Рабочая программа "Ознакомление с художественной литературой детей 6-7 лет"
рабочая программа по художественной литературе (подготовительная группа)
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева (2014), полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ДО и реализует раздел «Знакомим детей с художественной литературой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_hudozhestvennaya_literatura.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Золотая рыбка»
Рабочая программа: реализация образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
(Знакомим детей с художественной литературой)
Возрастная группа детей: 6-7 лет
Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева (2014), полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ДО и реализует раздел «Знакомим детей с художественной литературой»
Цель рабочей программы: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Задачи рабочей программы:
- Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как к виду искусства, родному языку и литературной речи.
- Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
- Обогащать читательский опыт детей за счёт произведений более сложных по содержанию и форме.
- В процессе ознакомления с литературой обеспечивать формирование у детей целостной картины мира, развивать способность творчески воспринимать реальную действительность и особенности её отражения художественном произведении, приобщать к социально-нравственным ценностям.
- Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
- Развивать умение элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и их значения), развивать литературную речь.
- Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаков.
- Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 321 с.
2. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий/ Ушакова О.С., Гавриш Н.В. - М: ТЦ Сфера, 2007 - 224с.
Освоение задач литературного развития детей осуществляется в разных видах совместной деятельности детей и взрослого на основе широкого круга фольклорных и литературных текстов. Формы работы с детьми: чтение, рассказывание, беседа, прослушивание записей, просмотр видеоматериалов, просмотр (прослушивание записей) исполнения литературных текстов самими детьми, беседа после чтения, чтение с продолжением, беседы о книгах, обобщающие беседы, тематические выставки, метод проектов, вечера литературных развлечений, литературные праздники и театральные представления. Важным направлением работы с детьми становятся ознакомление с писателями и поэтами, художниками-иллюстраторами детских книг.
Круг чтения у детей 6-7 лет продолжает расширяться и усложняться как с позиции содержания текстов, так и со стороны художественной формы (разнообразие композиционного строения, стиля и речи, выразительных средств). По сравнению с предыдущей возрастной группой изменяется и усложняется подбор прозаических произведений, которые слушают дети. Детям становится доступным и интересным «чтение с продолжением» больших по объёму произведений: сказки-повести, в том числе фантастического и приключенческого содержания, в которых представлены более сложные образы героев, различные варианты их социального взаимодействия. Главное требование к отбору текстов — красота и правильность литературного языка. Для работы в рамках непосредственно образовательной деятельности отобраны произведения, которые будут интересны детям со следующих позиций: знакомства с жанрами, художественной формой; анализа образов героев; знакомства со средствами языковой выразительности, для пересказывания и рассказывания наизусть, для театрализованной деятельности. С другими рекомендованными программой произведениями дети знакомятся в совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов.
Целевые ориентиры.
- Ребёнок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.
- Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определённой тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе художественного произведения.
- Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся.
- Знает фамилии 4-5 писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества.
- Знает фамилии 3-4 художников, которые иллюстрировали книги и писали картины на сказочные и былинные сюжеты, оформляли театральные постановки.
- Различают основные жанры литературных произведений (стихотворения, сказка, рассказ), имеют представления о некоторых особенностях.
- Воспринимают произведение в единстве его содержания и формы, высказывают своё отношение к образам героев, идее произведения.
- Выразительно исполняют литературное произведение.
- Творчески активен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов.
10. Выразительно передаёт образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявляет творчество, стремится к импровизации.
Количество учебных часов рабочей программы - 19 часов, из них 4 часа - педагогическая диагностика освоения детьми образовательной области. Продолжительность организованной деятельности не превышает 30 мин. в соответствии с требованиями СанПиН.
Форма контроля - педагогическая диагностика (устная беседа, выполнение заданий педагога, заполнение диагностической карты) - 2 раза в год, сентябрь, май.
Форма промежуточного контроля для детей, в отношении которых уровень освоения программы выявлен как низкий, ниже среднего -промежуточная педагогическая диагностика (устная беседа, выполнение заданий педагога, заполнение диагностической карты) - февраль.
Учебно-методический комплект
Литература (основная и дополнительная)
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 321 с.
- Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий./ Ушакова О.С., Гавриш Н.В., - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224с.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньковская. МЛ 981.
Дидактические материалы
- Портреты детских писателей.20 век. - ООО Издательство ГНОМ и Л, 2006.
- Портреты русских писателей. 19 век. - ООО Издательство ГНОМ и Л, 2006.
Оборудование
- Книжный уголок.
- Виды театра: настольный, пальчиковый, теневой и др.
- Ширма для показа театральных представлений, игр-драматизаций.
Календарно-тематическое планирование | |||||
Дата | Совместная деятельность ребёнка и взрослого | Реализация темы в самостоятельной деятельности | |||
Месяц | Неделя | Непосредственно образовательная деятельность | Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь | 1 | Русская народная сказка «Царевна – лягушка» Педагогическая диагностика | Задачи: учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской народной сказки; развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. | О.С. Ушакова стр.52 «Знакомим с литературой детей 5-7 лет». | Игра – драматизация «Сказка – сон». |
3 | Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Педагогическая диагностика | Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. | О.С. Ушакова Стр. 56 | Чтение сказки Х.К. Андерсен «Дикие лебеди». |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Октябрь | 1 | Ознакомление с малыми фольклорными формами. | Задачи: закрепить представления о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщённое значение пословиц и поговорок; формировать умение составлять по ним небольшие рассказы, соотносить при этом содержание с названием текста. | О.С. Ушакова Стр. 62 | Чтение рассказа Е. Пермяка: «Чижик – пыжик» |
3 | «Сказка, про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина - Сибиряка | Задачи: формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; формировать умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. | О.С. Ушакова Стр. 64 | Игра: Что было, что будет. 16, стр. 66 | |
5 | Украинская народная сказка «Хроменькая уточка» | Задачи: познакомить с украинской народной сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки. | О.С. Ушакова Стр. 68 | Сказка Ш. Перро «Спящая красавица». |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ноябрь | 1 | Стихотворение К. Чолиева «ДЕРЕВЬЯ СПЯТ». Беседа об осени. | Задачи: учить составлять рассказ с использованием изобразительно-выразительных средств языка; развивать умение подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову; передавать при помощи слов настроение, впечатления. | О.С. Ушакова Стр. 73 | Песенки: «Барашкины кудряшки», «Ел щенок». |
3 | Русская народная сказка «СНЕГУРОЧКА» | Задачи: формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве её содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки. | О.С. Ушакова Стр. 77 | А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Декабрь | 1 | Сказка В. Одоевского «МОРОЗ ИВАНОВИЧ» | Задачи: учить: эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать идею сказки; показать связь идеи сказки со значением пословицы. | О.С. Ушакова Стр. 81 | Заучивание стихотворения Е. Карганова «Новогодние пожелания». |
3 | 0знакомление с жанром басни. Басня И. Крылова «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ» | Задачи: закреплять представление о басне, о её жанровых особенностях; подвести к пониманию аллегории басни, её идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни; раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определённой ситуацией. | О.С. Ушакова Стр. 69 | Дидактическая игра «Кто больше заметит небылиц» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Январь | 3 | Рассказ В. Драгунского. «ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ». Составление рассказов по пословице. | Задачи: учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев; видеть связь названия текста с его содержанием; составлять по пословице короткие рассказы или сказки; осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок. | О.С. Ушакова Стр.84 | Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимой…» |
5 | Рассказ С. Иванова «КАКИМ БЫВАЕТ СНЕГ» | Задачи: формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; учить передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании. | О.С. Ушакова Стр. 90 | Игра – драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо». |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Февраль | 1 | Сказка В. Катаева «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК». | Задачи: подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини; закрепить знания о жанровых особенностях сказки. | О.С. Ушакова Стр. 93. | Игра – драматизация «Узнай себя» |
3 | Басня Л. Толстого «СОБАКА И ЕЁ ТЕНЬ». Анализ пословиц. | Задачи: учить осмысливать аллегорию басни, её суть, соотносить идею басни со значением пословицы. | О.С. Ушакова Стр. 97. | Дидактическая игра «Что, где, когда?». |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Март | 1 | Рассказ В. Драгунского «ДРУГ ДЕТСТВА». | Задачи: учить осмысливать идею произведения, значение образных выражений; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, рассказ). | О.С. Ушакова Стр. 100. | Дидактическая игра «Не обзывайся». |
3 | Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок. | Задачи: поддерживать интерес к образным выражениям; углублять знания о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; воспитывать любовь к устному народному творчеству. | О.С. Ушакова Стр. 101. | Игра драматизация «Узнай себя» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Апрель | 2 | Беседа о русском устном народном творчестве. Сказка С. Аксакова «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» | Задачи: систематизировать и углубить знания о русском устном народном творчестве: сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки. | О.С. Ушакова Стр. 106. | Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды». |
4 | Сказка У. Диснея: «ТРИ ПОРОСЁНКА ОТДЫХАЮТ» | Задачи: учить понимать юмористический характер сказки, обращать внимание на образный язык произведения; развивать творческую активность в процессе придумывания продолжения сказки. | О.С. Ушакова Стр. 87 | Дидактическая игра «Из какой книги пришёл товар?» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Май | 4 | ИГРОВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА Педагогическая диагностика | Задачи: закрепить, систематизировать знания о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений, о малых фольклорных формах. Изучить уровень освоения детьми образовательной области. | О.С. Ушакова Стр.110. | Чтение рассказа Г. Демынина «Дружба». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»
Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Формируя у детей первые нравственные представления, воспит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по художественной литературе » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет).
Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входят темы занятий на каждый месяц с датами их проведения; программное содержание занятия и количест...
Рабочая программа по художественной литературе в подготовительной к школе логопедической группе по лексическим темам.
Примерная рабочая программа по ознакомлению детей подготовительной к школе логопедической группы с художественной литературой по лексическим темам....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по художественной литературе в подготовительной к школе группе
Рабочая программа по художественной литературе в подготовительной к школе группе....
Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 6-7 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 6-7 лет"...
Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста» ...