«Планирование сюжетно-ролевых для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Цель: создать условия для успешной социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) посредством сюжетно-ролевых игр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
- Развивать игровую деятельность детей.
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Обеспечивать успешную адаптацию детей в новой группе (преодолеть эмоциональную замкнутость, развить эмоциональную отзывчивость);
- Развивать коммуникативные качества, способствовать сплочению детского коллектива (положительные взаимоотношения с детьми и взрослыми).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no4.docx | 79.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Планирование сюжетно-ролевых для детей с ограниченными возможностями здоровья
(задержка психического развития)»
Цель: создать условия для успешной социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) посредством сюжетно-ролевых игр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
- Развивать игровую деятельность детей.
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Обеспечивать успешную адаптацию детей в новой группе (преодолеть эмоциональную замкнутость, развить эмоциональную отзывчивость);
- Развивать коммуникативные качества, способствовать сплочению детского коллектива (положительные взаимоотношения с детьми и взрослыми).
Младший дошкольный возраст:
- Учить осуществлять реальные и игровые действия с предметами-орудиями по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого.
- Учить выполнять игровые действия совместно с взрослым, по подражанию, по образцу, по простейшей словесной просьбе взрослого.
- Учить детей вместе с взрослым организовывать место для игры с различными игрушками.
- Формировать умение выполнять цепочку игровых действий.
- Учить детей ролевым взаимодействиям с 2-3 партнерами, выполнять роль и за себя и за игрушку.
- Поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр.
- Учить детей использовать в игре строительный материал.
Средний дошкольный возраст:
- Продолжать учить выполнять игровые действия совместно с взрослым, по подражанию, по образцу, по простейшей словесной просьбе взрослого.
- Продолжать формировать умение выполнять цепочку игровых действий в соответствии с игровым замыслом.
- Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли.
- Продолжать учить подбирать предметы и атрибуты для игр.
- Развивать умение использовать предметы-заместители, создавать и использовать атрибуты для игры из строительного, природного и бросового материал..
Старший дошкольный возраст:
- Развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры (при небольшой помощи взрослого), развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений.
- Учить согласовывать тему до начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия.
- Продолжать учить коллективно возводить постройки, совместно планировать предстоящую Ра-боту, сообща выполнять задуманное.
- Развивать умение использовать предметы заместители.
- Поощрять участие ребенка в распределении ролей.
- Учить выполнять правила и нормы поведения в совместной игре.
- Развивать речевую активность.
Подготовительный к школе возраст:
- Определять тему для игры и развитие сюжета (если необходимо при поддержке взрослого).
- Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды и соблюдении правил игры.
- Развивать умение распределять роли между сверстниками самостоятельно.
- Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя различные атрибуты, конструкторы, строительный материал.
- Способствовать развитию речевой активности во время совместной игры.
Предполагаемые результаты:
Младший дошкольный возраст:
- Наличие у детей стремления взаимодействовать в игре со взрослым в процессе игр.
- Наличие у детей сформированных действий с игрушками, понимание используемых игрушек; называние игрушек с помощью мимики, жестов, звукоподражаний, слов.
- Выполнение в игре нескольких взаимосвязанных действий (укачивать куклу, укладывать ее спать). Выполнение игровых действий с партнерами (мама-дочка, врач-больной).
- Наличие умения самостоятельно выбирать атрибуты для игр.
- Наличие умения использовать строительный материал.
Средний дошкольный возраст:
- Наличие умения ролевого общения в соответствии с сюжетом игры с помощью речевых и неречевых средств, овладение детьми навыками общения друг с другом.
- Овладение детьми умениями принимать и выполнять цепочки игровых действий в обозначенных сюжетах при поддержке взрослого.
- Наличие умения использовать предметы-заместители.
- Наличие умения использовать в игровой деятельности продукты конструктивной, трудовой и изобразительной деятельности.
Старший дошкольный возраст:
- Согласованное выполнение детьми ролевых действий, ролевого общения в соответствии с сюжетом.
- Овладение навыками общения друг с другом по поводу организации и проведения игры.
- Овладение детьми умениями принимать и выполнять роли до конца игры при поддержке взрослого и самостоятельно.
- Умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Подготовительный к школе возраст:
- Наличие умения разворачивать сюжет игры в воображаемом, словесном плане.
- Наличие умения создать игровую обстановку, в соответствии с сюжетом игры.
- Наличие умения выполнять различные роли, наличие кратких высказываний и реплик, связанных с ролью.
- Соблюдение правил и норм поведения в игре и за ее пределами.
- Умение считаться с интересами и мнением товарищей.
Содержание образовательной деятельности представлено тематическим планированием:
приложение № 1 – младший дошкольный возраст
приложение № 2 – средний дошкольный возраст
приложение № 3 – старший дошкольный возраст
приложение № 4 – подготовительный к школе возраст
Приложение №1
Тематическое планирование по разделу «Сюжетно-ролевая игра»
(младший дошкольнй возраст)
Обучение игровому сюжету | Задачи | Содержание | Оборудование |
Тема: Обучение игре с куклой | |||
Обучение игре с куклой: Познакомимся с куклой Катей | Знакомить детей с куклой, формируя особое отношение к кукле, как к игровому заместителю человека. Дать образец несложных игровых действий с куклой, стимулировать сопровождение их речью. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Педагог держит куклу. Предлагает детям по очереди поздороваться с куклой. Каждый ребенок жмет ей руку и представляется, называя себя ласковым именем, или педагог сам называет имя ребенка. | Кукла Катя |
Обучение игре с куклой: Катя проснулась. | В совместной игре с взрослым закреплять умения действовать с предметами и игрушками. Учить объединять в игре два действия (Катя проснулась и умылась). Учить выполнять последовательную цепочку действий. Воспитывать бережное отношение к кукле. | Педагог вносит спящую куклу в кроватке. Шепотом рассказывает, как нужно себя вести, когда кто-то спит. Потом кукла «просыпается». Помогаем кукле одеться после сна. Умываем куклу. Сопровождаем действие чтением потешки. | Кукла Катя, кровать, пастельные принадлежности, предметы гигиены |
Обучение игре с куклой: Кукла Катя и кукла Ваня. | Познакомить детей с куклой-мальчиком Ваней. Учить различать кукол по одежде и прическе. Закреплять в речи названия одежды. Воспитывать заботливое, ласковое отношение к кукле. | Дети вспоминают свою знакомую куклу Катю, рассматривают ее нарядное платье, бант на голове, называют детали одежды. Педагог сообщает, что кукла идет в гости к своему другу Ване. Достает куклу. Ваня «здоровается» с каждым ребенком. Рассматриваем куклу мальчика. -Почему Ваня без банта? Подбираем игрушки для кукол(коляска, машинка) | Игрушки: кукла в платье и кукла в шортах и рубашке, коляска, машинка |
Обучение игре с куклой: Угощение для игрушек | Учить детей сервировать стол. Закреплять умение различать овощи и фрукты (называть их или показывать). Воспитывать умение действовать с предметами бытового назначения. | Игрушки рассаживаются за стол. Педагог обращает внимание детей, что мишка не любит капусту, ее ест зайчик. Еще заяц любит морковь. Кукла хочет попробовать яблоко. Предложить детям угостить гостей. | Игрушки, куклы, мишки, зайцы. Муляжи овощей и фруктов |
Обучение игре с куклой: Кукла Катя и собачка. | Продолжать учить детей употреблять слова выражающие просьбы и благодарность. Знакомить с игровыми действиями (собачка лает, бегает, грызет косточку). Продолжать учить детей называть детенышей домашних животных, общаться с ними при помощи звуковых сигналов. Стимулировать и поддерживать речевую активность детей во время действий с образными игрушками. Воспитывать ласковое, заботливое отношение к животным. | Кукла Катя хочет поиграть с детьми, но в это время кто-то лает за дверью. Педагог просит детей догадаться кто это? Вносит собачку, предлагает ей дать имя. Каждый ребенок, по примеру взрослого, берет собачку на руки, гладит ее, говорит ласковые слова. Предлагает покормить ее. После игры, собачка устала. Дети вместе с педагогом стелет одеяло на полу. Собачку укладывают спать. | Кукла Катя и собачка |
Обучение игре с куклой: Куклы на прогулке. | Продолжать учить детей навыкам одевания и раздевания. Закреплять знания о названиях одежды. Закреплять умения играть вместе, делиться игровым материалом. Воспитывать интерес к игрушкам, радость от общения и желание играть с ними. | Педагог предлагает детям поиграть с любимыми куклами. Дети одевают кукол в нужную одежду и идут по комнате за взрослым. педагог напоминает, что на улице зима и холодно. Педагог читает стихотворение «По ровненькой дорожке». По ходу игры педагог помогает детям прыгать с камешка на камешек. Дети имитируют эти же движения с куклами. | Куклы, теплая одежда, санки |
Обучение игре с куклой: Расскажем кукле сказку. | Ввести новый сюжет, рассказывание сказки. Учить детей воспроизводить сюжет знакомой сказки (мимикой, жестом, словами). Способствовать возникновению игры на темы литературных произведений. Воспитывать у детей желание участвовать в общем с взрослым и с другими детьми исполнении сказки. | Воспитатель рассказывает сказку кукле или показывает ее на столе. Затем привлекает к рассказыванию детей. | Кукла, настольный театр «Курочка Ряба |
Обучение игре с куклой: К кукле Кате пришли гости. | Показать детям как встречают гостей. Помочь понять значение вежливых слов. Развивать у детей умение реализовывать игровой замысел. Побуждать творчески воспроизводить быт в семье. Воспитывать культуру поведения во время еды. | Воспитатель беседует с детьми, распределяет роли, уточняет: «Чья это дочка? Как ее зовут? Кто мама? Кто папа? Кто еще живет в семье? | Предметы-заместители, игрушечная посуда. |
Обучение игре с куклой: Кукла Катя и кукла Аня наряжают елку. | Способствовать возможности переноса знакомых игровых действий в измененную ситуацию. Поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игры. Развивать эмоциональную отзывчивость. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. | Воспитатель проводит беседу. Кто бы хотел быть куклой Катей и Аней. Если дети отказывается, берет роль на себя, в процессе игры привлекая детей. | |
Обучение игре с куклой: Покатаем мишек с горки. | Приучать детей в играх использовать сооружение из строительного материала. Формировать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца | Педагог уточняет у детей, какое время года на улице. Помогает тем, кто не может выразиться. Рассказывает стихотворение «На прогулку» О.Кригер. Приносит в группу медведей. Рассматривают их. Педагог уточняет, почему мишкам не будет холодно на улице. Предложить детям построить мишкам горку и покатать их. После игры в группе можно вынести мишек на улицу. | Куклы, строительный материал |
Обучение игре с куклой: Катенька простудилась, ее надо полечить» | Познакомить детей с последовательностью действий и деятельностью врача. Вызвать участливое отношение к больному человеку (кукле). Воспитывать заботу о своих близких, передавать это ласковой речью, жестами. | Педагог берет на себя роль врача. Помогает укачать куклу, кладет ее в пастель, ставит ей градусник, смотрит горло, дает микстуру. | Предметы-заместители, халат, шапочка, медицинские инструменты |
Обучение игре с куклой: «Испечем пирожок» | Учить детей лепить калачики, крендельки, пирожки. Развивать мелкую моторику. Развивать умение брать на себя роль (повара). Воспитывать желание быть полезным, доводить начатое дело до конца. | Педагог предлагает испечь пирожки для кукол. Дети одевают фартуки, моют руки. Педагог показывает, как раскатывать тесто, как стряпать пирожки. Затем дети приступают к работе. Далее пирожки ставят в «духовку» для выпекания. | Соленое тесто, фартуки, вода. |
Обучение игре с куклой: Напоим куклу чаем. | Продолжать учить детей объединять в игре два действия: умылась, попила чай. Учить последовательно накрывать на стол. Закреплять знания о посуде, умение использовать посуду по назначению. Воспитывать культуру поведения во время еды. | Педагог накрывает стол для детей и называет каждое действие, проговаривает назначение посуды. Взрослый приглашает детей за стол. Говорит, что за этим столом дети будут поить своих кукол чаем. Дети выбирают их себе по желанию. «Сейчас будем пить чай, Катя. Вот наливаю чай в чашку, положу сахар, размешаю ложечкой и т.д» | Куклы, посуда чайная. |
Обучение игре с куклой: Идем в магазин за игрушками. | Знакомить с игровыми действиями: покупатель-продавец. Упражнять в повторении действий педагога. Поощрять самостоятельные игровые действия. Воспитывать положительные взаимоотношения в игре. | Педагог приносит игровой набор и говорит, что начнется игра в магазин, только играть будут игрушки. Это кукла Маша. Она-продавец. К ней подходит мишка. Он хочет купить юлу своему малышу. -Что скажет Мишка? Что ответит ему Маша? Кто из вас будет покупателем? Затем привлечь к роли продавца. | Кукла, медведь, набор игрушек(юла, матрешка, кубики..) |
Тема: Образ «Я» | |||
Вот я какой! | Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях своего внешнего вида, половых различиях. Развивать навыки самообслуживания. Воспитывать аккуратность. | Педагог показывает детям композицию: сидит кукла Катя и смотрит на себя в зеркало. Рассуждает: «У меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос один». Предложить детям посмотреть на себя в зеркало и рассказать или показать, что у него есть. | Большое зеркало, кукла Катя, маленькие зеркала. |
«Кто с тобой поздоровался» | Продолжать знакомить детей друг с другом. Развивать слуховое внимание, обогащать словарь. Воспитывать чувство эмпатии друг к другу. | Дети становятся в круг и передавая мяч друг другу здороваются. Педагог спрашивает: «Кто с тобой поздоровался?». Ребёнок должен ответить или показать. Педагог озвучивает за тех детей, кто не может сказать. | Мяч |
«Мое- не мое». | Продолжать учить узнавать фрукты на картинке. Развивать зрительное внимание, память, активизировать речь. Воспитывать желание участвовать в совместных играх. | Детям раздают большие карты разного содержания с изображением нескольких предметов. У воспитателя маленькие карточки с изображением одного из предметов на каждой. Воспитатель спрашивает детей: «Чье яблоко?» «Мое»-отвечает ребенок и получает маленькую карточку. | Карточки с изображением фруктов |
«Кто чей?» | Учить детей называть детенышей диких животных, общаться с ними при помощи звуковых сигналов. Знакомить с игровыми действиями (заяц прыгает, медведь переваливается, волк бегает рысью). Воспитывать творческие способности. | Дети приходят на поляну, на ней играют детеныши животных. Дети с ними знакомятся, называют их ласково. Дети помогают детенышам найти своих мам, определяя, кто чей по голосу. | Маски животных. Звуковое сопровождение. |
Обед в семье | Учить детей брать на себя роль члена семьи и действовать в соответствии с ней. Продолжать учить подбирать игрушки и атрибуты к игре. Разнообразить ролевое участие детей в игре с куклами. Способствовать обогащению сюжета детских игр. | Педагог повязывает косынку, надевает фартук и говорит: «Давайте, я буду мамой и звать меня будем…А вы будете мои детки. «Мама» готовит обед для своей семьи и зовет всех за стол. Можно потом предложить роль уверенному ребенку | Фартук, косынка, игрушечная посуда, куклы |
Приложение 2
Тематический план по разделу «Сюжетно-ролевая игра»
(средний дошкольный возраст)
Игровая ситуация | Задачи | Содержание | Оборудование | |
Тема: Детский сад | ||||
Детский сад приветствует ребят | Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Расширять сферу социальной активности ребенка и его представлений о жизни детского сада, группы. Развивать умение взять на себя роль. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада и желание здесь находиться. | Воспитатель может начать игру с экскурсии по детскому саду. В детском саду много групп и много детей. О детях заботятся взрослые: повар, муз. работник, врач. А кто заботиться о вас в нашей группе? (воспитатель, няня). Проходим по группе, рассматриваем все уголки, вспоминаем что для чего предназначено. Предлагаю побыть в роли няни (накрыть на стол, вытереть пыль, сварить суп). Девочки приводят кукол в детский сад, их встречает воспитатель, няня накрывает на стол. | Куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители | |
Детский сад: поделись игрушкой с другом | Учить детей понимать ситуацию, представленную в стихотворении; Формировать умение сопереживать ситуации, которая происходит на глазах у детей; Воспитывать чувство доброты. | Воспитатель приглашает детей в группу. Показывает двух подружек-кукол. Одна из них держит лягушку. От имени куклы Ани воспитатель рассказывает стихотворение «Подарок» Е.Благининой. Предлагает детям, чтобы кукла Аня не расстроилась поиграть с ней. (дети изображают лягушат, квакают, прыгают на согнутых ногах). Воспитатель предлагает сделать для Ани другую мягкую игрушку. (оригами). Предлагает детям поиграть с лягушками, оформляют совместное болото. Любуются результатом своего труда. | Куклы Аня и Маша, заводная лягушка (или игрушка, сделанная из бумаги), лягушки для всех детей, плоскостное изображение болота, декоративные украшения к нему. | |
Детский сад: повар готовит нам обед | Продолжать знакомить с трудом взрослых. Формировать интерес к профессии повара, осознавать его значимость. Совершенствовать умение объединяться в игре. Воспитывать положительное отношение к труду. | Распределить роли: мамы приводят дочек-кукол в детский сад, их встречает воспитатель. «Дети» готовятся к завтраку. А в это время на кухне повар варит кашу, режет хлеб, наливает в чайник какао. Няня несет завтрак в кастрюле, накрывает на стол (дети помогают), кормит детей, убирает посуду, моет. Дети благодарят повара и няню | Одежда для повара, посуда, плита. Полки для посуды, предметы-заместители. | |
Тема: Семья | ||||
Семья: соберем урожай | Учить различать овощи и фрукты по характерным признакам: величина, цвет, запах; Учить обследовательским действиям; Формировать у детей представления о семейном укладе жизни; Воспитывать желание трудиться и заботиться о членах семьи | Распределяем роли: мама, папа, дети. Все едут на дачу собирать урожай. Строим машину. Папа за рулем. Приезжаем, начинаем собирать овощи (фрукты). Моем и раскладываем по банкам. Делаем заготовки на зиму (салаты, компоты). | Муляжи овощей и фруктов, корзинки, «машина», руль. | |
Семь: наша кошка | Закреплять знания о домашних животных, о том, как правильно с ними обращаться; Развивать умение обобщать; Воспитывать интерес к домашним животным и чувство ответственности за того, кого приучают. | Создать игровую ситуацию: в семье заболел кот. Члены семьи вместе со своим котом посещают ветеринарную лечебницу.распределить роли. Ветеринар проводит осмотр кота, делает необходимые процедуры, дает советы по уходу и лечению животного. Роль врача выполняет воспитатель, затем ребенок. | Игрушка кота, мед.инструменты, предметы-заместители. | |
Семья: птичий двор | Расширять первоначальное представление детей о домашних птицах; Закрепить умение называть птенцов, различать их по внешним признакам; Развивать логическое мышление; Развитие умения брать на себя роль; Воспитывать интерес к жизни домашних птиц. | Воспитатель берет на себя роль мамы, которая приходит на птичий двор кормить домашних птиц. Раздать детям шапочки домашних птиц. Предлагаем изобразить голосом, кто какую птицу изображает; показать поводки кур, гусей, петуха. Рассказываем об отличительных признаках птиц. | Картинки с изображением домашних птиц и их птенцов, шапочки. | |
Семья: одень дочку на прогулку | Формировать представления детей о зимних изменениях в природе; Развивать умственную операцию сравнения: холодно – одеваемся тепло; Воспитывать положительное отношение к деятельности сверстника. | Дети с помощью воспитателя распределяют роли: мама, папа, дедушка и бабушка. Дочку-куклу уложили спать. Она проснулась, покормили, нужно пойти с ней погулять. Посмотрели в окно, там снег. Что одеть кукле из одежды? Выбирают, говорят, почему именно эту одежду. После прогулки снимают, аккуратно складывают. | Куклы с комплектом одежды, коляска, санки. | |
Семья: Новый год | Повышать положительный эмоциональный тонус детей; Учить разыгрывать сюжет игры, вживаться в роль, используя выразительные средства: мимику, жесты, интонацию; Воспитывать внимание и доброжелательное отношение к окружающим. | Дети сами по желанию выбирают костюм, называют, кем они будут. Начинают ее наряжать, готовят угощенье, подарки, празднуют. Танцуют вокруг елки, поют песни, читают стихи, дарят друг другу подарки. | Элементы костюмов животных, подарки, украшения, елка, музыкальное сопровождение. | |
Семья: большая уборка в доме | Учить детей самостоятельно развивать сюжет игры. Развивать ролевые отношения для укрепления положительных взаимоотношений между детьми. Развитие интереса к игре. | Распределение ролей: мама, папа, сестра, брат, дедушка, бабушка. Говорю. Что в семье будет праздник и придут гости, поэтому нужно навести порядок в доме. Вытереть пыль с мебели, вымыть полы можно сделать перестановку мебели. | Атрибуты для хозяйственно-бытового труда, предметы-заместители. | |
Семья: день рождения куклы | Продолжать учить детей подбирать предметы и атрибуты для игры. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | У нас в кукольной семье день рождение куклы Кати. К ней в гости придут игрушки, нужно помочь накрыть на стол. Что будем делать сначала, что потом. Дети производят действия, воспитатель помогает. Затем дети выбирают себе игрушку и приходят на праздник, озвучивают свою игрушку, выполняют какие-то действия. | Посуда для кукол, скатерть, куклы, игрушки. | |
Семья: чаепитие в семье | Побуждать детей творчески воспроизводить быт семьи; Учить распределять роли и обязанности, договариваться перед началом игры; Развивать активное речевое общение; Закрепить навыки сервировки стола и правила поведения за столом; Воспитывать организованность, умение выполнять правила игры. | Напоминаю какой приближается праздник? Кого будем поздравлять? Распределяем роли: мама, папа, бабушка, дочка, дедушка и гости. Мама с дочкой идут в парикмахерскую, папа с дедушкой накрывают на стол, готовят подарки. Бабушка стряпает пирог. Затем поздравляют и дарят подарки. Приходят гости, все садятся за стол. | Куклы, мебель, посуда, скатерть, сувениры. | |
Семья: помогаем маме ухаживать за цветами | Формировать у детей представления о комнатных растениях, строении, необходимых условиях для роста; Учить навыкам трудового процесса (рыхление, полив, протирание листьев); Воспитывать трудолюбие, отношение к цветам, как к живым существам. | Мама (воспитатель) обращает внимание что у растений поникли листья. Что произошло? Предлагаю детям помочь в уголке природы навести порядок. Распределяю обязанности (моют блюдца, вытирают пыль на шкафчиках). Затем вспоминаем. Используя модели, что необходимо для поливки. Воспитатель активизирует речь детей. Почему надо смачивать землю? Чем растение забирает воду из земли? Где корни? Как правильно направить струю? Как узнал? Что надо полить? | Тряпочки, щетки, фартуки, тазы, модели трудового процесса. | |
Тема: Автобус (путешествия, экскурсии) | ||||
Автобус | Знакомить с правилами поведения в автобусе. Закреплять знания о труде водителя и кондуктора. Развивать умение считаться с интересами товарищей. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми. | Делаем автобус из стульчиков, огораживаем кирпичиками, оставив двери спереди и сзади. Выбираем водителя, детям раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Водитель занимает свое место, кондуктор (воспитатель) вежливо предлагаем пассажирам пройти в автобус. Пассажиры с детьми занимают передние места. Кондуктор раздает билеты. Объявляет остановки: «Школа», «Больница». Следит за порядком в автобусе, передает роль ребенку. Далее ввести роль регулировщика. | Руль, строительный материал, кошельки, деньги, сумки, куклы. | |
Автобус: путешествие в осенний лес | Расширять знания детей об изменениях в природе осенью и делать умозаключения о взаимосвязи природных явлений и изменениях в одежде людей; Продолжать знакомить детей с грибами (как называются, где растут); учить собирать грибы, по одному складывая в корзинку; формировать умение имитировать простейшие движения; Развивать зрительную память; речевую активность детей, общаясь друг с другом; Учить играть дружно; Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. | Воспитатель предлагает построить автобус и поехать в лес, одеваемся (какую одежду?). Воспитатель исполняет роль водителя или выбирает желающего ребенка. Остальным раздает корзинки. Едем в автобусе в лес за грибами. Гуляем по лесу, рассматриваем осенние листья, перебираем их, сравниваем по цвету, форме, размеру. Предлагаю собрать красивый букет, аккуратно по одному листочку... Идет дождь (бегаем под дождем). После дождя хорошо растут грибы. Предлагаю собрать и рассмотреть, а затем отдать белочке или ежику | Постройка автобуса, руль, музыкальное сопровождение . Муляжи, карточки с изображением цветов и ягод, декорации осеннего леса | |
Автобус: в гости к диким животным | Закреплять знание детей о диких животных (место обитания, внешний вид, повадки); Развитие у детей способностей принять на себя роль животного. | Воспитатель предлагает представить, что находимся в лесу, где живет много диких животных. Одеваем шапочки животных, распределяем роли. Дети могут рассказать о животном (с помощью воспитателя), где живет, что есть и чем любит заниматься. Воспитатель может надеть шапку любого животного и на своем примере изобразить, как о нем рассказывать. | Маски животных, предметы-заместители. | |
Автобус: путешествие в весенний лес | Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе (таяние снега, сосульки, капель, конец спячки у животных, прилет птиц, появление цветущих растений); Развивать умение сравнивать различные периоды весны; Продолжать развивать связную речь детей; Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе | Дети за столами. Приходит Незнайка и просит помочь разобраться о каком времени года идет речь в стихах (читает, дети отгадывают). Приглашает детей в весенний лес. Какую одежду будем одевать? одеваем кукол. Поедем на поезде. Занимайте места в вагончике. (Поехали, изображаем голосом). Обращаем внимание на лесных животных, перелетных птиц, первые цветы. Буратино показывает картинку-путаницу о весне. Дети исправляют ошибки. Игровое упражнение «Одуванчик». | Фланелеграф, стихи о весне, картинки птиц, первых цветов. | |
Автобус: выезд в театр | Познакомить детей с новой игрой «Театр», дать первоначальные знания о театре; Закреплять знания о правилах поведения в общественных местах; Закреплять умение выполнять действие с куклами-перчатками, бибабо, озвучивать их; Развивать творческие способности при создании образов. | Перед игрой педагог раздает кошельки с деньгами. Приходят в театр, покупают билеты, проходят в зал. Смотрят спектакль, аплодируют. Благодарят артистов. Выходят из театра, возвращаются домой. | Ширма, игрушки бибабо, игровые атрибуты, деньги, кошельки,билеты | |
Автобус: экскурсия в фотогалерею « Рыбы» | Закрепить умение выделить и правильно называть части тела животного, рыбы, его способности; Развивать причинно-следственные связи, рассуждать, развивать наблюдательность; Развивать доброту, отзывчивость; Воспитывать желание ухаживать за обитателями живого уголка. | Экскурсия на автобусе. Едем в фотогалерею. Строим автобус. Выбираем водителя. Воспитатель экскурсовод. Рассказывает об объектах фотовыставки, о правилах ухода за ними. Обращаем внимание на экспозицию аквариумных рыб. Рассматриваем внешний вид, место обитания и уход. Едем обратно в детский сад. Воспитатель спрашивает о полученных впечатлениях. | Модели с изображением признаков животных и рыб, руль, билеты. | |
Автобус: экскурсия по городу | Расширять знания детей о городе, памятных местах, местах отдыха людей, закрепить название района; Развивать познавательный интерес к изучению истории родного города; Развивать доброжелательные отношения между детьми; Воспитывать чувство гордости за свой город. | Строительство автобуса. Экскурсовод (воспитатель) рассаживает пассажиров по местам. Едем по городу. Экскурсовод обращает внимание на парки отдыха, достопримечательности. Выходим, смотрим, фотографируемся. Приезжаем в ДК, в бассейн, к обелиску и т.д. В ходе беседы выясняется значение этих объектов.. | Фотографии, открытки, книги о городе, карта города, фотоаппарат. | |
Тема: Профессии, труд взрослых | ||||
Труд взрослых: магазин «Овощи-фрукты» | Продолжать знакомить с трудом взрослых в овощном магазине. Закреплять знания об овощах и фруктах. Развивать интерес к игре. Воспитывать у детей уважение к труду продавца, культуру поведения. | Воспитатель предлагает построить магазин (витрину), затем ее нужно оформить. Воспитатель выполняет роль продавца или покупателя. Предлагает купить продукты ко дню рождения, к празднику. | Строительный материал, игрушки, муляжи, предметы-заместители, куклы, книжки-самоделки, кошельки. | |
Труд взрослых: магазин для птиц | Углублять знания детей о поведении птиц в зимнее время. Развивать способность принять на себя роль птиц. Активизировать внимание, зрительную память. Воспитывать интерес к игре, гуманное отношение к птицам. | Ребята выбирают себе шапочки разных птиц и надевают на головы. Дети (птицы) в шапочках синиц покупают насекомых (карточки). Дети (воробьи) – семена растений. Дети (снегири) – ягоды рябины, березы, клена. Для покупки необходимо прочитать стихотворение, спеть песенку. | Карточки с изображением семян, растений, насекомых, шапочки птиц. | |
Труд взрослых: строители - горка для игрушек | Развивать у детей умение использовать в игре постройки; Учить детей подбирать предметы и атрибуты для игры; Учить договариваться, что они будут строить, согласовывать действия друг с другом и совместными усилиями достичь результата; Воспитывать желание трудится. | Рассказ детей, чем они занимаются зимой на улице. Воспитатель обращает внимание на то, что игрушки грустят. Они тоже хотят покататься на горке. Предлагаю построить горку. Дети строят горку из строительного материала. Затем катают игрушки. | Предметы-заместители. | |
Труд взрослых: летчики | Продолжать обогащать содержание игр детей; Совершенствовать умение объединяться в игре, выполнять игровые действия; Развивать умение использовать постройки из строительного материала; Дать понятия о роде войск «авиация» (охраняют неба, нашу Родину); Воспитание у детей уважения к труду летчика. | Строим воздушную полосу самостоятельно. Распределяем роли: 1 и 2 пилоты (летчики), техники. бензозаправщики, пассажиры. Пассажиры устраиваются на места, стюардесса проверяет билеты, заправщики заправляют самолет, техники осматривают. Пассажиры пристегивают ремни, взлет. Снижаемся, посадка. Пассажиры благодарят пилотов. | Игрушечные самолеты, фуражки, штурвал, пропеллеры, крылья, шланг для заправки. | |
Труд взрослых: поликлиника Кукла заболела | Раскрытие деятельности медицинского персонала; Формировать умение творчески развивать сюжет игры; Приобщение ребенка к здоровому образу жизни; Воспитание уважения к профессии врача | Воспитатель вместе с детьми оборудует кабинет врача и приемную, где ожидают пациенты. Роль врача выполняет воспитатель. (разговаривает с пациентами. Направляет игровые действия). Далее можно назначить ребенка, а самой стать пациентом, у которой заболела дочка-кукла. На прием приходит мама, приносит дочь, врач осматривает, слушает, меряет температуру, выписывает лекарство. | Игровой кукольный набор «Доктор»: термометры, шприцы, стетоскоп, молоточек, пипетка, бинт и т.д., предметы-заместители. | |
Труд взрослых: почта | Познакомить детей с понятием «почта». Расширять знания детей о формах почтовой связи. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к товарищам и близким. | Воспитатель говорит о приближении кого-либо праздника и нужно поздравить открыткой. Рисуют. Затем опускают в конверт и клеят марку. Воспитатель сам подписывает адрес, сбрасывают в ящик. Вынутые из ящика письма на машине везут на почт, а так их сортирую и дают почтальону для вручения адресату. | Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, бланки, печати, штамп |
Приложение 3
Тематическое планирование по разделу «Сюжетно-ролевая игра»
(старший дошкольный возраст)
Игровая ситуация | Задачи | Содержание | Оборудование |
Тема: Профессии, труд взрослых | |||
Труд взрослых: Парикмахерская. | Раскрыть смысл деятельности парикмахера. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Воспитывать уважение к профессии парикмахера, желание быть красивым и аккуратным | Распределяем роли: парикмахер (мастер), клиенты. Воспитатель обращает внимание на то, что у некоторых детей выросли волосы, торчат неаккуратно, поэтому нужно сходит в парикмахерскую и подстричься. Обращаю внимание на то, как общаются мастер и клиент: «Как вас подстричь? Ножницами или машинкой?» Наклоняет голову, моет, стрижет, расчесывает, сушит феном. Клиент благодарит, расплачивается, прощается и уходит. | Расчески, фен, пульвизатор, машинка, накидка для посетителей, халат для парикмахера |
Труд взрослых: Больница (для животных). (по мотивам произведения К.Чуковского «Доктор Айболит»). | Дать детям понятие: врач, который лечит животных (домашних) – ветеринар; Учить строить сюжет игры совместно с воспитателем; Учить брать роль или озвучивать игрушку; Способствовать повышению самооценки детей; Закреплять знания о том, как правильно заботиться о домашних животных; Воспитывать чувство ответственности за того, кого приучили. | Заболела собака, нужно вызвать врача (какого?) детского, взрослого, приходим к выводу, что есть специальный врач для животных. Предлагаем проехать в больницу на машине, приходим в кабинет, здороваемся, ребенок приносит игрушку-животного или сам изображает его, говорит, что болит. | Шапочки животных. Медицинские инструменты. Халат, шапочка врача, игрушки-животные. |
Труд взрослых: Пожарники. | Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека в быту; Продолжать учить распределять роли и играть дружно; Закреплять умение более активно использовать предметы-заместители; Активизировать творческий подход к игре и стимулировать фантазию. | Воспитатель рассказывает о сводке новостей: в одном доме начался пожар, вызывают команду. Обращаю внимание, что пожар можно быстро ликвидировать, если каждый будет выполнять свои обязанности: один разматывает пожарные шланги, другой устанавливает насос, третий лестницу. Воспитатель выполняет роль командира. После тушения, пожарники отдыхают и их приглашают в детский сад рассказать о правилах пользования бытовыми приборами. | Каски, предметы-заместители (шланги, лестница), рули. |
Труд взрослых: Военизированные игры (моряки). | Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки; Отображать в игре знания детей об окружающей жизни; Расширение представлений о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец; Формировать навыки позитивного общения детей; Воспитывать доброжелательные отношения в группе. | Постройка корабля, распределение ролей: капитан, моряки, кок. Подготовка к плаванию, выбор маршрута, подъем флага на корабле, возращение в порт. | Матросские воротники, штурвал, спасательный круг, флаг макет корабля |
Труд взрослых: Ателье. Дом мод. | Формировать трудовые умения; Развивать творческие способности, воображение детей; Формировать представление дошкольников о том ,что такое ателье и для чего оно нужно; Формировать умения выполнять усвоенные нормы и правила культуры поведения в общественных местах; Воспитывать уважение друг к другу. | Распределение ролей: приемщица, закройщица, портниха, заказчик, художник. Первая игра: главные роли выполняет воспитатель, дети заказчики. Далее можно раздать бумажных кукол и предложить каждому придумать весеннюю одежду, далее показ мод. Каждый ребенок показывает и рассказывает о своих моделях. | Цветная бумага, картон, ножницы, линейки, сантиметр |
Труд взрослых: Строительство. | Продолжать учить следовать в игре взятой на себя роли, пользоваться профессиональными словами, правильно называть детали построек. Закреплять знания детей о труде рабочих-строителей, об орудиях их труда. Отмечать особенности строения домов, закреплять знания о последовательности работы, о его этапах. Воспитывать уважение друг к другу. | Распределение ролей: строитель, каменщик, шофер, грузчик. наметить план игры. Деление на бригады: одна – грузит строительный материал, другая - привозит на стройку, третья – разгружает, четвертая – возводит стены дома. Воспитатель возглавляет бригаду строителей. В процессе дети меняются ролями. В готовый дом расселяем игрушечных зверей и празднуем новоселье. | Строительные наборы, грузовики, каски, предметы-заместители. |
Труд взрослых: Магазин (посуды). | Совершенствовать и расширять игровые умения детей; Учить подготавливать необходимые условия; Развивать сюжет на основе знаний; Закреплять умения классифицировать посуду (столовая, кухонная, чайная); Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнеров. | Сообщаю, что в магазин привезли посуду и все перепутали. Продавцу требуется помощь, нужно посуду рассортировать и расставить. В семье новоселье, скоро придут гости, а посуды нет. Нужно идти в магазин. Распределяем роли : мама, папа, дети, продавец, грузчик. Покупатели выбирают товар, рассчитываются, уходят. Продавец предлагает, подает, называет цену, заворачивает. Прощаются друг с другом. | Игрушечные наборы посуды, витрина, прилавок, одежда продавца, сумки, кошельки. |
Труд взрослых: Кафе | Развивать умение самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ней. Побуждать детей более широко использовать в играх знания детей об окружающей жизни. Воспитывать навыки доброжелательного отношения детей. | Воспитатель уточняет с детьми, как называются различные заведения, где люди могут покушать. Распределяет роли и обязанности(официант, который принимает заказ, кассир, повар). Совместное оформление с детьми витрины. Выбор столика, знакомство с меню. Прием заказа. Приготовление заказа прием пищи. Празднование нового года. Песни, стихи. Оплата за заказ. | Фартуки, наборы посуды, подносы, праздничное меню, скатерти, полотенце, салфетки, наборы продуктов |
Труд взрослых: Летчики. Космонавты | Формирование умения творчески развивать сюжет игры; Закрепление знаний о воздушном транспорте; Расширение знаний о работе летчиков; Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников. | Распределение роли: первый и второй пилоты (летчики), стюардесса, техники, бензозаправщики, пассажиры. Пассажиры собираются в дорогу: одевают детей, пакуют вещи, приобретают билеты на самолет, едут в аэропорт. Контролер проверяет билеты, помогает разместиться в самолете. Техники заправляют самолет, летчики располагаются за штурвалом – взлет. Стюардесса преподносит еду, питье. Посадка – люди выходят из самолета. | Строительный материал, игрушка-самолет, предметы-заместители, шлемы. |
Тема: Автобус (путешествия, экскурсии) | |||
Автобус: Поездка в лес. | Умение брать на себя роль, совместно с воспитателем развивать сюжет игры; Закрепление названий различных видов растений, семян, грибов; Воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе; Воспитывать простейшие эмпатии: улыбаться солнышку, выражать грусть на лице. | Приглашаю детей поехать в осенний лес. Предлагаю построить автобус, выбираем водителя. Лесовичок (воспитатель). Едем по городу, выезжаем за город, выходим в лесу. Видим знакомые деревья ,собираем грибы. | Коллекция листьев, семян, гербарий. Автобус (из стульев). Корзинки. |
Автобус: поездка в зоопарк | Закрепить и обогатить знания детей о животных, об их внешнем виде и о повадках; Формировать умение творчески развивать сюжет игры; Воспитывать доброе отношение к животным. | Выбираем водителя. Дети садятся в автобус и их везут в зоопарк. Услышав остановку «Зоопарк» выходят, покупают билеты, входят на территорию. Воспитатель подводит к каждой клетке и рассказывает об ее обитателе. Так обходим всю территорию. Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Зайцы и волк». Прошли покормить животных. По окончании экскурсии водитель везет детей в детский сад. | Руль, касса, билеты, автобус, игрушки – животные (5-6), детские машинки, строительный материал. |
Автобус: Путешествие в зимний лес | Учить детей имитировать движения животных по подражанию; Уточнить представления детей об образе жизни лесных зверей зимой; Развивать желание принимать участие в игре; Воспитывать у детей образные представления; Воспитывать бережное и доброе отношение к обитателям леса, к природе; Воспитывать простейшие эмоциональные реакции радость, страх, удивление. | Воспитатель приглашаем детей в зимний лес. Воспитатель превращается в старичка Лесовичка, а дети в зверей (по желанию одевают маски). Лесовик приглашает детей посмотреть, что звери и птицы делают зимой в лесу. Этюд «Идем по лесу» (Баряева, с. 259). Дети по ходу рассказа называют животных и изображают их, рассказывают, чем им приходится питаться. | Костюмы или элементы костюмов лесных зверей и птиц; игрушки: заяц, медведь, лиса, еж. Запись «Звуки леса». |
Автобус: Экскурсия на выставку аквариумных рыб. | Учить детей принимать на себя роль взрослого, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней; Учить моделировать игровой диалог; Развивать творческое воображение, связную речь детей; Уточнять знания о классе рыб, уточнить представление об условиях жизни аквариумных рыб; Воспитывать желание ухаживать за ними. | Распределение ролей: водитель автобуса, продавец магазина природы, воспитатель. Строим автобус. Воспитатель (роль выполняет ребенок) строит детей, усаживает в автобус, сообщает, что едут на экскурсию на выставку аквариумных рыб . Роль экскурсовода берет воспитатель. Показывает экспозицию аквариумных рыб, рассказывает о среде обитания и правилах ухода. После экскурсии дети делятся впечатлениями. Садятся в автобус и возвращаются в детский сад. | Прилавок, предметы-заместители, постройка автобуса, руль. |
Автобус: Экскурсия по городу Пикалево. | Закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, умение действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители; Развивать воображение, память, речь; Закрепить представление о городе, его отличие от деревни; Формировать интерес к окружающему; Дать детям элементарные сведения об истории города; Воспитывать любовь и уважение к родному городу. | Распределение ролей: шофер, экскурсовод, воспитатель. Построение автобуса. Управление автобусом (вращать руль, имитировать голосом работу мотора, предупредительного сигнала). Заправка бензином. Посадка в автобус. Поездка по городу. Остановки у достопримечательностей города. Уважаемые пассажиры, посмотрите, пожалуйста, налево, мы проезжаем (Детский мир, почту, библиотека и т.д.). Выясняется значение этих сооружений. Возвращение в детский сад. | Стулья для постройки автобуса, руль, микрофон, иллюстрации. |
Тема: Семья | |||
Семья: поездка на дачу | Продолжать учить распределять роли. Побуждать детей принимать активное участие в развитии сюжета игры. Уточнять знания детей о хозяйственно-бытовой деятельности человека осенью, развивать познавательный интерес. Воспитывать умение играть коллективно. | Распределение ролей: мама, папа, бабушка, дети. постройка автомобиля. Сбор вещей для работы на даче: лейка, лопата, грабли, семена растений. Семья садится в машину, едут по городу, останавливаются у магазина и покупают продукты. приезжают, выгружают вещи, начинают работать. Копают грядки, убирают капусту, морковь и т.д. Дети помогают взрослым, после работы садятся за стол обедать. | Руль, инструменты для сельскохозяйственных работ, «продукты», предметы-заместители |
Семья: праздник в семье | Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; Формировать ценные нравственные качества: гуманность, любовь, сочувствие, самоуважение. | Совместно с детьми разбираем игровую ситуацию, распределяем роли, планируем ход игры. В концы игры воспитатель учит детей, как правильно накрывать стол, вести себя за столом. Члены семьи веселятся. Читают друг другу стихи, поют песни, дарят подарки. | Детская мебель, посуда, бытовые приборы, предметы-заместители. |
Семья: едем в гости. | Продолжать учить развивать сюжет на основе знаний, полученных в предыдущих играх; Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры; Способствовать обогащению игры, новыми идеями, атрибутами; Развивать коммуникативные способности ребенка: вежливо общаться друг с другом, используя «волшебные» слова. | Сообща строим автобус, распределяем роли. Родители садятся впереди, дети сзади. Семья встречает семью. Приходят, здороваются, дарят подарки. Ставят на стол угощенья, приглашают к столу. Потом идут гулять. Уходят, прощаются, садятся в машину и едут домой. | |
Семья: поздравляем маму, сестру, бабушку. Связь с игрой «Парикмахерская», «Магазин». | Учить детей выполнению согласованных ролевых действий в соответствии с сюжетом; Продолжать учить детей общаться друг с другом, договариваться по ходы игры; Закрепление культурных навыков; Воспитание чуткости и внимания | Распределение ролей: мама, бабушка, дочь, папа, дедушка, гости. Уборка «квартиры» утром. Приготовление угощений, подарков (в магазин). Мама, бабушка и дочь идут в парикмахерскую делать прически. Мужчины накрывают на стол. Встречают гостей. Все садятся за стол. Проводят конкурсы, читают стихи, поздравляют с женским днем, дарят подарки | Атрибуты для игры «Семья», цветная бумага, ленты, природный материал |
Приложение 4
Тематическое планирование по разделу «Сюжетно-ролевая игра»
(подготовительный к школе )
Игровая ситуация | Задачи | Содержание | Оборудование |
Тема: Автобус (путешествия, экскурсии) | |||
Автобус: Путешествие в осенний лес . | Обобщить и систематизировать знания детей об осенних изменениях. Конкретизировать представления об условиях жизни растений. Различать деревья и кустарники по окраске. Закрепить умение творчески развивать сюжет. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. | Распределение ролей: хозяева лесных опушек, остальные гости леса. Делаем игровые пункты: цветочная поляна (угадать цветок), старый дуб – угадать ствол дерева, листик (чей лист?), у семечка – семена дерева и кустарника, у Гриба – коллекция грибов. Дети выполняют задания. В конце сюрприз – караван осенних зверей | Запись звуков леса, иллюстрации об осени, листья с разных деревьев, рисунки стволов деревьев. |
Автобус : Цирк | Закрепить умения распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. Закрепить знания о диких животных наших лесов, знания о цирке и его работниках. Воспитывать дружеское отношение друг к другу. | Детей везет в цирк автобус. Покупка билетов. Приход в цирк. Покупка атрибутов. Подготовка артистов к представлению. Цирковое представление с антрактом. Фотографирование с «животными». Возвращение на автобусе | Афиши, билеты, программки, элементы костюмов, носики, колпаки, свистульки, «ушки», канаты, обручи, шары, грим, специальная одежда для билетеров, работников буфета. |
Автобус: Экскурсия в зимний парк. | Уточнить и систематизировать знания детей о зиме и ее признаках, учить анализу и сравнению. Развивать способность наблюдать. Воспитывать любознательность. | Прогулка по зимнему парку. Помочь создать игровую обстановку. Как мы пойдем на прогулку? Что мы с собой возьмем? Как оденемся? (оденемся тепло, пойдем на лыжах, возьмем кормушки для птиц, корм для животных). | Иллюстрации, предметы-заместители, музыка П.И.Чайковского «Времена года», одежда. |
Путешествие на север | Расширять и углублять представления детей о животных севера (внешний вид, место обитания, чем питаются). Формирование ценностных Представлений о нерпе - как Уникальном ластоногом Млекопитающем озера Байкал. Расширять и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Закреплять умения овладевать ролью, развивать навыки совместной игры, сплачивать коллектив детей. Поддерживать потребность в общении с взрослым, как с источником информации об окружающем. | Наш корабль отправляется в плавание на северный полис. Моряки причалила к берегу, потому что корабль исследовательский, нужно обследовать эту землю и нанести на карту, а также выяснить какие животные здесь живут. Воспитатель берет на себя роль капитана, дети – матросы и исследователи | Географическая карта, изображение животных, подзорная труба, фотоаппарат, штурвал, модуль корабля |
Автобус: Экскурсия в весенний парк | Закреплять знания детей о характерных признаках весны. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, понимать связи между явлениями живой и неживой природы, сезонными видами труда. | Отправляемся в лес. Строим автобус. Выбираем водителя. Едем по городу, водитель соблюдает правила дорожного движения. Выезжаем за город, выходим из автобуса. Идем по лесу, обращаем внимание как выглядят деревья, какие первые цветы растут. Слушаем пение птиц. Подходим к ручью, запускаем кораблики. Устраиваемся на полянке, рисуем весенний лес. Возвращаемся обратно в город. Делаем выставку рисунков. | Цветы из бумаги, ткань голубая, кораблики, изображения птиц, деревьев, записи со звуками леса |
Автобус: Зоопарк | Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и повадках. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка. Воспитание доброго отношения к животным. | Строительство автобуса. Дети покупают билеты в зоопарк в кассе. Изучение плана зоопарке, выбор маршрута. Экскурсия по зоопарку, наблюдения за кормлением животных, помощь: подмести, убрать клетки, покормить животных. Возвращение в детский сад. | Табличка «Зоопарк», игрушечные животные, конструктор, билеты, указатели |
Рыбалка на озере. | Закрепление представлений детей о рыбной ловле, уточнить знания детей о классе рыб (название, место обитания, питание). Продолжать учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе. | Построить лодки. Соорудить удочки из конструктора. Уточнить куда плывем на лодке? Зачем? Совет: «Договоритесь с капитаном, погрузите рыбу на пароход и везите в магазины». Девочкам: «там, на пристани, привезли свежую рыбу. Не нужно ли вам купить рыбы?». | Конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, рыбки из картона. |
Путешествие на поезде по родному краю. | Расширять знания детей о транспорте, о профессиях на железной дороге. Поощрять создание устойчивых игровых объединений, умение самостоятельно договориться о совместной игре. Проявлять добрые взаимоотношения | Строительство поезда из стульев. Определить маршрут следования поезда. Приобретение билетов. Ожидание поезда. Комната «Матери и ребенка». Прибытие поезда на перрон. Объявление о прибытии. Показ билетов проводнику. Пассажиры садятся на места. Поезд отправляется в путь вокруг Байкала. Остановка. Пассажиры фотографируются, садятся обратно в вагон. Возвращаются в Пикалево. | Фуражка, билеты, касса, фотоаппараты. |
Веселое путешествие в Африку | Обучать детей игровым действиям в воображаемом плане. Формирование творчеств при создании игровой среды. Дать элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Расширять кругозор детей. Воспитывать любознательность. | Приглашаем в путешествие (на самолете, на корабле). Встречает обезьяна: Чи-чи-чи.. Дети выходят. Обезьянка предлагает потанцевать «Чунга-Чанга». Дальше будем путешествовать на верблюде (описываем его). Мы пересекли пустыню, дальше он идти не может. Отпустим его и будем путешествовать на слоне, встречаем тигра, льва, зебру. Дети под музыку изображают разных животных. Возвращаются домой. | Географическая карта, иллюстрации с изображением Африки, глобус, музыкальное сопровождение «Чунга-Чанга». |
Автобус: Экскурсия по родному городу | Расширять, уточнять знания детей о родном городе: памятники, наиболее красивые места. Развивать интерес к изучению города, желание узнать о нем больше. Развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего. Воспитывать любовь к своему городу. | Дети строят автобус. Воспитатель – экскурсовод. Дети рассаживаются по местам. Водитель садится за руль и везет по центральной улице – Советской на Комсомольскую площадь Остановки: Дворец культуры, Дом Детского творчества, Бассейн, краеведческий музей, зона отдыха» Зеленый квадрат». На остановках дети выходят, фотографируются. Экскурсовод рассказывает или слушает детей. Затем возвращаются в детский сад. | Иллюстрации открытки памятных мест города, карта Иркутска, руль, светофор |
Путешествие по Москве | Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о столице России – Москве. Дать представление о памятниках в Москве. Формировать основы патриотизма. Развивать интерес к изучению истории своей страны, желание узнать о ней больше | Воспитатель сообщает детям, что их ждет увлекательное путешествие в город-герой Москва. Мы живем далеко и поэтому полетим на самолете, едем в аэропорт, показываем билеты, садимся. Взлетаем. Дети изображают полет: У-у-у. Посадка. В аэропорту встречает автобус. Дети рассаживаются и едут по городу, рассматривают достопримечательности (используют ИКТ). Дети обедают в столовой. После экскурсии возвращаются обратно в аэропорт и летят домой. | Карта России, книги и люстрации о Москве, Кремле, Красной площади |
Тема: Семья | |||
Семья: увозим с дачи урожай | Уточнить знания детей о хозяйственно-бытовой деятельности человека осенью. Побуждать ребят принимать активное участие в развитии сюжета игры, координировать свои игровые действия с другими детьми. Воспитывать желание играть вместе. | Воспитатель предлагает создать игровую ситуацию сбора урожая на дачи и отъезда семьи в город. Распределение ролей. Строительство автомобиля. Поездка на дачу, сбор урожая, обед на даче, возвращение домой, заготовки на зиму. | Корзинки, коробки, сумки, природный материал, предметы-заместители, муляжи |
Семья: в семье заболела кошка | Углублять и систематизировать знания детей о домашних животных. Воспитывать интерес к изучению жизни домашних животных. Закреплять умение самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ней. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | Самостоятельное распределение ролей. Поездка семьи за город. Кот порезал лапу. Повезли в специальную больницу. Прием у врача, осмотр, выписка лекарства, назначение лечения, последующий прием, выписка. Вся семья рада выздоровлению общего любимца. | Набор «Доктор», «Лекарства»; телефон, атрибуты для игры «Семья». |
Семья: Телевизионный репортаж» расскажите о своей семье) | Формировать представления детей о средствах массовой информации. Упражнять детей в умении передавать свои мысли в форме короткого рассказа. Закрепить ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд – коллективный. Воспитывать коммуникативные навыки, творческие способности, поощрять поисковую деятельность в игре. | Выбор темы дня, программы. Задание корреспондентам взять интервью у детей, чтобы они рассказали о своей семье. Подготовка ведущих, зрителей. Работа осветителей. Показ программ по телевидению. | Микрофоны, фотоаппараты, элементы интерьера, сценарий, фотографии |
«Семья: обед в семье | Закрепление культурных навыков, знаний по домоводству (уборка комнаты, сервировка стола). Уточнять этические нормы поведения за столом. Воспитание чуткости, внимания. | Составление плана игры. Распределение ролей. Встают, умываются, делают зарядку, завтракают. Затем начинают готовить обед, сервировать стол. Вариант игры «Гости». Рассаживают гостей, угощают, вежливо общаются. | Кукольная посуда, воображаемое угощение, предметы-заместители, столы со скатертями, чайные приборы, вазы, чай, пироги |
Семья: поздравляем маму | Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия, взаимопомощи в семейной жизни). | Игровые роли: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра. Соорудить постройку дома по представлению. Утром мама и дочка идут в парикмахерскую, бабушка печет пирог. Папа идет в магазин, сын убирается дома. Затем вместе с дедушкой готовит подарки и накрывает на стол. Мама и дочь приходят, семья садится за стол. Далее поют песни, читают стихи, дарят подарки. | Мебель, строительный материал, игрушечная посуда, воображаемое угощение, стол со скатертью |
Тема: Профессии, труд взрослых | |||
Труд взрослых: Пекари | Познакомить детей с тем, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Закрепить знания детей о злаковых растениях. Формировать трудовые умения и навыки. Воспитывать трудолюбие. Воспитывать интерес к труду человека в природе. | Предлагаю детям испечь пряники (пирожки). Будем все пекарями. Давайте вспомним, что нужно для выпечки? А как мука получается? Из чего? Рассказ воспитателя совместно с детьми по моделям. Далее вспоминаем процесс приготовления теста (задействуем всех детей: просеиваем муку, добавляем яйца, соль ,сахар, молоко или воду), замешиваем. Катаем пряники, несем на кухню, запекаем. Чаепитие. | Колосья зерновых культур, модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба, мука разных видов, яйца, соль, лист для выпечки |
Труд взрослых: Ателье «Дом мод». | Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединятся. Развивать умения применять в игре знания о способах изменения Развивать диалогическую речь детей. Воспитывать уважение к труду модельеров, швеи. Расширять представление о то, что их труд коллективный. | Выбор и обсуждение осенней коллекции с модельером, подбор материала. Закройщики снимают мерки. Приемщица оформляет заказ. Швея выполняет заказ, проводит примерку. Кассир получает деньги за заказ. Показ коллекции. | Журналы детской одежды, швейные инструменты (сантиметр, ткани, нитки), бланки заказов, швейные машинки |
Труд взрослых: Детский сад. | Закрепить знания детей о работе мед.сестры и врача, прачки, повара, дворника и других работников детского сада. Развивать умения, применять полученные знания в коллективной игре. Воспитывать интерес и уважение к их труду, желание помогать взрослым, доставлять им радость. | Распределение ролей по выбору детей. Дети приходят в детский сад. Воспитатель принимает детей, дежурные накрывают на стол, дети завтракают, убирают за собой, няня моет, вытирает столы. Дежурные готовятся к занятию. Воспитатель проводит занятие (например рисование), отдыхают, проводят физкультурную минутку. | Игрушечная посуда, мебель, передники, косынки, предметы-заместители, атрибуты к рисованию |
Труд взрослых: Магазин (птичий) | Уточнить знания о зимующих птицах, о видах подкормки, уметь отличать птиц по их существенным признакам. Развивать коммуникативные навыки детей, активизировать речь и эмоции детей. Воспитывать бережное и внимательное отношение к птицам, желание помогать им в зимнее время. | Воспитатель обращает внимание на то, что в зимний период птицы очень нуждаются в кормах. У людей есть магазины, где она покупают продукты. Воспитатель предлагает представить, что появились магазины «для птиц». В птичьем магазине имеются разнообразные корма и теплые пуховые шубки. Для насекомоядных продают насекомых, для остальных – плоды и семена. Дети выбирают себе шапочки синиц, покупают насекомых (карточки). Дети (воробьи) – семена травяных растений. Дети (свиристели) – плоды рябины, шиповника, бузины. Снегири – семена деревьев. Для покупки необходимо прочитать стихотворение, рассказать пословицу. | Шапочки птиц, карточки с изображением ягод, семян, насекомых |
Труд взрослых: Магазин продуктов | Продолжать обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закреплять знания о функционировании магазина. Воспитывать навыки культурного поведения | Распределение ролей: продавец, покупатели. Обсуждаем план игры. Вспоминаем, как продавец общается с покупателями | Чеки, деньги, кошельки, сумки для покупателей, прилавок с муляжами овощей и фруктов, весы, касса, счетная машинка, халат для продавца |
Труд взрослых: Строительство (Дом, его части) | Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы. Закреплять умение справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение | Выбор объекта строительства, выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн постройки, сдача объекта. (Предложить детям построить дом для игрушек, распределить сколько будет комнат и какая мебель будет стоять). | Планы строительства, различные строительные материалы, инструменты, строительная техника, каски, образцы материалов |
Труд взрослых: Пограничники | Упражнять детей в согласованности действий. Учить доверять друг другу, помогать. Упражнять в умении дать четкие инструкции и четко их выполнять. Развивать внимательность, наблюдательность, коммуникативность и организаторские способности. Способствовать военно-патриотической подготовке детей. Воспитывать смелость и выносливость. | Распределение ролей, подготовка атрибутов (за день0. оборудуют штаб, договариваются, где проходит граница. Воспитатель делит детей на подгруппы: пограничный патруль, разведчики, шпионы, санитары. Командир выводит пограничников на проверку границы. Нарушители переходят ее, их ловят и доставляют в штаб к командиру. По окончании игры объявляет благодарность и зачитывает приказ. | Игрушки: пистолеты, автоматы, погоны, знаки отличия, палатка, санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, бинокли, котелок, кружки. |
Труд взрослых: Служба спасения | Создавать условия и поощрять социальное творчество. Формировать умение распределяться на подгруппы в соотвествии с игровым сюжетом и по окончании игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей. Воспитывать желание играть вместе. | Потерялся ребенок. Вызов по тревоге, осмотр места происшествия. Ориентировка на местности. Распределение спасательных работ. Использование техники. Спасение пострадавших. Оказание первой медицинской помощи. Возвращение на базу. | Рации, телефоны, планы, карты, символика службы спасения. Инструменты, защитные каски, перчатки, фонари, использование из других игр «Скорая помощь», тросы, грузовой транспорт, предметы-заместители. |
Труд взрослых: Космодром | Дать детям представление о космосе, космодроме и профессии космонавта. Развивать ориентировку в пространстве и на листе бумаги. Развивать художественно-творческое и образное мышление. Воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи. | Строительство ракеты (части: нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления). Командир отряда космонавтов – воспитатель. Бортинженер, диспетчер, командир экипажа, космонавт 1,2,3. Тренировка космонавтов. Сдача экзамена на готовность к полету. Осмотр врача. Посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщение с борта корабля, управление полетом с Земли. Приземление, встреча на Земле. Медицинский осмотр, отдых, отчет о полете. | Строительные материалы, эмблема для космонавтов, глобус, карта космического неба. |
Труд взрослых: Школа | Закреплять умения детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей. Воспитывать желание учиться. | Поступление в школу, подготовка к школе, приобретение необходимых школьных принадлежностей, 1 сентября – торжественная линейка, урок, перемена, уход домой. | Школьные принадлежности, доски, журналы, указки, карты, глобус, дневники, звонок, портфели. |
Труд взрослых: Репортаж о приходе лета | Закрепить ролевые действия работников редакции, показать, что их труд коллективный, от качества зависит результат всего коллектива. Закрепление знаний детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни. Развивать речь детей. | Редакционная компания определяет место, где будет брать интервью (в детском саду у детей). Назначают корреспондента и оператора. Изготовление журнала, использование рисунков, придумывание заголовков. Фотографирование. Составление журнала. | Фотоаппарат, блокноты, фотографии, рисунки, микрофон. |
Заключение
Обучение сюжетно-ролевой игре, хотя и занимает важное место в коррекционно-воспитательной работе, однако не является ее самоцелью, поэтому нельзя считать время зря потерянным, если ребенок не научится самостоятельно играть, и будет нуждаться в помощи взрослого. Главным является то, что наши дети выходят из своего замкнутого мира. У них появляется интерес к окружающему миру и деятельности, возникает положительное эмоциональное отношение и желание налаживать контакты со взрослыми и сверстниками. Посильное участие наших детей в игре способствует их психическому и физическому развитию. Оказывает на них стимулирующее воздействие.
В процессе сюжетно-ролевых игр дети с проблемами в развитии овладевают жизненно необходимыми навыками общения, у них развивается познавательная, эмоциональная и личностная сфера, формируются способности выражать отношение к окружающей действительности. Таким образом, осуществляется развитие детей, подготовка их к обучению в школе, а в целом проходит их первичная социализация.
Игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и общении.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра содержит разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. В сюжетно-ролевой игре заложены огромные возможности коррекции познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, произвольности поведения, развития саморегуляции как общей способности, речи, воображения, учения и т.д.
Опыт работы в коррекционных группах для детей с ЗПР показал, что в данном виде игр у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок познает законы общения, характеры, социальные роли людей, усваивает различные комбинации их соподчинения.
Литература:
- Баряева. Л.Б, Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: изд-во «Союз»,2001.
- Виноградова Н.А, Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников.-М.:Айрис-пресс, 2008.
- Деркунская В.А. Воспитание, обучение, развитие дошкольников в игре. –М.: Педагогическое общество России,2005.
- Еремеенко Н.И. Сюжетно-ролевые игры. Младшая группа. Волгоград.: Корифей, 2005
- Еремеенко Н.И. Сюжетно-ролевые игры. Подготовительная группа. Волгоград.: Корифей, 2005.
- Еремеенко Н.И. Сюжетно-ролевые игры. Средняя группа. Волгоград.: Корифей, 2005
- Еремеенко Н.И. Сюжетно-ролевые игры. Старшая группа. Волгоград.: Корифей, 2005.
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. -Ростов н/Д.: Феникс,2008.
- Михайленко Н, Короткова Н. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2009.
- Скоролупова О.А, Логинова Л.В. Играем?..Играем!!!-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, чере...
Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) с использованием элементов конструирования для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) Тема: «Сибирский медвежонок готовиться к зиме»
Цель: Создать условия для развития познавательного интереса к изображению диких животных методом лепки.Педагогические задачи:Образовательные:- Добиться уточнения знаний детей о диких живот...
Конспект занятия игра – путешествие «В деревню в гости» для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Тема: «Домашние животные» Форма организации: Подгрупповая работаЦель: Создать условия для развития познавательного интереса к своеобразной жизни в деревне и животных проживающих там....
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
Что ещё может помочь адаптации ребёнка в социуме, включению его в общественную деятельность? Это – создание благоприятного психологического комфорта и формирование предметно-развивающей среды, о...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...