 и идут дальше. Продолжается музыкальная игра «Мы идем..»

Дети выполняют движения в соответствии со словами  в песне до следующей остановки, передвигаясь по кругу, вокруг коврика.

ОСТАНОВКА ПОЛЯНА. На слайде картинка полянки.

Педагог:

-Давайте присядем на полянку?

(дети садятся на коврик). Включается аудиозапись «Звуки белки».

- Как вы думаете, что это?

-ответы детей.

На экране появляется белочка.

Дети:

- Это белка!

Белка (аудиозапись):

- «Я орешки все грызу, скучно стало мне в лесу, поиграть сейчас хочу, вы меня развеселите и подсказку получите»

Музыкальный руководитель предлагает поиграть белке с орешками:

-Давай, ребята тебя научат одной веселой игре? Ребята, поиграем?

Дети:

- Да

6. Упражнение на развитие координации руки и глаза, развитие темпа, ритма.

Игра «Взял – отдал» под музыку Wasky Busy Jon-Happy.

Дети произносят слова: «У меня, у соседа, взял – отдал», одновременно передают орех соседу справа и получают орех от соседа слева (по часовой стрелке).

Музыкальный руководитель:

-Молодцы!

Белка исчезает, появляется шар со 2 подсказкой – часть пазла.

Продолжается музыкальная игра «Мы идем», дети встают и продолжают выполнять действия в соответствии со словами песни: «Мы идем, мы идем, никогда не устаем, все преграды мы пройдем……, вдруг повстречались страшные звери»….Дети слышат вой волка.

Педагог:

 - А это кто?

- ответы детей. На слайде появляется волк.

Волк (аудиозапись):

- «Так подсказку вам не взять, надо в прятки нам сыграть, если всех найдете – шар с подсказкой заберете»!

Педагог включает авторскую компьютерную игру «Дикие животные».

7. Упражнение на развитие внимания, памяти, речи, отработка предлогов.

На слайде дикие животные.

Педагог:

- Витя, кого ты видишь? Как можно назвать их одним словом?

Витя:

- это дикие животные.

Педагог:

- Поиграем в прятки? Ребята, посмотрите внимательно и запомните, кто, где находится. Сейчас все животные спрячутся и будут появляться, если вы правильно скажите, где они были.

Дима, где сидела  белка?

Дима:

- Белка сидела на елке!

(на слайде появляется белка)

Педагог:

- Катя, где была лиса?

Катя:

- Лиса была за деревом.

(На слайде появляется лиса)

Педагог:

- Варя, где сидел ежик?

Варя:

- Ежик сидел на пеньке.

(На слайде появляется ежик)

Педагог:

-Игорь, где стоял волк?

Игорь:

- Волк стоял около ручейка.

(На слайде появляется волк)

Педагог:

- Молодцы! Всех животных нашли, задание выполнено.

Выкатывается 3 шар, в котором 3 часть пазла.

Педагог:

- Идем дальше, ребята.

Продолжается музыкальная игра «Мы идем»…

ОСТАНОВКА ОПУШКА.

Педагог:

- Давайте сядем, отдохнем? Садятся на коврик.

Какие звуки природы вы слышите?

8. Упражнение на развитие слухового внимания.

Дети слушают и отгадывают звуки природы:

Вода,

Ветер,

Лягушка,

Птица.

Педагог:

- Дети, а все ли птицы сейчас в лесу? А где они?

- ответы детей.

Педагог:

- Интересно, хорошо ли вы знаете перелетных птиц? Поиграем?

Педагог предлагает поиграть в игру 4-ый лишний. Картинки птиц на слайде.

1 картинка: ворона, синица, ласточка, кукушка.

2 картинка: кукушка, соловей, дятел, ласточка.

Дети называют лишнюю птицу и объясняют  свой выбор. После беседы о дятле, слышится стук дятла (аудиозапись), на экране появляется картинка дятла.

Дятел (аудиозапись):

- «Я по дереву стучу, червячка добыть хочу и деревья все лечу, вы стучать мне помогите, и подсказку получите,  шарик в дереве найдите и к медведю вы пойдете».

Музыкальный руководитель предлагает сесть вкруг на коленки и  взять деревянные палочки.

9. Упражнение на развитие темпа, ритма, музыкального слуха.

Включается музыкальная композиция «Летка-Енка» финская народная полька. Дети с музыкальным руководителем под музыку стучат палочками.

После выполнения упражнения на экране картинка дерева с дуплом – в нем шар. 4 Шар - подсказка выкатывается к детям – в нем 4 часть пазла.

Педагог:

-Молодцы какие, все подсказки собрали, а вот и берлога медвежья! На экране картинка дома медведя.

Осталось, через ручей перебраться, давайте по кочкам прыгать, чтобы не замочиться?

ОСТАНОВКА РУЧЕЙ.

10. Упражнение на развитие речевого внимания.

«Ручеек»

(На слово «Ух» - надо перепрыгнуть на соседнюю кочку по кругу.)

Педагог:

- Все перепрыгнули! Никто не промок. Давайте откроем шары и посмотрим, что в них! (Дети открывают шары, находят в них части - пазлы на магнитах, собирают на магнитной доске).

   

Дети:

-Получилось солнце!

Маша (айдиозапись):

-Кажется, я поняла, солнце поможет разбудить Мишу!

11. Упражнение на развитие мимической моторики.

На экране солнышки с разными эмоциями.

Логопед:

- Солнышко удивилось, что мы так легко справились с заданиями, а потом нахмурилось. Сделайте так же. Оно долго не может сердиться, вот уже подмигивает нам – и вы подмигните. А сейчас, оно важно надуло щеки и улыбнулось – улыбнитесь в ответ.

Педагог:

Мы с вами дошли до Мишкиной берлоги. Солнце ярко светит.

Включается музыкальная композиция, дети выполняют танец с солнышками.

 «Солнышко, солнышко, пожалуйста, вернись» Детский хор «Великан»

На экране картинка спящего Миши.

Включается фрагмент мультфильма, где медведь просыпается.

На слайде радостная Маша.

Включается озвученный видеофрагмент, где Маша и  медведь  благодарят детей и убегают в лес.

Педагог:

- Ребята, вы помогли Маше разбудить медведя, а теперь пора возвращаться в детский сад!

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Педагог:

- Устали? Я видела самолет у медведя за домом? Давайте обратно полетим на самолете, будет быстрее?

12. Упражнение на релаксацию «Самолеты» Включается музыкальная игра «Самолеты»

Затем дети готовят парашют, раскрывают и легонько приземлятся на коврик.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Путешествие в весенний лес»

Целью занятия является формирования у дошкольников интереса к живой природе. В занятие включены элементы театрализованной деятельности в рамках работы по технологии театрального творчества....

Конспект образовательной деятельности по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе логоритмической игры «Путешествие в зимний лес»...

Сценарий организованной познавательно-игровой программы для родителей и детей старшего дошкольного возраста по теме: «Веселый пешеход»

Цель мероприятия – создание условий для формирования у дошкольников устойчивых умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Повышение компетенции родителей в области безопасной жи...

Конспект НОД с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Космическое путешествие к Далекой планете".

Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную, мелкую и общую моторику; координацию речи с движением....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: игра – путешествие по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста       Тема:игра -путешествие по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветоч...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие по весеннему лесу".

Конспект  содержит методические  разработки по реалиизации  модуля речевое развитие детей старшего дошкольного  возраста с ТНР....