Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников.
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. У дошкольников  формирование графомоторного навыка затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников.

В настоящее время всё более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда.

Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. У дошкольников  формирование графомоторного навыка затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.

Так как дошкольный возраст является основой для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных навыков у детей.

Графомоторный навык – это определённые привычные  положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создаёт комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп.

Овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Не сформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.

Предпосылки графической деятельности:

- развитая мелкая моторика – способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;

- развитая зрительно-моторная координация – способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;

- сформированное чувство ритма – ритмичное движение под музыку, счёт, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;

- общая моторная зрелость – необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;

- развитые зрительное восприятие и зрительное внимание – умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;

- сформированные зрительно-пространственные представления – чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.

        Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий физкультурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности детей. Способности, связанные со зрительным восприятием и вниманием, а также пространственные представления складываются в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом, а также в ходе самой графической деятельности.

Непосредственно графические навыки рекомендуется осваивать в три стадии. На первой стадии дети должны научиться рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, аккуратно заштриховать их вертикальными и горизонтальными линиями. На второй – письму наклонных линий, штриховке фигур косыми линиями. На третьей – рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.

Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребёнком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. С учётом полученных данных педагог может постепенно предлагать воспитаннику более сложные задания, с поэтапной отработкой каждого вида графических заданий.

        При этом важно помнить, что пропуски этапов могут сделать всю дальнейшую работу малоэффективной. Например, почти бесполезно учить ребёнка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научился обращать внимания на контуры, не может обвести контур нарисованного предмета пальцем или карандашом.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, поэтому необходимо проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, чтобы в школе это не переросло в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.

Задача педагога состоит в том, чтобы развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...

Инновационный проект «Использование элементов народно-прикладного искусства Кубани как средства развития графомоторных навыков у старших дошкольников»

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами народно-прикладного искусства Кубани, явилось одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Педагогам...

ЦЕЛОСТНЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III уровня»

      Развитие мелкой моторики руки детей является актуальным направлением работы воспитателя в дошкольном учреждении. Некоторые учителя начальных классов отмечают, что у ребенка...

Отчет по плану самообразования: на тему: «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников

Отчёт по плану самообразования: на тему " Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников...

Формирования графомоторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиолгических упражнений.

Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памят...

Особенности формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ЗПР.

Особенности формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ЗПР....

Методические рекомендации по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников

Методический материал, в котором представлены этапы работы по формированию ГМН....