Рабочая программа "Ознакомление с художественной литературой детей 6-7 лет"
рабочая программа по художественной литературе (подготовительная группа)

Мачихина Татьяна Викторовна

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева (2014), полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ДО и реализует раздел «Знакомим детей с художественной литературой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_hudozhestvennaya_literatura.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Золотая рыбка»

Рабочая программа: реализация образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

(Знакомим детей с художественной литературой)

Возрастная группа детей: 6-7 лет

                                             

                                           Пояснительная записка

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева (2014), полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ДО и реализует раздел «Знакомим детей с художественной литературой»

Цель рабочей программы: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания  персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Задачи рабочей программы:

  1. Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как к виду искусства, родному языку и литературной речи.
  2. Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
  3. Обогащать читательский опыт детей за счёт произведений более сложных по содержанию и форме.
  4. В процессе ознакомления с литературой обеспечивать формирование у детей целостной картины мира, развивать способность творчески воспринимать реальную действительность и особенности её отражения художественном произведении, приобщать к социально-нравственным ценностям.
  5. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
  6. Развивать умение элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и их значения), развивать литературную речь.
  7. Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаков.
  8. Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

1.        Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 321 с.

2. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий/ Ушакова О.С., Гавриш Н.В. - М: ТЦ Сфера, 2007 - 224с.

Освоение задач литературного развития детей осуществляется в разных видах совместной деятельности детей и взрослого на основе широкого круга фольклорных и литературных текстов. Формы работы с детьми: чтение, рассказывание, беседа, прослушивание записей, просмотр видеоматериалов, просмотр (прослушивание записей) исполнения литературных текстов самими детьми, беседа после чтения, чтение с продолжением, беседы о книгах, обобщающие беседы, тематические выставки, метод проектов, вечера литературных развлечений, литературные праздники и театральные представления. Важным направлением работы с детьми становятся ознакомление с писателями и поэтами, художниками-иллюстраторами детских книг.

Круг чтения у детей 6-7 лет продолжает расширяться и усложняться как с позиции содержания текстов, так и со стороны художественной формы (разнообразие композиционного строения, стиля и речи, выразительных средств). По сравнению с предыдущей возрастной группой изменяется и усложняется подбор прозаических произведений, которые слушают дети. Детям становится доступным и интересным «чтение с продолжением» больших по объёму произведений: сказки-повести, в том числе фантастического и приключенческого содержания, в которых представлены более сложные образы героев, различные варианты их социального взаимодействия. Главное требование к отбору текстов — красота и правильность литературного языка. Для работы в рамках непосредственно образовательной деятельности отобраны произведения, которые будут интересны детям со следующих позиций: знакомства с жанрами, художественной формой; анализа образов героев; знакомства со средствами языковой выразительности, для пересказывания и рассказывания наизусть, для театрализованной деятельности. С другими рекомендованными программой произведениями дети знакомятся в совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов.

Целевые ориентиры.

  1. Ребёнок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.
  2. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определённой тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе художественного произведения.
  3. Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся.
  4. Знает фамилии 4-5 писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества.
  5. Знает фамилии 3-4 художников, которые иллюстрировали книги и писали картины на сказочные и былинные сюжеты, оформляли театральные постановки.
  6. Различают основные жанры литературных произведений (стихотворения, сказка, рассказ), имеют представления о некоторых особенностях.
  7. Воспринимают произведение в единстве его содержания и формы, высказывают своё отношение к образам героев, идее произведения.
  8. Выразительно исполняют литературное произведение.
  9. Творчески активен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов.

10. Выразительно передаёт образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявляет творчество, стремится к импровизации.

Количество учебных часов рабочей программы - 19 часов, из них 4 часа - педагогическая диагностика освоения детьми образовательной области. Продолжительность организованной деятельности не превышает 30 мин. в соответствии с требованиями СанПиН.

Форма контроля - педагогическая диагностика (устная беседа, выполнение заданий педагога, заполнение диагностической карты) - 2 раза в год, сентябрь, май.

Форма промежуточного контроля для детей, в отношении которых уровень освоения программы выявлен как низкий, ниже среднего -промежуточная педагогическая диагностика (устная беседа, выполнение заданий педагога, заполнение диагностической карты) - февраль.

Учебно-методический комплект

Литература (основная и дополнительная)

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 321 с.
  2. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий./ Ушакова О.С., Гавриш Н.В., - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224с.
  3. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньковская. МЛ 981.

Дидактические материалы

  1. Портреты детских писателей.20 век. - ООО Издательство ГНОМ и Л, 2006.
  2. Портреты русских писателей. 19 век. - ООО Издательство ГНОМ и Л, 2006.

Оборудование

  1. Книжный уголок.
  2. Виды театра: настольный, пальчиковый, теневой и др.
  3. Ширма для показа театральных представлений, игр-драматизаций.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Совместная  деятельность ребёнка и взрослого

Реализация темы в самостоятельной деятельности

Месяц

Неделя

Непосредственно

образовательная

деятельность

Программные задачи

Дополнительное

методическое обеспечение

1

2

3

4

5

6

 Сентябрь

1

Русская народная сказка

«Царевна – лягушка»

Педагогическая диагностика

Задачи: учить воспринимать образное содержание произведения;

закреплять знания о жанровых,  композиционных, языковых особенностях  русской  народной сказки;

развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

О.С. Ушакова стр.52

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет».

Игра – драматизация «Сказка – сон».

3

Русская народная сказка

«Сивка – Бурка».

Педагогическая диагностика

Задачи: учить эмоционально воспринимать  образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей;

закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

О.С. Ушакова

Стр. 56

Чтение сказки

 Х.К. Андерсен

«Дикие лебеди».

1

2

3

4

5

6

Октябрь

1

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Задачи: закрепить представления о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц;

учить понимать обобщённое значение пословиц и поговорок;  

формировать умение составлять по ним небольшие рассказы, соотносить при этом содержание с названием текста.

О.С. Ушакова

Стр. 62

Чтение рассказа

Е. Пермяка:

«Чижик – пыжик»

3

«Сказка,  про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Д. Мамина - Сибиряка

Задачи: формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы;

закреплять знания об особенностях разных литературных жанров;  

формировать умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы;

воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

О.С. Ушакова

Стр. 64

Игра:

Что было, что будет.

16, стр. 66

5

Украинская народная сказка

«Хроменькая уточка»

Задачи: познакомить  с украинской  народной  сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

О.С. Ушакова

Стр. 68

Сказка

Ш. Перро

«Спящая красавица».

1

2

3

4

5

6

Ноябрь

1

Стихотворение К. Чолиева

«ДЕРЕВЬЯ СПЯТ».

Беседа об осени.

Задачи: учить составлять рассказ с использованием  изобразительно-выразительных  средств языка;

развивать умение подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову;

передавать при помощи слов настроение, впечатления.

О.С. Ушакова

Стр. 73

Песенки:

«Барашкины кудряшки»,

«Ел щенок».

3

Русская народная сказка

«СНЕГУРОЧКА»

Задачи: формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве её содержания и художественной формы;

закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки.

О.С. Ушакова

Стр. 77

А. Пушкин.

«Сказка о царе Салтане»

1

2

3

4

5

6

Декабрь

1

Сказка В. Одоевского

«МОРОЗ ИВАНОВИЧ» 

Задачи: учить:  эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать идею сказки;

показать связь идеи сказки со значением пословицы.

О.С. Ушакова

Стр. 81

Заучивание стихотворения

Е. Карганова

«Новогодние пожелания».

3

0знакомление с жанром басни.

Басня И. Крылова

«СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»

Задачи: закреплять  представление о басне, о её жанровых особенностях;

подвести к пониманию аллегории басни, её идеи;

воспитывать чуткость  к образному строю языка басни;

раскрыть  значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определённой ситуацией.

О.С. Ушакова

Стр. 69

Дидактическая игра

«Кто больше заметит небылиц»

1

2

3

4

5

6

Январь

3

Рассказ В. Драгунского.

«ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ».

Составление рассказов по пословице.

Задачи: учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев;

видеть связь названия текста с его содержанием;

составлять по пословице короткие рассказы или сказки;

осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

О.С. Ушакова

Стр.84

Заучивание стихотворения Ф. Тютчева

«Чародейкою зимой…»

5

Рассказ С. Иванова

«КАКИМ БЫВАЕТ СНЕГ»

Задачи: формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов;

учить передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании. 

О.С. Ушакова

Стр. 90

Игра – драматизация

«Что такое хорошо и что такое плохо».

1

2

3

4

5

6

Февраль

1

Сказка

В. Катаева

«ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК».

  Задачи: подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини;

закрепить  знания о жанровых особенностях сказки.

О.С. Ушакова

Стр. 93.

Игра – драматизация

«Узнай себя»

3

Басня Л. Толстого

«СОБАКА И ЕЁ ТЕНЬ».

Анализ пословиц.

Задачи: учить осмысливать аллегорию басни, её суть, соотносить идею басни со значением пословицы.

О.С. Ушакова

Стр. 97.

Дидактическая игра

«Что, где, когда?».

1

2

3

4

5

6

Март

1

Рассказ

В. Драгунского

«ДРУГ ДЕТСТВА».

Задачи: учить осмысливать идею произведения, значение образных выражений;

закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, рассказ).

О.С. Ушакова

Стр. 100.

Дидактическая игра

«Не обзывайся».

3

Малые фольклорные формы.

Инсценировка песенок.

Задачи: поддерживать интерес к образным выражениям;

углублять знания о пословицах и поговорках;

формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок;

воспитывать любовь к устному народному творчеству.

О.С. Ушакова

Стр. 101.

Игра драматизация

«Узнай себя»

1

2

3

4

5

6

Апрель

2

Беседа о русском устном народном творчестве.

Сказка С. Аксакова

«АЛЕНЬКИЙ

ЦВЕТОЧЕК»

Задачи: систематизировать и углубить знания о русском устном народном творчестве: сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

О.С. Ушакова

Стр. 106.

Заучивание стихотворения

Ф. Тютчева

«Весенние воды».

4

Сказка У. Диснея:

«ТРИ ПОРОСЁНКА ОТДЫХАЮТ»

Задачи: учить понимать юмористический характер сказки, обращать внимание на образный язык произведения;

развивать творческую активность в процессе придумывания продолжения сказки.

О.С. Ушакова

Стр. 87

Дидактическая игра

«Из какой книги пришёл товар?»

1

2

3

4

5

6

Май

4

ИГРОВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

Педагогическая диагностика

Задачи: закрепить, систематизировать знания о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных  произведений, о малых фольклорных формах.

Изучить уровень освоения детьми образовательной области.

О.С. Ушакова

Стр.110.

Чтение рассказа

Г. Демынина

«Дружба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания.  Формируя у детей первые нравственные представления, воспит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по художественной литературе » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет).

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входят темы занятий на каждый месяц с датами их проведения; программное содержание занятия и количест...

Рабочая программа по художественной литературе в подготовительной к школе логопедической группе по лексическим темам.

Примерная рабочая программа по ознакомлению детей подготовительной к школе логопедической группы с художественной литературой по лексическим темам....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по художественной литературе в подготовительной к школе группе

Рабочая программа по художественной литературе в подготовительной к школе группе....

Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 5-6 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 5-6 лет"...

Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 6-7 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 6-7 лет"...

Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста» ...