РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
рабочая программа по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Фидирко Надежда Викторовна

      Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura_.docx58.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                            

                                                                                                                                          

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ступень обучения (класс) дошкольное образование 

                     

Количество часов        38                                      Уровень       базовый

Воспитатель  

Программа разработана на основе авторской  программы

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе-2014

Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» : Методическое пособие. 2014.

Москва, 2016

                             

                                     Пояснительная записка.

      Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

       Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

        Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

 Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

     В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который будет заложен в дошкольном детстве. Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Чтение художественной литературы».

        Содержание направлено на формирование у детей целостной картины мира, развитие способности творчески воспринимать реальную действительность и особенности её отражения в художественном произведении, приобщение к социально-нравственным нормам.                        Методы реализации программы: чтение, рассказывание, прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, беседа, литературные вечера, праздники, театрализованные представления, тематические выставки, метод проектов.                                                                                           Место (роль) программы в образовательном процессеинтеграция с образовательными областями «Коммуникация» (обогащение содержания общения взрослого с ребёнком и детей со сверстниками обсуждением прослушанных текстов, знакомство с лучшими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря и пр.), «Познание» (формирование у детей целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов и «эвристического» видения окружающей действительности и т. д.), «Социализация» (личностное развитие детей как представителей социума, углубление знаний и отношений к основным морально-этическим ценностям, знакомство с нормами и правилами поведения и взаимоотношения в социуме и т. д.), «Музыка», «Художественное творчество» и другими                                                                                                                                Ведущими идеями программы является создание:                                                                                 Условий для удовлетворения индивидуальных  потребностей и эстетических запросов через вариантность содержания программы ;                                                                                      Нравственно-эмоционального климата и чувственно –эмоциональной поддержки условий для самоопределения , саморазвития ,свободного .                                                                                   Задача современного образования –формировании УУД.  Термин « УУД »  означает умение учиться ,т. е. Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.                                            Функции УУД: Обеспечение возможности воспитанников самостоятельно осуществлять  деятельность учения , и ставить учебные цели , искать  и использовать необходимые средства и способы их достижения , контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 2. Создание условий для гармоничного развития  личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию ;обеспечение успешного усвоения знаний , формирования и умений ,навыков                                                                                       Цель реализации  программы: формирование у детей целостной картины мира и приобщение к социально-нравственным нормам в процессе ознакомления с художественной литературой. Задачи, которые позволяют достигнуть поставленных целей:                                      1.  Обогащение читательского опыта детей, углубление и дифференциация читательских интересов, обогащение представлений о многообразии жанров, родах и видах литературы.    2.  Развитие художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста, развитие умения элементарно анализировать содержание и форму произведения, развитие литературной речи.                                   3.  Воспитание ценностного отношения к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи, социально-нравственное воспитание.                        Личностные ,метапредметные и предметные результаты освоения программы -является формирование следующих универсальных учебных действий(УУД).                            Личностные УУД:                                                                                                        1.Эмоциональность ; умение осознавать и определять ( называть) свои эмоции.                    2.Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.                                                                                                                   3.Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы ,бережно относиться ко всему живому ; чувствовать красоту живого слова; стремиться к совершенствованию собственной речи.                                                                                                                                                  4.Любовь и уважение к Отечеству ,его языку, культуре и истории.                                     5.Понимание ценности семьи ,чувства уважения ,благодарности .ответственности по отношению к близким.                                                                                                         6.Уважительное отношение к предпочтением других людей; этические чувства –совести, вены,, стыда-как регуляторы морального поведения.                                                                        7.Орентация в нравственном содержании и смысле поступков-своих  и окружающих людей.    Регулятивные УУД:                                                                                                                      1.Развить интерес к художественной литературе                                                                     2.Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками.                                                                                                                           3.Развиватьу детей чувство юмора.                                                         4.Подолжатьсовершеннствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения ,естественность поведения ,умение интонацией и жестом ,мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).                                                                                                                  5.Оценивать правильность действия по результату.                                                      Познавательные УУД:                                                                                                             1.Объеснять основные различия между литературными жанрами: сказкой ,рассказом ,стихотворением.                                                                                                                    2.Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных литературных произведений.      3.Строить суждения .                                                                                                                        4.Умение вести диалог и слушать собеседника.                                                                  5.Устанавливать причинно-следственные связи.                                                            6.Перессказывать небольшие тексты.                                                                                           7.Умение сочинять небольшие рассказы на заданную тему.                                                    8.Понимать информацию ,заложенную в выразительных средствах произведения; осознавать роль названия произведения                                                                                         Коммуникативные УУД:                                                                                                      1.Высказывать и обосновывать свою точку зрения .                                                                   2.Умение слушать других ,пытаться принять их точку зрения ,быть готовым корректировать свою точку зрения.                                                                                                                3.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.                                            4.Задавать вопросы.                                                                                                                         5.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом, разрешение конфликтов..                                                                                                                             Планируемые результаты:                                                                                               1.Воспринимать текст на слух; самостоятельно прогнозировать  содержание текста; самостоятельно  давать характеристику героя ( портрет ;черты характера и поступки речь; собственное отношение к герою). Умение задавать вопросы по содержанию текста. 2.Пересказывать небольшие тексты. Строить суждения. Умение вести   диалоги  и слушать собеседника.                                                                                                                               3.Проявлять эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.                                                                                             4.Называть любимые литературные тексты, объяснять, чем они ему нравятся.                        5.Знать фамилии 4-5 писателей, отдельные факты их биографии, называть их произведения, с помощью взрослого рассуждать об особенностях их творчества.                              6.Воспринимать произведение в единстве его содержания и формы, высказывать своё отношение к образам героев, идее произведения.                                                                             7.Быть творчески активным в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов                                                                                           8.Выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявлять творчество, стремиться к импровизации.                                                                                9. Различать основные жанры художественных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), иметь представление о некоторых их особенностях.                                                          10.Выразительно исполнять литературные произведения.                                                      11.Знать фамилии трёх-четырёх художников, которые иллюстрировали книги или писали картины на сказочные или былинные сюжеты, оформляли театральные постановки, знать некоторые особенности их изобразительной манеры.                                                                 Формами подведения итогов реализации программы являются:                                         открытые занятия для родителей ;участие в  мероприятиях разного уровня; 

 Программой предусмотрены.                                                                                                                 38 занятий в год: Время занятия – 30 минут.


                                                      КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                         По ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

№ п\п занятия

Содержание учебного материала(тема урока)

Тип урока

УУД

Планируемые предметные результаты  освоения материала

Вид контроля

Примерная дата

Цели    занятия

       Виды

        Приемы

Занятие      № 1

Александр Сергеевич Пушкин.

ОЗН

Познавательные

Знакомство с литературными произведениями и поэтами.

Коммуникативные Умение слушать и пересказывать небольшие тексты .Личностные Ориентация  в нравственном содержании и смысле произведения.

Познакомить с творчеством великого русского поэта. Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать произведения А. С. Пушкина. Формирование УУД Учить читать наизусть «Уж небо осенью дышало...», отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя сентября.

Занятие      № 2

«Айога» нанайская народная сказка (чтение и пересказ).

ОЗН

Коммуникативные Умение слушать других ,пытаться принять их точку зрения , быть готовым корректировать свою Личностные Умение определять  осознавать свои эмоции.

Формирование УУД Учить: - понимать образное содержание сказки; - понимать и оценивать характеры персонажей. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя сентября.

Занятие      № 3

А. Раскин «Как папа укрощал собачку» (чтение).

Р

Познавательные Умение вести диалог и слушать собеседника.

 Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом .Умение слушать других.

Задавать вопросы.

Личностные Любовь и уважение к культуре .

Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения. Формирование УУД Учить: - понимать образное содержание произведения; - понимать главную мысль рассказа; - связно передавать содержание произведения

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя сентября.

Занятие      № 4

Н. Носов. « На горке»

ОЗН

Коммуникативные

Умение слушать.

Регулятивные Развивать интерес к художественной культуре.

Продолжать    усваивать последовательность развитие сюжета ,замечать выразительно-изобразительные средства ,помогающие раскрытию содержания, Формирование УУД Учить: - понимать главную мысль рассказа; - придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании; - использовать средства связи частей предложения рассказа

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4-5 неделя сентября.

Занятие                   № 5

Басня И. Крылова Ворона и лисица.

Р

Личностные Чувствовать красоту живого слова . Регулятивные. Пополнять литературный багаж баснями

Формировать оценочное отношение к героям. Формирование УУД Закрепить знание о жанровых особенностях басни , учить понимать аллегорию , ее особенное значение , выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста

Знакомство с творчеством и жизнью автора,  чтение вслух, , обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя  октября.

Занятие      № 6

А. Куприн «Слон» (чтение).

ОЗН

Познавательные Умение слушать Регулятивные Оценивать правильность действия по результату.

Познакомить с произведением А. Куприна. Формирование УУД Учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения. Развивать умение с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя октября.

Занятие      № 7

Зачем люди сочиняют, слушают и запоминают стихи? Н. Рубцов «Про зайца» (заучивание).

ОЗН

Личностные Уважительное предпочтениям других. Познавательные Строить суждения. Умение строить диалог и вести суждения

Формирование УУД Побудить к размышлению о том, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают наизусть. Выяснить, какие стихи дети помнят, как их читают. Заучить наизусть стихотворение Н. Рубцова «Про зайца»

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя октября.

Занятие      № 8

«Что за прелесть эти сказки!»

Р

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Личностные Чувствовать красоту живого слова .Ориентация в нравственном содержании поступков  своих и окружающих людей.

Уточнить и обогатить представление о сказках А. Пушкина. Помочь почувствовать своеобразие их языка. Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта .Формирование УУД Воспитывать потребность рассматривать книгу и иллюстрации

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя октября.

Занятие         № 9

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко».

ОЗН

Познавательные Знакомство с

произведениями литературы.

Коммуникативные

Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Задавать вопросы.

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка. Помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя. Формирование УУД Учить определять, к какому жанру относится каждое произведение. Развивать интерес и любовь к книге

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя ноября.

Занятие

№ 10

С. Маршак «Тает месяц молодой...» (разучивание)

Р

Коммуникативные Строить продуктивное взаимодействия между педагогом и сверстникам.

Личностные Любовь и уважение к культуре и истории.

Регулятивные Совершенствовать речевые  исполнительские навыки при чтении стихотворений.

Продолжать знакомить с творчеством С. Маршака. Помочь вспомнить содержание прочитанного ранее произведения. Формирование УУД Закрепить знание стихотворения и умение читать его выразительно. Познакомить с новым стихотворением

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя ноября.

Занятие №11

М. Зощенко «Великие путешественники» (чтение)

ОЗН

Познавательные

Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.

Коммуникативные

Умение слушать и отвечать на вопросы

Личностные Уважительное отношение к предпочтением других людей. Понимание ценности семьи .

Познакомить с литературным произведением М. Зощенко. Учить: - определять характер персонажей; - связно пересказывать литературный текст. Формирование УУД Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя ноября.

Занятие

№ 12

Русская народная сказка «Садко»).

Р

Личностные Умение осознавать и определять эмоции других. Стремиться к совершенствованию собственно речи.

Регулятивные Развивать интерес к художественной культуре.

Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Формирование УУД Учить передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотив поступков героев

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- 5неделя ноября.

Занятие           №13

К. Ушинский «Слепая лошадь».

ОЗН

Личностные

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих .

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Регулятивные Оценивать правильность действия по результату

Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Формирование УУД Учить оценивать поступки героев

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя декабря.

Занятие

№ 14

И. Суриков «Зима».

ОЗН

Личностные

Чувствовать красоту живого слова. Коммуникативные

Умение слушать.

Познавательные

Знакомить с литературными жанрами.

Помочь почувствовать красоту описанной природы в стихотворении и, выучить его наизусть. Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров. Формирование УУД Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя декабря .

Занятие       № 15

Ю. Коваль «Стожок».

ОЗН

Коммуникативные

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные

Стремиться к совершенствованию собственной речи. Чувствовать красоту слова.

Познавательные

Устанавливать причинно-следственные связи.

         Познакомить с новым литературным произведением. Формирование УУД Учить определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя декабря.

Занятие      № 16

Сказка по народным сюжетам «Снегурочка».

ОЗН

Познавательные

Умение слушать.

Коммуникативные

Строить продуктивное отношение  между сверстниками и педагогом.

Учить понимать: - образное содержание сказки; - характеры героев; - оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Формирование УУД Воспитывать любовь к русскому народному творчеству

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя декабря.

Занятие      № 17

С. Топелиус «Три ржаных колоска» (литовская сказка).

ОЗН

Познавательные

Объяснять жанровые различия.

Коммуникативные

Умение слушать.

Личностные Этические чувства –совести, вены, стыда регуляторы морального поведения.

Учить: - различать жанровые особенности сказки; - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержание прочитанного средствами игры. Формировать УУД оценочное отношение к героям сказки

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

4-5 неделя декабря

Занятие

№ 18

Произведения к Новому году и Рождеству.

Р

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Личностные Чувство благодарности по отношению к близким.

Обсудить с детьми смысл празднования Нового годи и Рождества, традиции этих праздников на примерах произведений.

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя января.

  Занятие

     № 19        

Э. Машковская «Добежали до вечера».

ОЗН

Познавательные

Умение слушать .и

Коммуникативные Высказывать свою точку зрения.. Умение слушать других , пытаться принять их точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения. Формирование УУД Развивать: - умение подбирать рифмы к различным словам; - умение выразительно читать наизусть стихотворение. Формировать образную речь

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя января.

Занятие №20

Е. Носов «Тридцать зерен».

Р

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Личностные Чувство прекрасного, чувствовать красоту живого слова,

Продолжать учить различать жанровые особенности сказки. Формировать УУД оценочное отношение к героям. Учить: - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержание средствами игры

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

3-неделя января.

Занятие №21

Русская народная сказка «Семь Сименов - семь разбойников».

ОЗН

Коммуникативные

Задавать вопросы.

Регулятивные Умение интонацией и жестом передавать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями. Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка). Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ. Формирование УУД Развивать умение пересказывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных выражений

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении о объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя января.

Занятие №22

С. Есенин «Береза».

ОЗН

Личностные Чувствовать красоту живого мира .Чувствовать красоту живого и умение её воспринимать

.Коммуникативные

Задавать вопросы. Сроить продуктивное взаимодействие между педагогом и сверстниками.

Учить: - чувствовать ритм стихотворения; - Формирование УУД видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1-  неделя февраля.

Занятие №23

Великий сказочник Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок» (чтение).

Р

Коммуникативные

Договариваться и приходить к общему решению в собственной деятельности.

Регулятивные Умение интонацией и жестом  передавать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой. Формирование УУД Упражнять в пересказе простых коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя февраля.

Занятие №24

Е. Воробьев «Обрывок провода» (чтение, пересказ)

ОЗН

Коммуникативные

Задавать вопросы.

Личностные

Любовь и уважение к языку и его культуре.

Регулятивные

Оценивать правильность действия по результату.

Формирование УУД Учить: - эмоционально воспринимать содержание рассказа; - придумывать продолжение и окончание рассказа. Закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя февраля.

Занятие       № 25

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

ОЗН

Коммуникативные

Умение слушать .

Личностные Умение определять эмоции других людей.

Продолжать знакомство с русской народной сказкой. Формирование УУД Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений. Развивать творческие способности

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя февраля.

Занятие       № 26

В. Даль «Старик-годовик».

Р

Коммуникативные Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Познавательные Оценивать правильность действия по результату.

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки. Формирование УУД Учить: - выделять главную мысль сказки, ее мораль; - использовать образные выражения, народные пословицы для формулировки идеи сказки

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя марта.

Занятие       № 27

Ф. Тютчев «Зима недаром злится...».

Р

Коммуникативные Задавать вопросы. Умение слушать других и отстаивать свою точку зрения.

Личностные Уважение к культуре и его языку.

Учить: - чувствовать ритм стихотворения; - видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении. Формирование УУД  Развивать интонационную выразительность речи

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя марта.

Занятие       № 28

Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась».

Р

Личностные

Этические чувства совести, вены стыда как регуляторы морального поведения.

Коммуникативные Высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

Продолжать учить различать жанровые особенности прозы. Формировать оценочное отношение к героям. Формирование УУД Учить: - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержание средствами игры

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя марта.

Занятие       №29

«Голубая птица» в обр. А. Александровой и М. Туберовского (туркмен.)

ОЗН

Коммуникативные  Задавать вопросы

Личностные Стремиться к совершенствованию речи.

Учить понимать образное содержание сказки. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Формирование УУД Обратить внимание на нравственные качества героев сказки

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя марта.

Занятие       № 30

С. Алексеев «Первый ночной таран».

Р

Коммуникативные Задавать вопросы. Личностные

Сочувствовать другим людям.

 Регулятивные

Развивать интерес к художественной литературе.

Продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни. Формирование УУД Развивать навыки пересказа литературного текста. Учить применять в речи образные выражения, сравнения

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

4-5 неделя марта.

Занятие       № 31

П. Соловьева «Подснежник», Я. Аким «Апрель».

Р

Личностные  Стремиться к совершенствованию

Собственной речи.

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом .

Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. Формирование УУД Учить чувствовать ритм стихотворения

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

1- неделя апреля.

Занятие       №32

    Г. Скребитский «Всяк по-своему».

ОЗН

Коммуникативные

Строить продуктивное отношение между сверстниками и педагогом.

Познавательные   Объяснять основные различия между литературными произведениями.

Личностные Любовь и уважение к языку и его культуре.

Познакомить с творчеством Г. Скребицкого. Продолжать работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа. Формирование УУД Учить понимать главную мысль литературной сказки, связно передавать ее содержание

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя апреля .

Занятие       №33

«Самый красивый наряд на свете», пер. с яп. В. Марковой.

Р

Коммуникативные Задавать вопросы.

Личностные Умение слушать других ,пытаться принять их точку зрения, быть готовым поменять свою.

Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки. Подвести к пониманию идеи произведения. Формирование УУД Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя апреля.

Занятие       №34

С. Романовский «На танцах».

Р

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между педагогом и сверстниками.

Личностные

Чувствовать красоту живого слова.

Регулятивные

Развивать чувство юмора.

Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа. Закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Формирование УУД Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя апреля.

Занятие       №35

В. Орлов «Ты лети к нам, соловушка...».

ОЗН

Коммуникативные

Умение слушать.

Личностные

Определять эмоции других людей , сочувствовать ,сопереживать.

Учить выразительно, в собственной манере читать стихотворение, представлять поэтическое произведение в лицах. Формирование УУД Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

1-неделя мая.

Занятие       №36

Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

ОЗН

Коммуникативные

Высказывать свою точку зрения .

Личностные

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей.

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки. Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений. Формирование УУД Развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

2- неделя мая.

Занятие       №37

Время загадок, скороговорок и считалок.

ОЗН

Личностные

Любовь и уважение к языку и его культуре.

Коммуникативные

Высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

 Формирование УУД Повторить известные произведения малых форм фольклора. Познакомить с новыми произведениями

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении объяснение содержания, показ материалов

Тек

3- неделя мая.

Занятие № 38

Стихи о дружбе, прощании с детским садом, о 1 классе школы.

Р

Личностные  Умение определять свои эмоции сочувствовать людям.

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками .

По желанию дети рассказывают стихи по заданным темам

Знакомство с творчеством и жизнью автора, пересказ, чтение вслух, заучивание наизусть, обсуждение

Чтение детям, рассказ об авторе, о произведении, объяснение содержания, показ материалов

Тек

4- неделя мая.

Типы уроков: ОНЗ – урок «открытия» нового знания, Р – урок рефлексии, ОК – урок обучающего контроля знаний, К – итоговый контроль знаний.

Виды контроля: тек – текущий, тем – тематический, итог


                                                          Список литературы

1. Гербова В.В.. Развитие речи в детском саду.- Мозаика –Синтез,2005.

2.Кандала Т.И. Перспективное планирование образовательного процесса. (От рождения до школы).- Волгоград.: Учитель, 2012

3.Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе».Методическое пособие .2014

4.Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Методическое пособие.- М.: 2010

5.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2013

6.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.-М., Мозаика –Синтез,2010.

7.Книга для чтения в детском саду и дома . Хрестоматия 6-7лет/ Сост. В.В, Гербова, Н.П. Ильчуки д.р2005

8.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада.- Мозаика-Синтез,2010

Технические средства обучения:

1)Классная доска 2)Магнитная доска.  3)Персональный компьютер 4)Ксерокс 5)Экспозиционный экран.6)Электронная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....