Рабочая программа по чтению художественной литературы для детей с ЗПР 5 - 6 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике
Работа с детьми с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_chteniyu_hudozhestvennoy_literatury_dlya_detey_s_zpr_5_-_6_let.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП ДО с ЗПР 5 – 6 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР
МАДОУ ЦРР д/с № 87
Образовательная область: «Речевое развитие»
Образовательная деятельность: «Чтение художественной литературы»
группа компенсирующей направленности, 5 - 6 лет
Разработчик:
учитель – логопед Чухина М.А.
г. Калининград
Содержание
1 | Пояснительная записка |
2 | Цель и задачи |
3 | Планируемые результаты |
4 | Учебно-тематическое планирование |
5 | Учебно-методическое обеспечение |
6 | Материально-техническое обеспечение |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5 – 6 лет МАДОУ ЦРР д/с № 87 и является ее приложением.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей с ЗПР 5 - 6 лет в образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» и направлена на реализацию образовательной области «Речевое развитие».
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Содержание программы рассчитано на 36 занятий.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Задачи:
- продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе;
- учить отвечать на вопросы по содержанию произведения;
- учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый);
- учить выразительно читать стихотворения, потешки.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года дети:
- называют любимую сказку, читают наизусть небольшие стихотворения, считалки, поговорки, потешки;
- отвечают на вопросы по содержанию прочитанного;
- рассматривают иллюстрированные издания детских книг, проявляют интерес к ним;
- драматизируют, инсценируют с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц | Тема | Краткое содержание |
Сентябрь | 1. «Петушок, Петушок» | Игры и игровые упражнения: «Наши ручки — петушки», «Скажи ласково», «Папа, мама, детки», «Назови предмет». |
2. «Солнышко - вёдрышко» | Игры и игровые упражнения: «Как сказать по-другому?», «Сложи из палочек», «Чьи это детеныши?», «Узнай по описанию», «Какое что бывает?» | |
3. К. Чуковский «Цыплёнок» | Игры и игровые упражнения: «Скажи, какой как называется», «Веселые цыплята», «Я — цыпленок! Я — лягушка!», «Цыпленок гуляет по двору», «Летает — не летает». | |
4.«Большие ноги» | Игры, и игровые упражнения: «Дорога — дорожка», «Наши пальчики шагают», «Отхлопай ритм», «Большой — маленький», «Топ-топ-топ», «Маленькие и большие ножки». | |
Октябрь | 5. Е.Трутнева «Улетает лето» | Игры и игровые упражнения: «Подбери сравнения», «Лист-путешественник», «Круглый год», «Нарисуем картину к стихотворению словами». |
6. «Дождик-дождик» | Игры и игровые упражнения: «Что где растет?», «Кап-кап-кап», «Чем отличается?», «Солнышко и дождик». | |
7. «Репка» (слушание и рассказывание) | Настольный театр «Репка» Игры и игровые упражнения: «Дорисуй, раскрась и назови», «Отгадай загадку — покажи отгадку», «Расскажи и покажи» , «Что умеют делать звери?». | |
8. «Репка» (инсценировка) | Игры и игровые упражнения: «Задумай овощ, загадай загадку», «Кто где стоит?», «Вырежи, перемешай, сложи», «Мы —артисты». | |
Ноябрь | 9. «Пальчик - мальчик» | Игры и игровые упражнения: «Пальцы — умельцы», «Как меня зовут?», «Запусти волчок», «Кто больше вспомнит?». |
10. «Маша и медведь» | Игры и игровые упражнения: «Закончи предложение», «У медведя во бору» (подвижная игра), «Назови живое (неживое)», «Расскажи о...» (выборочный пересказ), «Палочка, остановись», «Построй дорожку». | |
11.«Водичка - водичка» | Игры и игровые упражнения: «Говори ласково», «Покажи и назови», «Нос-носик-носище», «Громко-тихо-шепотом», «Чей колодец выше и ровнее?», «Золотые капельки» , «Какая кукла самая веселая?». | |
12. В.Сутеев «Кто сказал «Мяу»?» | Игры и игровые упражнения: «Ласка, «Почему это сказка?», «Какое у котенка настроение?», «Найди похожую», «Помоги мышке убежать от кошки», «Задумай, опиши», «Дорисуй рыбку», «Откликнись», «Исправь Незнайкины картинки». | |
Декабрь | 13. А.Барто «Игрушки» (Мячик. Самолет. Зайка. Мишка.) | Игры и игровые упражнения: «Вырежи и расскажи», «Узнай, что изменилось», «Узнай и опиши», «Тонут — плавают», «Самолет в полете», «Как об этом сказать?», «Было, будет». |
14. А.Барто «Игрушки» (Грузовик. Лошадка.) | Игры и игровые упражнения: «Приласкай», «Дорисуй», «Задумай и изобрази», «Что где лежит?», «За покупками в магазин», «Отгадай-ка», «Какая игрушка?» . | |
15. В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок» | Игры и игровые упражнения: «Назови детенышей», «Составь яйцо из обломков яичной скорлупы», «Скажи, какой и почему», «Закончи предложение», «Цыпленок и утенок на прогулке», «Играй и рассказывай», «Расскажи цыпленку об утенке и утенку о цыпленке». | |
16. Е.Пермяк «Для чего руки нужны» | Игры и игровые упражнения: «Кто больше назовет действий», «Из чего сделано?», «Послушай мое слово и нарисуй». | |
Январь | 17. «Рукавичка» | Игры и игровые упражнения: «Найди, кто спрятался», «Почему?», «Изобрази животное», «Покажем сказку в лицах», «Дорисуй рукавички», «Кто где живет?», «Подбери слово». |
18. И. Суриков «Зима» | Игры и игровые упражнения: «Найди картинку», «Снежинки», «Угадай по описанию», «Разложи времена года по порядку, начиная с зимы», «Когда это бывает?», «Найди узор». | |
19. Д.Хармс «Кораблик» | Игры и игровые упражнения: «Капитан», «Как ты догадался?», «Дорисуй мышек», «Построй корабль», «По морям, по волнам», «Говори и рисуй», «Кто здесь спрятался?», «Скажи наоборот». | |
20. М.Пришвин «Ёж» | Игры и игровые упражнения: «Угадай, кто я», «Третий лишний», «Сделаем ежика». | |
Февраль | 21. С.Маршак «Сказка о глупом мышонке» | Игры и игровые упражнения: «Узнай нас» , «Нарисуешь и узнаешь», «Хлопни — не ошибись», «Найди всех». |
22. А.С. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч» | Игры и игровые упражнения: «Что значит? Что делает?», «Рисуем ветер», «Куда дует ветер?», «На что похожи?», «Узнай по интонации». | |
23.«Смоляной бочок» (рус. нар. Сказка) | Игры и игровые упражнения: «Отгадай, из какой сказки слова», «Что не дорисовано?», «Сложи и расскажи», «Сочиняем сказку». | |
24. С.Маршак «Мяч» | Игры и игровые упражнения: «Звуки улицы», «Отгадай и объясни», «Веселый мяч», «Играй и говори», «Сложи мячи», «Что бывает?», «Думай и показывай» , «Два мяча». | |
Март | 25. Я.Аким «Неумейка» | Игры и игровые упражнения: «Наведем порядок», «Подбери слово», «Пришей пуговицы», «Заштопай дырки», «Найди закономерность», «Запомни — повтори», «Реши забавную задачу», «Кто потрудился?». |
26. «Зимовье» | Игры и игровые упражнения: «Как сказать?», «Нарисуй по памяти», «Каждому свое место», «Жмурки», «Какой он?», «Еловый лес» . | |
27. «Я - тучка» . | Игры и игровые упражнения: «Что где растет?», «Кап-кап-кап», «Чем отличается?» , «Солнышко и дождик». | |
28. В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?» | Игры и игровые упражнения: «Ласка», «Почему это сказка?», «Какое у котенка настроение?», «Найди похожую», «Помоги мышке убежать от кошки», «Задумай, опиши», «Дорисуй рыбку», «Откликнись», «Исправь Незнайкины картинки». | |
Апрель | 29. И.Токмакова «Весна» | Игры и игровые упражнения: «Какое время года?», «Скажи по-другому», «На что похожи?», «Опиши словами», «Скажи с разной интонацией», «Сложи и объясни». |
30. С.Маршак «Сказка об умном мышонке» | Игры и игровые упражнения: «Вспомни и расскажи», «Рисуй, как бегал мышонок», «Помоги мышонку попасть домой», «Спрячем мышку», «Почему?». | |
31. Д.Хармс «Кораблик» | Игры и игровые упражнения: «Капитан», «Как ты догадался?», «Дорисуй мышек», «Построй корабль», «По морям, по волнам», «Говори и рисуй», «Кто здесь спрятался?», «Скажи наоборот». | |
32.Чуковский «Путаница» | Игры и игровые упражнения: «Бывает или не бывает?», «Заметь небылицу», «Дойди до верхней ступеньки», «Продолжай словами сказки», «Задумай и изобрази», «Дорисуй до целого», «Скажи, что бывает, чего не бывает?», «Большой — маленький». | |
Май | 33. «Пых» | Игры и игровые упражнения: «Пчелки и комарики», «Помоги Аленке», «Повтори в обратном порядке», «Овощи — фрукты». |
34. Л.Толстой «Мальчик стерёг овец» | Игры и игровые упражнения: «Дорисуй забор», «Кто скажет точнее?», «Найди сходство и различие», «Обложки любимых книг». | |
35. «Смоляной бочок» (рус. нар. сказка) | Игры и игровые упражнения: «Отгадай, из какой сказки слова», «Что не дорисовано?», «Сложи и расскажи», «Сочиняем сказку». | |
36. В. Маяковский «Что такое хорошо, а что такое плохо» | Игры и игровые упражнения: «Посмотри в зеркало и изобрази», «Как ты назовешь?», «Скажи наоборот», «Расскажи о поступках», «Разговор за стеклом», «Что это значит?». |
Всего: 36 занятий.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическая литература
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000.
2. Бондаренко Л.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1991.
3. Бондаренко Л.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.
4. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. 2009, №3.
5. Венгер Л.Л. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1989.
6. Максаков Л.И., Тумакова Г.Л. Учите играя. М., Просвещение, 1983.
7. Мелик - Пашаев А.Л., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., Просвещение, 1987.
8. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. М., Просвещение, 1995.
9. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
10. Почитаем — поиграем. Составители Цыпина Н.А., Волкова И.Л. М., 1995.
11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
12. Скажи по-другому./ Под ред. О.С. Ушаковой. Самара, 1994.
13. Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., Просвещение, 1991.
14. Урунтаева Г.Л., Афонькина Ю.Л. Помоги принцу найти Золушку.М., 1994.
15. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1988.
16. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., Просвещение, 1988.
17. Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. М., Просвещение, 1993.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Уголок развития речи.
2. Детская библиотека.
3. Магнитофон.
4. Телевизор.
5. Театрально-музыкальный уголок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»
«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание. Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...
Рабочая программа по чтению художественной литературы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Речевое развитие»Вид организованной образовательной деятельности: чтение художественной литературы ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащае...
Аннотация к рабочей программе по « Чтению художественной литературы»
Рабочая программа учебного предмета «Чтению художественной литературы» составлена на основе правовых документов и материалов:- закона от 29.12.2012.г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерац...
Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 6-7 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 6-7 лет"...
Рабочая программа "Ознакомление с художественной литературой детей 6-7 лет"
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Дет...