Конспект занятия "Хлеб всему голова"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лисина Валентина Николаевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Видновская СОШ №2» Ленинский городской округ

Московской области

 

 

Тема: Хлеб всему голова.

Конспект интегрированной образовательной  деятельности

Образовательная область «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художетсвенно-эстетическое развитие»

в подготовительной группе

С использованием исследовательской, игровой, продуктивной технологий.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

  Воспитатель: Лисина В.Н

Ульянова А.В

 

https://youtu.be/Wrr_OIWe3uw

Образовательная область:

- познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье.

Вид  деятельности:

- непосредственно-образовательная, опытно-исследовательская.

Возрастная группа: старшая.

Тема: « Хлеб всему голова».

Интегрированные цели и задачи:

Образовательные задачи:

- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

- пополнить знания детей о выращивании и изготовлении хлеба;

- подвести к пониманию того, что хлеб является ежедневным  продуктом питания.

Развивающие задачи:

- развивать словарный запас (пословицы, игры, воображение, эстетический вкус;

- развивать познавательную активность детей;

Воспитательные цели:

- воспитывать  уважение к труду взрослых.

- воспитывать  бережное отношение к хлебу.

Материал:  камни, зерно, пшеничные колосья, кофемолка, посуда, влажные салфетки, мука, картинки с изображением профессий (тракторист, комбайнер, шофер, пекарь, продавец ), хлебобулочные изделия (хлеб, булка, бублики, печенье ,сухари ,торт),лукошко с землей, слайды с изображением профессий.

Предварительная работа: заучивание стихов о хлебе; знакомство с профессиями ( хлебороб, комбайнер, шофер, тракторист, пекарь).

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед.

Вкусней его на свете нет».

Дети. Хлеб.

Воспитатель. Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

Дети. Мягкий, пышный, душистый, белый, черный, подгорелый.

Воспитатель. Верно, молодцы! «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. «Хлебом солью» встречали всех гостей. Но мало кто знает, какой нелегкий путь проходит хлеб, чтобы прийти к нам на стол.  Мы уже с вами говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы с вами узнаем еще очень много интересного.

Воспитатель: Ребята, мы с вами отправимся в чудесный магазин « Колос» . Посмотрите , как много хлебобулочных изделий! Назовите их.

Ответы детей: ( хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, ватрушки, торт .)

Воспитатель: Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий  было не всегда. Когда-то человек  попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста. Без хлеба не обходилось  ни одно застолье. Он везде и всегда пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью, даже пословицы сложили: « Хлеб – всему голова!», « Худой обед, коли хлеба нет», « Будет хлеб, будет и обед», « Хлеб на столе, так и стол – престол, а  как хлеба ни куска, то и стол – доска».

Раньше хлеб пекли только ржаной ( черный) . Люди говорили: « Ржаной хлебушко - калачу дедушка».

Ребенок.                                       Каравай

                                           Вот лежит каравай

                                           У меня на столе.

                                           Черный хлеб на столе-

                                            Нет вкусней на земле.

Воспитатель.  Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой  Отечественной войны. Не было зерна и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды и т. д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб-  это их жизнь.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине.

   Ребята, когда я шла к вам вдруг из окна многоэтажного дома выбросили вот этот хлеб (выложить на стол испачканный землёй кусок хлеба). За такой поступок становится очень стыдно. И тот, кто совершил это, обидел очень многих людей, которые трудились, чтобы хлеб к нам на стол пришел. Ребята, а вы бы так смогли поступить?

Дети. Нет.

Воспитатель. А если хлеб стал чёрствым, как его можно использовать?

Дети. Сделать гренки, покормить птиц и животных, приготовить много разных вкусных блюд.

Воспитатель. А кто же занимается выращиванием зерна на полях?

Дети. Хлеборобы.

 Ребенок                                              Хлеб

                                       Хлеб ржаной , батоны, булки

                                       Не добудешь на прогулке.

                                       Люди хлеб в полях лелеют,

                                       Сил для хлеба не жалеют.

 Воспитатель.  Ребята, а сейчас я предлагаю вам проследить длинный и очень трудный путь хлеба. В каждом доме любят хлеб, но он сам не растёт. Нужно вложить в него много труда. Сначала люди пашут и удобряют землю, сеют зёрна ржи и пшеницы. Хлебные зерна любят воду и солнце.

Ребенок.                                      Руки человека

                                   Я помню, как руки трудились упорно,

                                   Чтоб в землю посеять янтарные зерна.

Воспитатель. Чувствуя заботу людей, появляются совсем небольшие молодые всходы, потом вырастает зелёный колосок, который через время становится золотым. Каждый колос наполнен зерном. Появились новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.

Ребенок.                                      Руки человека

                                      Склонила тяжелую голову рожь.

                                      Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

                                      Спасибо земле, что была моим домом,

                                      И сильным рукам , моим старым знакомым!

Физминутка.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите вырастить своё пшеничное поле?

 Дети. Да, хотим.

Воспитатель. Давайте пройдём к импровизированному полю. И из палочек выложим колосья (дети выкладывают на поле колосья). Все справились, молодцы. А сейчас мы с вами превратимся в настоящие колоски и пошумим на ветру (под музыку дети импровизируют покачивание колосков, воспитатель читает стихотворение.

Отчего ты рожь золотая? –

Ветерок спросил пролетая.

А в ответ колоски шелестят

-Золотые руки растят!

Воспитатель. Молодцы, какое замечательное поле у нас выросло, но только очень жаль, что не настоящее и так быстро колоски не могут расти. Хлеб – дар матушки земли. У меня в руках лукошко, а в лукошке земля. Прикоснитесь ладонями к земле. Какая наша земля?

Дети. Тёплая, плодородная, мягкая, чёрная, влажная, добрая.

Воспитатель. Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля, из которой корешкам удобно добывать пищу. А что ещё необходимо для хорошего роста растения?

Дети. Вода, солнечный свет, воздух.

Воспитатель вместе с детьми сеют в землю зерна. Ставят на окно.

Воспитатель. И вот созрели колоски.  Осенью люди собирают урожай – идёт жатва. От комбайнов  зерно везут грузовики на элеваторы, затем на мельницу, на мельнице мелят зерно. И вот уже мука поступает на хлебозавод.

Показ слайдов.

Ребенок.                   Вот он ,  хлебушек душистый

                                  С хрупкой корочкой витой.

                                  Вот он ,  теплый ,золотистый,

                                  Словно солнцем налитой.

                                  И в каждый дом, на каждый стол

                                  Он пожаловал, пришел.

                                  В нем здоровье, наша сила,

                                  В нем чудесное тепло.

                                  Сколько рук его растило,

                                  Сохраняло, берегло.

- На хлебозаводе выпекают много вкусных изделий. Каких?

Дети. Булки, плетёнки, батоны, плюшки, баранки.

Воспитатель. Торты и пирожные красиво украшают. А потом готовую продукцию в хлебный магазин. Вот какой долгий трудный путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? Посмотрим на картинки.

Показ слайдов.

Дети.  Руки тракториста, комбайнера, шофера, продавца, мельника.

Воспитатель. Ребята, а вам нравиться играть.

Дети. Да.

Воспитатель. Давайте поиграем с колосьями (образование родственных слов к слову «хлеб»). Я дам колосок тому, кто правильно ответит на вопрос. Вопросы: назови хлеб ласково – хлебушек;  крошки из хлеба какие? – хлебные; квас из хлеба, как называется? – хлебный; прибор для резки хлеба –хлеборезка; посуда для хлеба – хлебница; кто выращивает хлеб? - хлебороб, кто печёт хлеб – хлебопёк; назови завод, где выпекают хлеб? - хлебозавод, как называют изделия из теста? - хлебобулочные изделия.

Воспитатель. Молодцы, а теперь мы с вами поэкспериментируем. Ребята, как мы из зерна сделаем муку? (рассуждения детей).

Дети берут одно зерно пшеницы и два камня, кладут зерно на один камень, а другим начинают растирать зерно. До тех пор, пока не получится мука. Таким способом в древние времена люди делали муку .

Сейчас на помощь человеку пришла чудо-техника. Посмотрите, у меня есть кофемолка, давайте засыплем в неё немного зерна и включим. Что произошло? Каким способом удобнее делать муку? (ответы детей).

Воспитатель.  А вы знаете пословицы о хлебе?

Дети. Хлеб – всему голова.

Без печки – холодно, без хлеба – голодно.

Снега много – хлеба много.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Если в мае дождь, будет и рожь.

Есть хлеб – будет и песня.

Без хлеба - нет обеда.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Хлеб – достаток и богатство.

Воспитатель. А как нужно обращаться с хлебом?

Дети:

- обращаться нужно бережно, не выкидывать хлеб, брать столько, сколько можешь съесть; не крошить хлеб за столом;

- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье;

хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания;

- его нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно падал на пол, его поднимали и просили прощение за это;

- хлеб – главное богатство нашей страны и его надо беречь.

Воспитатель. Вот и убедились вы в том, что путь хлеба очень труден, что хлеб является основным продуктом питания.

Воспитатель. Так какой путь проделал хлеб от поля до нашего стола?

Дети. Длинный, трудный.

Воспитатель. С чего начинал свой путь хлеб?

Дети. С зерна. Его посеяли, оно взошло, созрело, его скосили комбайнеры. Затем зерно смололи в муку, а из муки испекли хлеб.

Воспитатель. Верно, молодцы! И в заключении послушайте притчу «золотой самородок». Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок. Обрадовался. Поднял и понёс к ювелиру, спросил:

- Сколько стоит мой самородок?

- 1000 рублей ответил ювелир. Не поверил молодец, пошёл к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5000 рублей. Третий же ювелир сказал:

- Стоит твоя находка 10000 рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

- Я знаю, что нет ничего дороже золота на земле, - сказал он седобородому старику, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка добрый человек стоит целого состояния. Но не гордись, ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть - отдашь самородок за кусок хлеба.

Ребята, какой вывод вы можете сделать?

Дети. Дороже всего на свете хлеб.

Воспитатель. Правильно. Мы закончили трудиться и пора всем веселиться! (в заключении водим хоровод- каравай).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Хлеб всему голова"

Расширять представление о труде хлеборобов.Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.              Закреплять знания  послов...

Конспект (Хлеб всему голова)

Конспект (Хлеб всему голова) по Кубановедению...

Конспект "Хлеб-всему голова"

Его величество ХЛЕБ...

конспект "Хлеб всему голова"

формирование нравственных ценностных ориентаций...

Конспект "Хлеб всему голова"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по    Ознакомлению с окружающим для детей 5-6 лет....

Конспект "Хлеб всему голова"

Конспект "Хлеб всему голова"...