«Фонетическая ритмика и произношение».
презентация по коррекционной педагогике
В данной презентации представлено описание фонетической ритмики и примеры упражнений для развити произносительной стороны речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
Задачи - развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений; -формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи; -развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений; -оздоровительные (занятия фонетической ритмикой укрепляют костно-мышечный аппарат, способствуют развитию дыхания, моторных функции, формируют правильную осанку, походку, грацию движений); -воспитательные (содействует воспитанию и развитию чувства собственного ритма движений; способствует развитию восприятия образов, учит перевоплощаться, работать в команде, соблюдать правила, критически относится к своим движениям и речи); - коррекционно-развивающие (зависят от структуры речевого дефекта, клинической формы, тяжести и симптомокомплекса речевой патологии).
Основное направление ФР в работе с глухими и слабослышащими - это развитие согласованности работы мышления, слуха и разнообразных движений, что формирует полноту сенсорных ощущений Направления движений фонетической ритмики: - нормализацию речевого дыхания и слитность речи; - формирование умений изменять силу и высоту голоса; - правильное воспроизведение звуков и их сочетаний; - воспроизведение речевого материала в заданном темпе; - различение и воспроизведение ритмов; - выражение эмоций простыми интонационными средствами .
Направления работы по формированию произносительных навыков у детей В методике использования фонетической ритмики при работе над различными сторонами произношения, разработанной в сурдопедагогике, отражена система постепенно усложняющихся упражнений : - по отделению одного слога от ряда слогов ; - по изменению длительности, слитности, темпа произнесения речевого материала, силы и высоты голоса; -по работе над ритмической и интонационной стороной речи; -по вызыванию и автоматизации звуков.
Встряхивать перед грудью напряженными кулаками, произнося папапа ; резко опустить руки вниз — па . Или стучать флажком о флажок — папапа поднять флажок вверх — па. Отделение одного слога из ряда слогов
«Дует ветер» «Пошли мы как-то в лес на прогулку. Светит солнце, дует лёгкий ветерок (тихим голосом –«у-у!»). Набрали ягод, идём обратно – сильный ветер поднялся – ууу !» - дети повторяют. Затем по показу педагога соответствующей картинки дети «дуют» - громко или тихо. Игра на развитие силы голоса
Три медведя Детям предлагают в сопровождении движений произнести звук с изменением высоты голоса: от высокого звучания до низкого. Педагог рассказывает детям, что в гости к медведям прилетели их соседи - лесные пчёлы и принесли в подарок целый бочонок мёда. Воспитатель предлагает детям показать, как обрадовались медвежонок, его мама - медведица и папа - медведь такому вкусному подарку. Произнесение гласного а-а-а... высоким голосом (медвежонок). Произнесение гласного а-а-а.... средним по высоте голосом (медведица). Произнесение гласного а-а-а... низким голосом (медведь). Игра на развитие высоты голоса
Эмоции можно изображать с помощью коротких слов. Будем говорить выразительно с короткими словами. Дети слушают интонацию педагога и смотрят на картинки, а затем повторяют вместе с педагогом. Девочка говорит испуганно Ах!. Скажем вместе испуганно Ах! Мальчик радуется Ура! Скажем вместе радостно Ура! Девочка устала Ох . Скажем вместе устало Ох . Девочке грустно Эх. Скажем ох вместе грустно Эх. Мальчик удивился Ой. Скажем вместе удивленно Ой Мальчик разозлился У-у-у! Скажем вместе со злостью У-у-у ! Проверим как вы слушали и повторяли. Первая девочка говорит испуганно, какое короткое слово она сказала? И т. д. Ах! Ура! Ох Ой Эх У-у-у! Игра на развитие интонационной стороной речи
« Капля раз, капля два, Капля медленно сперва: Кап, кап, кап. Стали капли поспевать, Капля каплю подгонять: Кап, кап, кап . Педагог произносит текст стихотворения, меняя темп от медленного в быстрому, затем повторяет вместе с ребенком Игра на воспроизведение речевого материала в заданном темпе
Фонетическая ритмика несет важный аспект компенсации - между двигательными кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым формируется устная речь детей с нарушением слуха. При проведении фонетической ритмики с глухими детьми целесообразно использовать стационарную звукоусиливающую аппаратуру, при этом шнур от аппаратуры должен быть от 1, 5 до 2 метров. При работе со слабослышащими детьми, фонетическая ритмика проводится в индивидуальных слуховых аппаратах. ЗУА в работе по фонетической ритмике
1) Фонетическая ритмика может проводиться как самостоятельное занятием, так и включаться в начало любой образовательной деятельности, в том числе быть частью музыкально-ритмического занятия, или занятия по физической культуре. 2) В индивидуальное занятие включается перед работой над звуками. 3) Время проведения зависит от возраста детей и вида образовательной деятельности - 3-5-7 минут. 4) Упражнения проводятся стоя, сидя на полу или лежа (при работе над дыханием) и не проводятся сидя за столами при работе над звуками. 5) При проведении ФР с детьми раннего возраста детям предлагаются в первую очередь упражнения, связанные с игровыми действиями, используются действия с игрушками, предметами, музыкальными инструментами. 6) В упражнениях применяются специальные приемы сопряженного и отраженного проговаривания звуков, слогов, слов, фраз, тактильного контроля, а по мере овладения грамотой – чтения. 7) Предъявляемый для воспроизведения материал необходимо подбирать в соответствии с речевыми и двигательными возможностями детей 8) Движения, сопровождающие речь при работе над различными сторонами произношения различаются амплитудой, длительностью и интенсивностью. Особенности организации фонетической ритмики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/28/picture-21456.jpg)
Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода
Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...
Конспект комплексного физкультурного занятия с элементами фонетической ритмики
Занятие для старшей логопедической группы...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)
Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие. p1010388.jpg...
Фонетическая ритмика - как одна из важных составляющих в формировании произношения и развития естественных движений у детей с нарушением слуха
Значение фонетической ритмики в развитии речи детей с нарушением слуха...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1079289-1541608698.jpg)
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.Одной из основных задач обучения детей с нарушением слуха является формирование у них у...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-1099897-1547087870.jpg)
Использование фонетической ритмики для развития речевого дыхания и формирования правильного произношения в работе с детьми-логопатами младшего и среднего дошкольного возраста
Использование фонетической ритмики для развития речевого дыхания и формирования правильного произношения в работе с детьми-логопатами младшего и среднего дошкольного возраста...
Презентация "Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда"
Краткое содержание: определение фонетической ритмики, её направления, основное отличие сопряжённо-контактной ритмики от фонетической; раскрыты пути применения фонетической и сопряжённо-контактной ритм...